на главную страницу

15 Января 2005 года

Планета людей

Суббота

Особенности национального веселья

Послесловие к зимним каникулам

Вадим МАРКУШИН.



     «Юмор для дураков» (выражение Владимира Познера) сделался еще одним назойливым раздражителем – в одном ряду с телевизионной рекламой. Десять новогодних дней, подаренных народу властью, стали наглядным тому подтверждением. Хохочущие, изрыгающие массу слабоумия телеканалы устроили настоящее соревнование по частоте и продолжительности передач так называемого разговорного жанра. Абсолютно лишенные чувства меры смехотворцы насиловали национальный слух и зрение самоуверенно, доводя самих себя до экстаза. Некоторые из них, надо признаться, отмечены несомненными способностями, даже талантом, и этот их талант мог бы действительно заиграть самобытными красками, но лишь при условии многократного сокращения количества появления на экране.
     У нас есть безупречная, очень высокая планка юмора – Райкин. Однако, наверное, и этот гений смеха утратил бы свое обаяние, если бы его миниатюрами перекормили народ. Но ведь ни Задорнов, ни Петросян, ни Шифрин, ни Винокур – это не Райкин. Это даже, простите меня, не Хазанов, который, видимо, решил уберечь свое имя от разросшейся до неимоверных размеров новорусской пошлости.
     Такое впечатление, что нет никакой здоровой, умной силы, которая могла бы воспрепятствовать процессу оглупления телезрителей. Порой даже кажется, что кто-то умышленно использует потенциал телевидения в интересах, противных чаяниям россиян. Во всяком случае ясно, что телевидение не живет жизнью народа. И это беда не только телевидения, но и многочисленной армии народных избранников, депутатского корпуса, посаженного на почетные и высокооплачиваемые места народом. Это наша общая беда, когда сперва что-нибудь делают, а потом думают.
     Вот внезапно ввели целые зимние каникулы, объяснив это тем, что, мол, страна все равно в эти дни водку пьет и болтается без дела. Хотя если бы прошли по улицам да поспрашивали людей, то наверняка сделали бы вывод, что такие каникулы лучше сделать в мае, в период дачных работ. Кроме того, уяснили бы, что для реализации предоставленного свободного времени людям нужны средства. На теплые моря лететь – не по карману. В театр лишний раз сходить и то трудно, для кого-то это половина пенсии. Кино, кафе, аттракционы – та же проблема. Остается одно – домашний телевизор. Уж так сложилось, что это – органическая составляющая нашего бытия, элемент массовой культуры. В силу этого телевидение могло бы играть в жизни народа, без преувеличения, великую роль.
     Однако все обстоит далеко не так. А уважаемые представители политических, культурных, общественных и всех прочих элит к этой сфере не обращают своих взыскательных взоров и не пытаются изменить ее к лучшему. Они что – не смотрят телевизор? Куда уж дальше-то? Пора остановиться, отдышаться, придирчиво вслушаться в хихикующую посредственность. Где наши телеакадемики? Где выдающиеся деятели кино, театра, литературы? Неужто, например, Юрию Полякову, Николаю Петрову, Станиславу Говорухину, Никите Михалкову все равно, что обрушивается с телеэкранов на бедные головы их соотечественников? Почему бы им не собраться в той же программе «Времена» и не обсудить сложившуюся аномалию?
     Да и вообще вопрос, наверное, надо ставить шире, поскольку рядом с юмористами самозабвенно поет и пляшет российская попса. Это – весьма и весьма тесная компашка, в которую со стороны не пробиться. Одни и те же лица, одни и те же голоса. Не стану спорить, хорошие, но постылые до невозможности. Что это за монополия такая? Есть же другие. Они, случается, промелькнут, порадуют своей неординарностью да и пропадут.
     Показали новогоднюю вечеринку под руководством Олега Меньшикова. Свежесть, изобретательность, обаяние. Не будь этой передачи, миллионам россиян, может быть, и не довелось бы увидеть, что умеет «вытворять» на рояле чудо-пианист Мацуев. А ведь есть и другие «штучные» представители российского артистического мира, бесцеремонно вытесненные с национальной эстрады.
     Шуты и попса, при всей их полезности в оптимальных дозах, внесли дисгармонию в нашу жизнь, закрыли дорогу другим жанрам развлекательных передач. Это проблема. Скажут: коммерция, телерынок. Или хуже того: у критикуемых представителей эстрады есть своя широкая аудитория. Никудышные аргументы. Задача национальной культуры (то есть государственная задача) состоит не в том, чтобы потакать наихудшим образцам творчества, а в том, чтобы подтягивать народ до уровня шедевров. К тому же и сам народ-то не желает питаться отходами массовой культуры. И не надо нам указывать на некие рейтинги, вранье все это! Не может умный русский наш народ хорошим кинофильмам, встречам с носителями истинной культуры, с выдающимися певцами предпочесть одни и те же номера одних и тех же скоморохов. У нас есть чем заполнить столь важное для нации пространство – телеэфир.
     Десять новогодних дней основательно потрепали народу и без того расшатанные нервы. Вместо отдыха и покоя он получил возможность для безрадостных раздумий о хлебе насущном, о смысле жизни, а более всего - об окружающих мерзостях. Пожалованные депутатами нерабочие дни наполнились ощущениями безысходности, многие не выдерживали и, поддавшись зову разгневанных душ, выходили на улицу, чтобы, соединившись с собратьями по несправедливому отчуждению от честно заработанных благ, хором требовать удовлетворения.
     Что-то у нас не так. Что-то не складывается. Опять на язык просится черномырдинская классика: хотели как лучше… Большие сомнения, что хотели. Скорее, создавали видимость, демонстрировали декламаторское мастерство, блистали по части иллюзий, уверяя публику в происходящих повсеместных улучшениях. Фокусников-иллюзионистов в рангах министров развелось много. Они отлично освоили новый язык цифровых манипуляций, в телекамеру глядят честными глазами, не тушуются даже под пристальным президентским взглядом. Каверзные вопросы для них – семечки, лузгают их, как бабы на завалинках. На каждый случай припасен отшлифованный пассаж, из которого непременно следует, что сытая жизнь уже настала либо вот-вот настанет, но не всякому дано разобраться в этой аксиоме. Не всякий, дескать, еще понял, в какой стране он теперь живет и что в действительности означает слово «демократия».
     Да уж, понять нелегко. Особенно тот фокус, который оборотил фиктивную войну с привилегиями в бюрократическую революцию. Всем фокусам фокус! А рядом – прочие не менее ловкие превращения. Монетизация льгот, разрекламированная в сотнях телероликов, персонажи которых излучали радость по поводу грядущих выгод, оказалась форменным надувательством. Ни льгот, ни денег. Причем монетизация была преподнесена как проявление заботы о нуждах трудящихся. Что это – незнание истинного положения или лицемерие?
     Между тем льготы существуют везде. Это фундаментальная и хорошо действующая система регуляции, а не «пережиток социализма», как кое-кто говорит. Примеров можно привести сколько угодно. В США отслужившему солдату дают не деньги для оплаты дальнейшего образования, ему предоставляют бесплатную льготу. И это по-хозяйски, уволенный со службы солдат будет учиться делу, а не тратить по своему усмотрению казенные денежки. А в Великобритании к 60-летию победы во Второй мировой войне ввели даже такую льготу: вдовам захороненных на чужбине воинов предоставлена возможность бесплатного проезда к местам нахождения могил. Так что кивать на заграницу, где якобы все выдается в натуральной монете, не стоит. Лучше еще раз хорошенько подумать о том, что льготы есть самая твердая валюта для тех, кто в них нуждается.
     Но коль уж решили отменить льготы, так надо было подойти к этой кампании со всей серьезностью. У нас же вместо облегчения существующего положения создали новые трудности. Кстати, в ближайшее время они могут, по мнению экспертов, обнаружиться в обеспечении льготными лекарствами, поскольку правительство до сих пор не утвердило соответствующую методику. В феврале-марте неприятный сюрприз ожидает инвалидов, когда те пойдут в больницы на очередное освидетельствование и столкнутся с тем, что критерии инвалидности стали более жесткими. А в мае, когда дачники в массовом порядке отправятся на свои участки, их возмутит высокая плата за проезд. До сих пор не принято полтора десятка нормативных актов, необходимых для реализации уже введенного закона. И теперь требуются срочные меры по оказанию финансовой помощи наиболее проблемным регионам.
     Вопросов накапливается все больше. Скажем, где обещанная индексация пенсий и зарплат? С какой такой стати вычеркнули из списков федеральных бюджетников сотни тысяч гражданских служащих армии и флота и тем отказали им в повышении (точнее, в индексации) зарплат? Этот вопросительный ряд можно продолжать и продолжать. Здесь целая тематика выступлений представителей правительства перед миллионами страждущих телезрителей. Выступлений разъяснительных, честных, а не уводящих в сторону, не морочащих голову доверчивым людям, которые от каждой очередной политической элиты ждут в первую очередь порядочности.
     Порядочность – вот наша национальная идея. Когда мы осознаем эту простую истину? Когда мы поймем, что принимать заведомо невыполнимые решения – непорядочно? В такой же степени непорядочно объявлять о введении какого-то нового правила, не приняв соответствующих правительственных постановлений, обеспечивающих внедрение этого правила в практику. Человек, к примеру, говорит: у меня право на бесплатный проезд. А ему в ответ: пардон, это ваше право не обеспечено деньгами, посему отойдите в сторону, гражданин хороший.
     Но вернемся к вопросу о национальном веселье. При любых раскладах оно хорошо только тогда, когда обеспечено соответствующей материальной и нравственной базой. За шутками и прибаутками непременно должна просматриваться здоровая идея. Иначе получается то, что имеет хорошо известное название – пир во время чумы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex