на главную страницу

28 Декабря 2004 года

ВОЕННЫЙ КОСМОС

Вторник

Первые во всем

Подготовили Александр ДОЛИНИН, Александр БОГАТЫРЕВ.



На космической ниве в наши дни трудятся сотни предприятий отечественной «оборонки». От их успехов по большому счету зависит сегодня боеготовность не только Космических войск, но и всей военной организации страны. На страницах «Военного космоса» мы будем регулярно рассказывать о конструкторских бюро и научно-исследовательских учреждениях, предприятиях и научно-производственных объединениях, локоть к локтю с которыми военнослужащие Космических войск решают задачи по поддержанию орбитальной группировки, обеспечению ракетно-космической обороны страны, испытанию новых образцов вооружения и военной техники. Открывает этот цикл публикаций рассказ о легендарной Ракетно-космической корпорации «Энергия». И это не случайно. По сути дела летопись корпорации, объединившей под своей эгидой ОКБ-1, ЦКБЭМ, НПО «Энергия», – это страницы истории становления и развития отечественной ракетной техники и практически всех направлений мировой космонавтики.

     В конце 1940-х – начале 1950-х годов на предприятии под руководством главного конструктора ракетно-космических систем С.П. Королева были заложены основы развития всех типов отечественных баллистических ракет дальнего действия – от мобильных сухопутных комплексов тактического назначения до баллистических ракет, стартующих с подводных лодок, и стратегических межконтинентальных носителей термоядерного оружия. В этот период созданы 14 типов стратегических ракетных комплексов, 11 из которых были приняты на вооружение и переданы в серийное производство. Первые отечественные твердотопливные ракеты и мобильные ракеты наземного и морского базирования на долго хранимом жидком топливе тоже берут начало отсюда.
     Первый искусственный спутник Земли (1957) и легендарная ракета Р-7 («Спутник»), которая вывела его на орбиту и предназначалась для доставки термоядерного оружия в любую точку земного шара, а затем стала первой ракетой-носителем (РН) космического назначения. Ее модификации сегодня известны как РН «Восток», «Молния», «Союз», «Союз-У», «Союз-ФГ», «Союз-2» и др. Первый в мире полет человека на космическую орбиту (1961, Ю.А. Гагарин) и первый в мире космический полет женщины (1963, В.В. Терешкова). Первый в мире выход человека в открытый космос (1965, А.А. Леонов). Первая в мире стыковка на орбите (1967). Первая космическая международная программа «Союз» – «Аполлон» (1975). Первые в мире полеты автоматических аппаратов к Луне и планетам Солнечной системы (1959 — 1969), первые снимки обратной стороны Луны и панорамы ее поверхности. Первые научные спутники (с 1957). Первые отечественные спутники связи «Молния-1» (1965) и спутники наблюдения «Зенит» (1962) за стратегически опасными районами. Это все достижения коллектива предприятия, который на заре космической эры за короткий период времени смог их обеспечить в тесном взаимодействии с частями и соединениями Вооруженных Сил страны.
     И все это делалось предприятием одновременно с подготовкой к реализации новых широкомасштабных проектов полета человека на Луну и Марс, созданием мощной РН тяжелого класса Н1, космических разгонных блоков (КРБ) с жидкостными реактивными установками и электрореактивными двигателями, созданием ядерной энергоустановки. Каждая из новых разработок, проводимых коллективом, опережала свое время и была устремлена в будущее.
     Долговременные станции семейства «Салют» стали прологом многомодульной постоянной орбитальной станции «Мир» – первого международного научного комплекса, проработавшего на орбите более 15 лет. Именно этот опыт лежит в основе проекта Международной космической станции (МКС), в котором корпорация – головной разработчик российского сегмента и большинства его важнейших элементов. Среди них служебный модуль «Звезда» – ключевой для станции, поскольку в нем сосредоточены ее основные бортовые системы управления и обеспечивается жизнедеятельность экипажа. Модуль «Пирс», предназначенный для обеспечения выхода космонавтов в открытое космическое пространство и причаливания пилотируемых кораблей «Союз ТМА»; пилотируемые корабли «Союз ТМА» и транспортные грузовые корабли «Прогресс М, М1» тоже созданы в корпорации. В будущем на МКС будут доставлены научно-энергетическая платформа, исследовательские модули и ряд других модулей различного целевого назначения.
     После катастрофы американского космического корабля «Колумбия» в феврале 2003 года успешная реализация программы МКС в пилотируемом режиме на деле подтвердила надежность России как международного партнера в крупнейших космических проектах настоящего и будущего. В этом еще раз проявлено ответственное отношение РКК «Энергия» к выполнению взятых обязательств и ее незыблемое стремление сохранить статус нашего государства как ведущей мировой космической державы, обеспечить неуклонное продвижение человечества к дальнейшему освоению космического пространства.
     Орбитальные станции по существу стали космическими исследовательскими центрами и полигонами, на которых осуществлялись проверка новых принципов и отработка новейшей аппаратуры для решения задач в интересах развития науки, укрепления обороноспособности страны и развития народного хозяйства. Широким фронтом на станциях велись работы по исследованию возможностей человеческого организма в условиях невесомости, отработке аппаратуры различных диапазонов электромагнитного спектра (от сверхнизкочастотного до оптического) и по совершенствованию аппаратуры наблюдения и слежения за стратегическими ядерными силами в различных средах для обеспечения возможности предотвращения ядерных угроз.
     Но эффективное развитие этого направления работ, которое определяет прежде всего темпы создания и внедрения наукоемких технологий и соответственно индустриальную мощь современных государств, требует ряда шагов. И один из них — работа по многоразовому шестиместному пилотируемому кораблю «Клипер» и системе транспортно-технического обеспечения «Паром», которая ведется сегодня коллективом РКК «Энергия». В этих проектах сконцентрированы опыт наших работ по созданию комплекса «Энергия -Буран» и не превзойденный никем в мире полет и посадка в автоматическом режиме корабля «Буран», а также опыт создания и эксплуатации орбитальных станций, и прежде всего станции «Мир». Учитывается в них и опыт работы по системе «Спейс Шаттл».
     Коллектив корпорации имеет уникальный опыт создания средств выведения на экологически чистых компонентах, не прекращая их разработку после успешных летных испытаний в 1987–1988 гг. многоразовой космической системы «Энергия – Буран», в состав которой входили крупнейшая в мире РН «Энергия» сверхтяжелого класса, многоразовый орбитальный корабль «Буран» и развитая инфраструктура наземных и космических средств. Система создавалась с учетом реализации концепции единого ряда отечественных экологически чистых РН среднего, тяжелого и сверхтяжелого классов («Зенит», «Гроза», «Энергия-М», «Энергия», «Вулкан»), в том числе с многоразовыми ракетными блоками первых ступеней и спасаемыми элементами блоков второй ступени. Ее испытания подтвердили на деле выдающиеся возможности организации, коллектив которой в области приоритетных высокотехнологичных и прорывных технологий достойно продолжает дело, начатое своими предшественниками во главе с академиком С.П. Королевым.
     Широко используются созданные на предприятии высоконадежные КРБ типа Д, ДМ, которые эксплуатируются с 1960-х годов, насчитывают уже 10 модификаций и около 250 успешных пусков, имеют перспективу дальнейшего применения. С 1999 года начата реализация запусков космических аппаратов (КА) на околоземные орбиты из экваториальной области акватории Мирового океана с использованием ракетно-космического комплекса морского базирования «Sea Launch», созданного по инициативе корпорации в рамках одноименного транснационального коммерческого проекта, в котором участвуют ведущие предприятия России, США, Украины и Норвегии. К настоящему времени проведено уже 14 запусков КА с этого комплекса.
     В начале 1990-х годов РКК «Энергия» сделала качественно новый шаг в области создания перспективных автоматических космических аппаратов следующего поколения различного целевого назначения, отвечающих мировому уровню. Эти работы велись на протяжении всей истории нашей организации, а их результаты передавались заказчикам в соответствующие министерства и организации. Активным шагом в этом направлении стало создание спутников связи и специализированных автоматических КА. Первый спутник связи
     «Ямал-100» эксплуатируется на геостационарной орбите с 1999 года, еще два («Ямал-200») – с 2003 года. Принципиально новым элементом этой разработки стало создание универсальной космической платформы «Виктория». На ее базе в кратчайшие сроки по мировым стандартам (за 24 месяца) могут создаваться космические аппараты различного целевого назначения, выведение которых на любые орбиты, вплоть до геостационарной, может осуществляться РН среднего класса с космодрома Плесецк. Имеющиеся производственная и испытательная базы обеспечивают на основе этой платформы изготовление в год до 8 аппаратов различного назначения с технико-эксплуатационными характеристиками, отвечающими современному мировому уровню. В настоящее время ведется изготовление таких КА по ряду государственных и коммерческих заказов.
     Широк диапазон проектно-поисковых и исследовательских работ, проводимых на предприятии по перспективным космическим средствам и средствам выведения. Среди них – проекты космических телекоммуникационных и энергетических систем с использованием крупногабаритных космических антенн и рефлекторов, ракетно-космические комплексы легкого и среднего классов («Квант», «Аврора», «Наземный старт», «Онега» и др.), высокоэффективный космический разгонный блок с солнечными газотурбинными энергоустановками, многоразовый экспедиционной пилотируемый комплекс для полетов на Марс и Луну, комплекс защиты Земли от катастрофических воздействий метеоров и комет. Вот далеко не полный перечень работ, многие из которых выполняются в сотрудничестве со специалистами космических агентств США, стран Европы и Азии, ведущих мировых аэрокосмических фирм.
     РКК «Энергия» активно внедряет космические технологии в сферу некосмического производства. Корпорация занимает устойчивую позицию в мире среди производителей протезно-ортопедических изделий. На заводе экспериментального машиностроения корпорации изготавливаются трициклы, сложная бытовая техника (пылесосы, кухонные комбайны, миксеры и др.), не уступающая лучшим зарубежным образцам. Разрабатываются перспективные экологически чистые энергосистемы для наземных и морских транспортных средств, автономного снабжения зданий и сооружений, работающие на топливных водород-кислородных элементах.
     Предприятие награждено пятью государственными орденами, имеет благодарность Президента РФ. Среди его работников – три академика РАН, 25 докторов и 206 кандидатов наук. Более 130 работников – лауреаты Государственных премий. Многие сотрудники предприятия награждены орденами и медалями, в том числе из космонавтов – сотрудников РКК «Энергия» 16 стали дважды Героями Советского Союза, 7 – Героями Советского Союза и 11 удостоены звания Героя РФ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex