на главную страницу

28 Декабря 2004 года

Российское оружие

Вторник

ИСТРЕБИТЕЛИ УЙДУТ НА ПЕРЕХВАТ

Российские Военно-воздушные силы получили первую серийную партию модернизированных Су-27СМ

Андрей ЛУНЁВ, «Красная звезда».



     Церемония передачи в состав ВВС семи самолетов Су-27СМ прошла на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении (КнААПО). В торжественной обстановке главнокомандующий ВВС России генерал армии Владимир Михайлов и генеральный директор ОАО «Холдинговая компания «Сухой» Михаил Погосян подписали соответствующие свидетельства. И с этого момента модернизированные «сушки» заняли свое место в боевом строю
     истребительного авиаполка, защищающего небо Дальнего Востока.
     Первые пять модернизированных машин, пролетев несколько тысяч километров с Комсомольска-на-Амуре, приземлились 26 декабря прошлого года на аэродроме Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС России. С этого дня летчики-исследователи центра отрабатывали методику эксплуатации самолета. И вот спустя год личный состав авиаполка, принявшего первую серийную партию «сушек», руководствуясь этими методиками, прошел соответствующую переподготовку и теперь будет уверенно летать на современных машинах.
     Истребитель-перехватчик Су-27СМ, по сути, совершенно новый и максимально приближен к самолету пятого поколения - от прежнего облика Су-27 остался разве что так называемый планер. Хотя над ним тоже изрядно потрудились, и поэтому без существенных технических доработок здесь могут быть установлены модернизированные двигатели, в том числе с изменяемым вектором тяги. Вся остальная начинка - от авионики до систем вооружения - самая современная. Теперь Су-27СМ может «работать» не только по воздушным, но и по наземным целям. У него абсолютно новые система разведки и спутниковая навигационная система. А модифицированная бортовая радиолокационная станция позволяет применять тепловизионные ракеты, а также осуществлять бомбометание в сложных метеоусловиях и ночью. Машина поднимает 8 тонн боекомплекта и класса «воздух—воздух» и «воздух—земля», и управляемое и неуправляемое вооружение - так что ей, как говорится, под силу любые задачи. При этом эффективную работу экипажа обеспечивает новое информационно-управляющее поле кабины с тремя цветными жидкокристаллическими многофункциональными индикаторами. Информация от конкретных бортовых систем может высвечиваться по желанию летчика на любом из индикаторов. Это позволяет пилотам оперативно воспринимать быстро меняющуюся информацию об окружающей обстановке и принимать решение. Корпус самолета стал еще более защищенным от воздействия средств противовоздушной обороны противника.
     - Су-27СМ соответствует самым современным требованиям сегодняшнего дня, - отметил главком ВВС России генерал армии Владимир Михайлов, - причем самолет, покидая предприятие, получает срок жизни 12 лет. Почти как новый. А затраты на него, по сравнению с новой машиной, в семь раз меньше. Он даже по своим показателям превзошел Су-30МКК и
     Су-30МКИ вместе взятые, которые были экспортированы в Индию и Китай. Потому что мы вложили в него все лучшее из них. Вот это и есть оптимальный вариант модернизации.
     Эти самолеты - первые шаги в реализации государственного оборонного заказа. Модернизации подлежит весь парк Су-27 ВВС России. Решение о заключении долгосрочных контрактов на поставку Су-27СМ в войска было принято Минобороны России в июне этого года. В следующем году ВВС получат еще не менее десятка этих самолетов. В рамках трехлетнего контракта, предусматривающего ремонт и модернизацию Су-27 ВВС России, в период до 2006 года планируется передать авиаторам полк Су-27СМ.
     Разработанную конструкторским бюро «Сухого» программу модернизации многофункциональных истребителей Су-27 в вариант Су-27СМ реализует Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение, входящее в Авиационную холдинговую компанию «Сухой». Еще десять лет назад, с возникновением новых рыночных условий, отсутствие заказов от Минобороны грозило авиаобъединению самым настоящим разрушением - в 1994 году КнААПО простояло без дела почти полгода. Теперь же это крупнейшее предприятие России и региона, производящее военную и гражданскую продукцию и работающее на экспорт, занимает одно из главных мест в экономике края. Производство оснащено компьютерной техникой, новейшими высокопроизводительными станками с программным управлением, автоматизированными линиями и стендами, позволяющими применять современные, подчас уникальные технологии. По словам генерального директора объединения Виктора Меркулова, «на оснащение предприятия по последнему слову техники только за несколько лет было выделено целевым назначением 1,5 миллиарда рублей». Так, в 2000 году на КнААПО началось внедрение автоматизированной системы управления предприятием Baan ERP, права на российскую версию которой принадлежат группе компаний «Альфа-Интегратор» - «Баан Евразия». Уже после первых месяцев эксплуатации системы на предприятии снизили потребность в оборотных средствах за счет сокращения запасов на основе совершенствования логистики и управления операционными затратами. В настоящее время разработана и начата реализация проектного решения по управлению производством. Оно позволит предприятию за счет улучшения качества продукции и снижения затрат повысить эффективность производства, а также сократить сроки вывода новой продукции на рынок. Информационные решения на основе продукта Baan ERP в той или иной степени используются и на других ведущих российских оборонных предприятиях. Несомненно, во многом благодаря этой системе управления КнААПО столь успешно конкурирует с зарубежными производителями вооружения и военной техники. Ведь современные самолеты Су, поступающие как в российские Вооруженные Силы, так и на экспорт, не имеют мировых аналогов.
     Несмотря на расширение производства и экспортную направленность фирмы, поставка боевой техники в ВВС России - абсолютно приоритетное направление компании «Сухой». По словам Михаила Погосяна, «компания готова с 2005 года начать комплексные поставки российским ВВС модернизированного фронтового бомбардировщика Су-24М2 и штурмовика Су-25СМ, а с 2006 года - боевых самолетов Су-34. Кстати, уже был проведен первый этап испытаний этого фронтового многофункционального ударного авиакомплекса. И, по мнению главкома ВВС РФ, эта машина «показала приличные результаты». Что касается создания перспективного авиакомплекса фронтовой авиации, или, проще говоря, самолета 5-го поколения, то, как отметил генерал армии Владимир Михайлов, в компании «Сухой» «работа проделана огромная» и в целом главком удовлетворен ее результатами. Полностью готова электронная модель машины, определены аэродинамический облик и ряд других параметров. А полететь он должен в 2007 году - именно об этом сроке подъема в воздух перспективного авиакомплекса фронтовой авиации Владимир Михайлов ранее докладывал Верховному Главнокомандующему.
     Начиная с 2006 года планируется удвоить объемы финансирования российских Военно-воздушных сил, увеличив их удельный вес в общей структуре оборонных расходов России примерно до 30%. Тем самым, несомненно, будет дан новый импульс и работам на предприятиях «Сухого» по приоритетным для ВВС России направлениям, таким как программы модернизации самолетов Су-27, Су-24, Су-25, поставка ударного комплекса Су-34 и работам по созданию истребителя 5-го поколения.
     Москва - Комсомольск-на-Амуре - Москва.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex