на главную страницу

30 Декабря 2004 года

Тема номера

Четверг

КТО ЗАМЕНИТ ИХ В СТРОЮ?

Олег ФАЛИЧЕВ.



31 декабря, с боем курантов, завершился осенний призыв в Вооруженные Силы РФ. По указу Президента России, напомним, под боевые знамена к концу года стали 176.393 человека в возрасте от 18 до 27 лет. И хотя итоги призыва еще только подводятся, основные тенденции и проблемы он уже высветил. О чем они свидетельствуют? На этот и другие вопросы в интервью «Красной звезде» отвечает начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Василий СМИРНОВ.

     
К службе... не годен

     - Василий Васильевич, комплектование военной организации государства рядовым и сержантским составом - одна из важнейших задач органов государственной власти и военного управления. Как ее удалось решить в 2004 году, какие тенденции обозначились?
     - Пока, несмотря на объективные и субъективные трудности, удается обеспечивать укомплектованность Вооруженных Сил и других войск на достаточно высоком уровне - в пределах 92-98 процентов. Однако это только количественная сторона. Сегодня в большей мере беспокоит качество молодого пополнения, поступающего в войска.
     К сожалению, обеспечивать его приемлемый уровень становится все труднее. И только там, где со стороны органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления поддержка реальна, где задачи, связанные с подготовкой молодежи к военной службе, организацией призыва, решаются в тесном взаимодействии с органами военного управления и военными комиссариатами, можно рассчитывать на успех.
     Как это ни банально звучит, но подготовка к ратной службе начинается с патриотического и трудового воспитания молодежи, ее физической закалки, развития психологической готовности к трудностям. Увы, к ним современная молодежь подчас совершенно не готова. Поэтому очень важны единые подходы к решению таких проблем, а также к учетно-призывной работе, организации отправки в войска призывников, отбора контрактников, направлению некоторой части молодежи на альтернативную гражданскую службу. И тут прежде всего следует отметить устойчивую тенденцию снижения в общем составе призывных ресурсов доли граждан, реально призываемых на военную службу. За последние 10 лет - с 1994 по 2004 год - этот показатель снизился с 27,5 до 9,5 процента. По этой причине текущей осенью мы впервые усомнились в возможности полного укомплектования войск рядовым и сержантским составом.
     Призыв-2004 подтвердил наличие проблем и в его медицинском обеспечении, обоснованность тревоги за состояние здоровья молодых людей. Так, в целом в Российской Федерации весной этого года, например, показатель годности граждан к военной службе составил 66,4 процента, что на 0,2 процента меньше, чем весной 2003 года. Изменить ситуацию, судя по всему, можно только при глубоких системных подвижках в организации медицинского обеспечения, повышении значимости этого вопроса на всех уровнях управления как в субъектах Федерации, так и на местах. Скажу больше. Эту проблему надо рассматривать и в перспективе будущего развития регионов, поскольку это и трудовой потенциал. Выходит, хотим мы того или нет, надо все-таки искать и непременно находить возможности для оздоровления молодежи.
     - Остается ли в этом году, как и во все другие призывные кампании последних лет, проблема уклонения граждан от военной службы?
     - Согласно представленным в Генеральный штаб отчетным документам, численность юношей, уклонившихся от призыва весной 2004 года по сравнению с тем же периодом 2003-го, сократилась на 3.182 человека, но остается еще достаточно высокой. По России это 17.281 человек. Отрадно, что есть регионы, где уклонения практически отсутствуют. Так, в Магаданской области и Ямало-Ненецком автономном округе от призыва уклонились по 3 человека, а в Мурманской области весной этот показатель был нулевым.
     Однако в целом ряде субъектов количество уклонений от призыва чуть ли не сопоставимо с призванными на военную службу. Костромская область - 386, Рязанская область - 442, Смоленская область - 479, Тверская область - 651, Москва - 967, Московская область - 2.179. Нет полного удовлетворения и от степени участия органов внутренних дел в розыске таких граждан. На эти органы приходится только 21,5 процента от общего числа разысканных (для сравнения: силами военных комиссариатов - 43,3 процента).
     Нельзя признать достаточной и практику реагирования на факты уклонения. Только на 53 процента уклонившихся от службы в органы прокуратуры представлены соответствующие материалы для привлечения к уголовной ответственности. Вместе с тем в Белгородской области этот показатель и того меньше - 12, Калужской - 10,6, Самарской - 8,6, Кировской - 6,6, Саратовской - 4,9, Ульяновской - 4,5 процента.
     Явно ненормальное положение с привлечением органами прокуратуры таких граждан к уголовной ответственности (5,7 процента) и вынесением судами обвинительных приговоров в отношении уклонившихся (2 процента), как правило, с отсрочкой приговора.
     
Как растить патриотов

     - Но что в таких условиях можно сделать, что изменить?
     - Первое и очень важное, по-нашему мнению, - совместная, целенаправленная работа по подготовке граждан к военной службе. К сожалению, не все военные комиссары ее считают приоритетной. Итоги весеннего и ход осеннего призывов свидетельствуют: значительное количество граждан, получивших подготовку в образовательных учреждениях РОСТО, на военную службу не призывается. Так, более 4 процентов подготовленных специалистов не были направлены в войска. Из них около трети оказались не- годными к военной службе по состоянию здоровья.
     Несмотря на то, что задачи по участию в военно-патриотическом воспитании населения и содействию в создании клубов военно-патриотической направленности возложены на военкоматы, работа в этом направлении не везде ведется активно. Понадобились дополнительные указания Генерального штаба, чтобы отдельные должностные лица все же выявили, оживили на своих территориях соответствующие организации.
     И все же особенно остро дефицит ощущается при комплектовании частей, где требования к молодому пополнению повышены. А значит, надо особенно внимательно учитывать профиль подготовки молодежи в военно-патриотических клубах, конкретно заниматься каждым из них. Ведь именно в таких клубах юноши получают начальную армейскую закалку, осознанно делают выбор в пользу службы. Кроме того, подготовлены эти ребята обычно лучше сверстников, чем нельзя не дорожить. Но кое-кто не видит никаких различий в подготовленности разных категорий призывников. Примером тому - случай в Новосибирском военно-патриотическом объединении «Мужество, Героизм и Воля!». Его директор в течение нескольких лет (!) пытался решить с военным комиссариатом области вопрос о направлении подготовленных им юношей в ВМФ или воинские части спецназа. Многие юноши просто мечтали о такой службе и были к ней готовы. Но ни директора, ни их самих так и не услышали. Это не что иное, как типичный пример бездушия.
     В последнее время участились просьбы организаций и муниципальных образований об установлении военно-шефских связей, что, безусловно, заслуживает одобрения и поддержки. В то же время командиры ряда частей Черноморского флота и других федеральных ведомств заключают договоры о шефстве с муниципальными образованиями, которым и без того вменяется комплектование этих частей военнослужащими по призыву. Вряд ли такой подход оправдан. Скорее наоборот, некоторые надуманные «инициативы» приводят к нарушению принципа экстерриториальности, предусмотренного Федеральным законом «Об обороне».
     - Как известно, при подготовке граждан к военной службе хорошо зарекомендовали себя различные спартакиады, конкурсы военно-прикладной направленности. Они проходят, как правило, с большим охватом молодежи. Каково на этот счет ваше мнение?
     - Нет сомнения, что привлечь подростков к участию в такого рода мероприятиях намного проще и, если хотите, дешевле, чем в последующем бороться с наркоманией, подростковой преступностью. Поэтому опыт проведения таких мероприятий можно всячески приветствовать и распространять. Это особенно важно в условиях планируемого с 2008 года сокращения срока военной службы по призыву до одного года, а также перевода ряда соединений и воинских частей на комплектование по контракту. Ведь независимо от существующей в стране системы комплектования войск и сил флота готовить население к военной службе мы будем всегда. А значит, уже сейчас об этом надо серьезно думать.
     Необходимо также восстановить практику обязательной подготовки граждан к военной службе и их военно-патриотического воспитания в образовательных учреждениях, как это определено в «Основах государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года». И тут трудно переоценить роль руководителей субъектов Российской Федерации. Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к ним с просьбой поддержать инициативу Минобороны России по включению в федеральный компонент государственного образовательного стандарта подготовки к военной службе учащихся общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования с определением для занятий отдельного предмета обучения и объемных показателей. До решения этого вопроса на федеральном уровне подготовку молодежи можно осуществлять за счет использования национально-регионального компонента базисного учебного плана для образовательных учреждений, как это уже делают в Башкирии и Ямало-Ненецком автономном округе.
     Конечно, подобные меры налагают дополнительную ответственность на работников военкоматов и сборных пунктов, поскольку для многих это новые обязанности при организации призыва. Взять хотя бы факт повсеместного переодевания призывников в военную форму одежды на сборных пунктах. Поэтому важно самым бережным образом отнестись даже к очень незначительным положительным сдвигам в процессе подготовки и проведения призывных мероприятий, которые обозначились в минувший призыв, сосредоточить усилия на углублении и развитии позитивных моментов, придать им всеобщий характер.
     
Контракт не панацея

     - Помимо призыва, на военных комиссариатах лежит еще обязанность набора граждан по контракту. Как удается совмещать эти два направления?
     - Учитывая демографические, экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, а также более высокий уровень требований к профессиональной подготовке военнослужащих, Правительством Российской Федерации, как известно, была утверждена Федеральная целевая программа (ФЦП) «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей». Сегодня уже укомплектованы контрактниками воинские части и подразделения 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, полностью контрактной к 1 января 2005 года стала 42-я гвардейская мотострелковая дивизия. Контрактными становятся и все сержантские должности в воинских частях, переводимых на контрактную основу по плану ФЦП в 2005 году. Таким образом, с 1 января будущего года служить в Чеченской Республике будут только контрактники.
     Реализация ФЦП возлагает на оргмоборганы ответственную задачу по четкой организации и переводу частей постоянной готовности на добровольный способ комплектования, а также целенаправленной информационно-справочной работы по разъяснению военнослужащим преимуществ контрактной службы. Однако особое внимание следует обратить на активную позицию самих военных комиссариатов в поиске и отборе кандидатов. Образно говоря, надо не только расклеивать по столбам объявления и спокойно ждать, когда кто-нибудь придет в военный комиссариат, а развернуть энергичную наступательную агитационно-пропагандистскую работу, тесное сотрудничество со службами занятости, кадровыми органами предприятий и организаций, образовательными учреждениями.
     
- С принятием Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» в деятельности военных комиссариатов появилось новое направление работы. Как обстоят дела тут?

     - Весной 2004 года, например, должны были отправиться к местам прохождения альтернативной гражданской службы 270 человек, в том числе по решению судов - 206. Направлены же только 83. 155 человек по уважительным причинам освобождены от ее прохождения, а 32 пустились, образно говоря, в бега. То есть всячески уклоняются и от альтернативной службы.
     Это совершенно новое, я бы сказал, неожиданное явление - уклонисты-альтернативщики. Как оно возникло, почему? Ведь сколько было копий сломано вокруг Закона «Об альтернативной гражданской службе», который кое-кто считал чуть ли не панацеей от всех бед. Сколько упрекали военное ведомство в том, что оно-де тормозит его принятие, противится демократическим преобразованиям в армии. Но вот закон заработал. И что же? От воинской обязанности стали уклоняться те, кто так ратовал и добивался альтернативной гражданской службы. Эта ситуация требует изучения социологами, психологами, юристами, всем обществом. Что касается Генерального штаба, то совместно с Федеральной службой по труду и занятости он вырабатывает меры по осуществлению контроля за лицами, направляемыми для прохождения альтернативной службы.
     И последнее. Убежден: лишь настойчивость и объединение усилий всех, кто причастен к обеспечению полного и качественного укомплектования военной организации страны личным составом, позволят решить в полном объеме эту государственную задачу. Но прежде всего ее актуальность, остроту и значимость обязано осознать само общество.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex