На наиболее часто возникающие вопросы при реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, дают разъяснения специалисты Министерства промышленности и энергетики России.
- Какими правовыми нормами следует руководствоваться при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?
- Статьями 30 и 31 Жилищного кодекса РСФСР и Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в РСФСР (утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 г. № 335), установлено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства. При этом они должны руководствоваться Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и со службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054.
- Каков порядок формирования очереди на получение государственных жилищных сертификатов в субъектах Российской Федерации?
- Установление очередности граждан - участников подпрограммы для получения сертификатов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в той же хронологической последовательности, в какой каждый из них был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Взыскивается ли налог с безвозмездных субсидий, предоставленных гражданам на приобретение жилья в соответствии с подпрограммой?
- В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» предусмотрено оказание военнослужащим, указанным в статье 15 закона, безвозмездной финансовой помощи за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, либо за счет средств, выделяемых на жилищное строительство Правительством РФ. Следовательно, субсидии, предоставляемые в виде безвозмездной финансовой помощи или государственных жилищных сертификатов на покупку (строительство) жилья в порядке и на условиях, определенных статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», следует рассматривать как иные выплаты, не подлежащие налогообложению на основании положений пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса (из ответа от 18.04.2002 г. № 04-1-07/427-П187 заместителя министра по налогам и сборам Российской Федерации Б.М. Короля).
- Если гражданин - участник подпрограммы не реализовал полученный государственный жилищный сертификат, имеет ли он право на повторное его получение?
- В случае если владелец сертификата по какой-либо причине не смог решить своей жилищной проблемы в установленный подпрограммой срок действия сертификата и не воспользовался правом на получение выделенной ему субсидии, он сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе и на дальнейшее участие в подпрограмме, в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов, и не подлежит снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
- Кто имеет в рамках подпрограммы право на получение субсидии с учетом дополнительной площади?
- Среди уволенных с военной службы (службы) граждан, состоящих на учете улучшения жилищных условий в субъектах Российской Федерации, право на дополнительную общую площадь имеют только граждане, имевшие воинские звания полковник, ему равное и выше. Для граждан - участников подпрограммы, имеющих в соответствии с п. 8 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и абзацем 3 статьи 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, право на дополнительную общую площадь жилого помещения, расчет размера субсидии производится с учетом нормы дополнительной общей площади жилого помещения 15 кв. метров.
- Как оплачивается земельный участок при приобретении по сертификату дома с участком?
- В соответствии с требованиями ст. 554 Гражданского кодекса РФ в договоре купли-продажи жилого дома предмет договора должен быть определен в полном соответствии с данными технического учета.
Если согласно данным технического учета жилой дом состоит из основного строения, в котором расположены жилые помещения, и надворных построек (согласно строительным нормам и правилам это сооружения коммунального характера, хозяйственные и вспомогательные строения), такие строения составляют с домом единое целое, и их правовой режим определяется статьей 135 Гражданского кодекса РФ. При отчуждении жилого дома такие строения переходят к новому собственнику вместе с домом, если при заключении договора об отчуждении дома не были обусловлены их снос или перенос прежним собственником (п. 9 постановления пленума Верховного Суда СССР от 31.07.1981 г. № 4 «О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом собственности на жилой дом» в редакции постановления пленума Верховного Суда СССР от 30.11.1990 г. № 14).
Согласно ст. 552 Гражданского кодекса РФ по договору продажи жилого дома или иной недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Земельный участок, не занятый домом, должен быть оплачен владельцем сертификата за счет личных (заемных) средств, поскольку по условиям программы государственные субсидии на эти цели не выделяются.
|