на главную страницу

18 Января 2005 года

Планета людей

Вторник

Ирак: война всех против всех

Марианна ГРИШИНА.



До парламентских выборов в Ираке, намеченных на 30 января, осталось две недели. Несколько дней назад временный иракский президент Гази аль-Явар, а также президент США Джордж Буш и ряд представителей американского командования в Ираке окончательно подтвердили, что выборы состоятся в обозначенные сроки. Тем не менее проблемы, связанные с легитимностью выборов и обеспечением безопасности на них, продолжают стоять весьма остро.

     
Во всех ли провинциях пройдут выборы?

     С начала января в прессе стали появляться многочисленные сообщения об отставках работников избирательных комиссий в ряде иракских провинций из-за угроз со стороны боевиков. Свои посты покинули 13 сотрудников избирательных комиссий в провинции Анбар и все члены избиркома Эль-Фаллуджи. Одновременно была обнародована информация, что иракский премьер-министр Айад Алауи проводит негласные переговоры с ведущими иракскими политиками и официальными лицами США о переносе выборов. Американское руководство, заинтересованное в скорейшем урегулировании иракского кризиса, поспешило опровергнуть эти слухи: в Белом доме сообщили, что Джордж Буш обсуждал с Алауи совсем другие вопросы, в частности проблему бойкотирования выборов суннитскими политическими группировками.
     Несмотря на протесты США против откладывания выборов, сама эта проблема отнюдь не праздная, она всерьез обсуждается многими иракскими политиками. Еще недавно о том, что выборы могут быть отложены, заявлял Гази аль-Явар, представляющий суннитскую общину Ирака. Перенести выборы на срок не менее полугода предлагали многие суннитские партии, а в декабре с такой инициативой выступили шииты из партии Иракское национальное согласие, куда входит Алауи. Эти заявления были сделаны ими на фоне усиливающегося раскола в иракской правительственной коалиции, из которой в связи с проведением «карательной операции» в Эль-Фаллудже вышла Исламская партия Ирака – крупнейшее объединение мусульман-суннитов в стране.
     Переноса даты общеиракских выборов, по всей видимости, уже не произойдет. Однако существует вероятность того, что в ряде провинций голосование 30 января не состоится. В некоторых районах Ирака необходимо будет отменить выборы из-за небезопасной обстановки, заявил 11 января в Багдаде иракский премьер-министр. О напряженной обстановке в ряде иракских провинций сообщил также начальник штаба войск коалиции американский генерал Томас Метц. Речь идет о провинциях Багдад, Анбар, Найнава и Салахаддин. По словам Метца, здесь должны более интенсивно проводиться военные операции против боевиков, чтобы дать возможность избирателям проголосовать. В Ираке есть и другие «проблемные» с точки зрения проведения голосования районы. Например, как сообщил телеканал «Аль-Джазира», жители города Киркук, населенного преимущественно курдами, отказались участвовать в голосовании из-за постоянных угроз со стороны экстремистских группировок.
     Существует и проблема фальсификации выборов, которую озвучили в своих выступлениях многие иракские политики, в том числе шиитский имам Муктада ас-Садр. Весьма любопытны в этом смысле заявления председателя Иракской национальной партии Насыра Камеля аль-Джадерджи, который в интервью эмиратской газете «Аль-Баян» объясняет, почему намеченное голосование вряд ли сможет считаться легитимным. «Высший комиссариат по выборам подвергается сейчас как внутреннему давлению - со стороны правительства, так и внешнему - со стороны США. Он полностью изолирован в месте своего расположения в «Зеленой зоне» в Багдаде и не сможет контролировать ход голосования. Места размещения избирательных участков до сих пор не определены. Во многих районах страны агитация не разрешена. Партийные программы не объявлены, партии оповещают избирателей, что не могут полностью опубликовать списки своих кандидатов по соображениям безопасности. Во многих «горячих районах» и даже в Багдаде до сих пор не составлены списки избирателей», - отмечает Аль-Джадерджи.
     
Впереди — еще более серьезные проблемы

     В то же время процедурные проблемы, связанные с подготовкой и проведением самого голосования в нынешней обстановке в Ираке, отнюдь не главные. Бывший помощник по национальной безопасности президента США Джорджа Буша-старшего Брент Скоукрофт заявил недавно в интервью «Вашингтон пост», что Ирак «стоит на пороге гражданской войны» и что предстоящие выборы сыграют негативную роль в деле стабилизации политической обстановки в этой стране. События, происходившие последние несколько месяцев в Ираке, вполне оправдывают такую оценку.
     Как известно, согласно замыслу американского руководства в Ираке 2004 год должен был стать годом перехода от реализации военной операции войсками коалиции к политическому урегулированию. 28 июня 2004 года произошла передача власти от американской администрации временному иракскому правительству, в ходе которой властные полномочия были поделены между основными этнополитическими группами – суннитами, шиитами и курдами. Временным президентом страны стал Гази Аджиль аль-Явар, представляющий суннитские племена Мосула на севере Ирака, а премьер-министром стал шиит Айад Алауи. До проведения всеобщих выборов, назначенных на январь 2005 года, американцам оставалось решить две главные проблемы – подавить антиправительственное выступление «Армии Махди» во главе с радикальным шиитским лидером Муктадой ас-Садром, а также повстанческое движение иракских суннитов, главным очагом сопротивления которых была Эль-Фаллуджа.
     Вооруженные выступления повстанцев ас-Садра удалось прекратить довольно быстро, причем относительно «бескровным» путем: в конце августа американские военные при посредничестве духовного лидера шиитов аятоллы Али ас-Систани согласились заключить перемирие с «Армией Махди», разрешив ас-Садру и его сторонникам покинуть осажденный Эн-Наджаф. Впоследствии «солдаты» «Армии Махди» согласно условиям перемирия должны были сдать оружие, а сама эта организация была преобразована в политическое движение.
     Проблема Эль-Фаллуджи, откуда американцы на полгода вывели свои войска из-за ожесточенных боев с суннитскими повстанцами, оказалась более сложной. В начале октября американское военное командование приняло решение о штурме города, где, согласно данным разведки, были сформированы крупные базы террористов и склады с оружием. Операция по захвату города, проведение которой санкционировал Айад Алауи, отличалась крайней ожесточенностью. Потери мятежников составили около 1.200 человек, при этом сотнями исчисляются также потери среди мирного населения. Под градом бомб и ракет город, подвергшийся массированным бомбардировкам с воздуха, был почти полностью разрушен.
     Вопреки прогнозам американских военных стратегов, осада и штурм американскими войсками Эль-Фаллуджи крайне негативно сказались на предвыборной ситуации в Ираке, усилив противостояние между суннитами и шиитами. Захват Эль-Фаллуджи отнюдь не привел к спаду партизанской войны, а скорее, наоборот, усилил недовольство суннитского населения действиями как американцев, так и временной иракской администрации. В декабре и январе произошел сильнейший всплеск насилия в стране: на этот период приходятся многие громкие теракты, совершенные радикальными исламскими группировками, большей частью суннитского «происхождения». Причем за многими суннитскими «актами возмездия» стояли иракская «Аль-Каида» и близкая к ней группировка Абу Мусаба аль-Заркави «Джамаат аль-Тавхид и Джихад». Напомним, что и сам Аль-Заркави, и глава «Аль-Каиды» Усама бен Ладен неоднократно обращались к иракским суннитам с призывом бойкотировать намеченные на январь выборы.
     Однако если шииты и курды объединили свои силы перед выборами, то в ведущих организациях и объединениях иракских суннитов наблюдается раскол. Именно поэтому сунниты практически единогласно требуют переноса выборов и угрожают бойкотом, если их требования не будут выполнены. Проблема состоит, таким образом, не только в том, что экстремистские группировки, включая «Аль-Каиду», постараются не дать суннитам принять участие в выборах, но и в специфике сложившейся политической обстановки. А она состоит в том, что сунниты вследствие своей разобщенности, по сути, лишены возможности быть адекватно представленными в парламенте. Таким образом, консенсус между элитами, установленный американцами в ходе передачи власти правительству Ирака, может быть нарушен. Комментируя эту проблему, иракский премьер Айад Алауи заявил следующее: «Я опасаюсь, что на выборах могут одержать победу повстанцы и те, кто поддерживает Саддама Хусейна, поскольку им удастся продолжить свою подрывную деятельность».
     Признаки того, что Ирак может скатиться к межконфессиональной войне, наблюдаются уже сейчас. Иракские боевики выдвигают все новые и новые угрозы по отношению к ведущим шиитским и курдским политикам. На прошлой неделе иракским военным удалось предотвратить покушение на премьер-министра Айада Алауи. Согласно заявлению министерства обороны Ирака, оно готовилось в суннитской провинции Анбар, которую глава правительства намеревался посетить в рамках предвыборной кампании. В Багдаде возглавляемая Муктадой ас-Садром «Армия Махди» готовила убийство министра обороны Хазема аш-Шаалана, суннита по вероисповеданию. По данным иракского оборонного ведомства, в этой акции ас-Садр намеревался задействовать до 80 боевиков. А в воскресенье в центре Багдада было совершено покушение на кандидата от шиитской партии на выборах в Национальное собрание Ирака Саламу аль-Хафаджи. Ее машина была обстреляна неизвестными, переодетыми в полицейскую форму.
     
Расплачиваться придется долгие годы

     В царящем в Ираке хаосе становится все сложнее разобраться, кто за что выступает и кто на чьей стороне. Аятолла Али ас-Систани призывает шиитских избирателей прийти на избирательные участки 30 января, а шиитский лидер Муктада ас-Садр тем временем занимается организацией громкого политического убийства. Президент страны требует то отложить выборы, то провести их в срок. Как сообщает советник правительства Ирака по национальной безопасности Муафак аль-Рубаи, даже между иракскими боевиками и террористами Усамы бен Ладена нет единства.
     В этих условиях Пентагон принял решение об усилении американского воинского контингента в Ираке в целях обеспечения безопасности в преддверии выборов. Согласно поступившим сообщениям, только в Багдаде охрану избирательных участков будут обеспечивать около 35 тысяч военных, то есть около одной пятой от общего числа американских военнослужащих, находящихся в Ираке. Повсеместно проводятся так называемые зачистки. На январь военное командование США совместно с иракским правительством запланировало проведение операции в Мосуле, направленной на искоренение в этом районе «очагов насилия и террора». Журнал «Ньюсуик» сообщил даже о намерениях Пентагона направить на Ближний и Средний Восток специальные оперативные группы с целью ликвидации лидеров «Аль-Каиды», функционеров бывшего режима Саддама Хусейна и руководителей нынешней вооруженной оппозиции в Ираке. Кроме того, будет создано элитное подразделение спецназа из иракцев для более жесткой и эффективной борьбы с повстанцами и террористами. Впрочем, эту информацию опроверг заместитель госсекретаря США Ричард Армитадж.
     В феврале Пентагон планирует запросить у конгресса еще 100 миллиардов долларов на обеспечение текущих операций в Ираке и Афганистане. Таким образом, общая сумма расходов на ведение войны значительно превысит 200 миллиардов долларов. При этом в эти суммы не включены средства, которые потребуются на восстановление боеспособности американской армии. По словам одного из членов комитета по вооруженным силам палаты представителей конгресса США, Америке «придется расплачиваться за эту войну еще долгие годы». По оценке бюджетного управления конгресса, если бы война в Ираке завершилась прямо сейчас, то армии потребовалось бы еще свыше 20 миллиардов долларов сверх расходов, запланированных на ближайшие три года, чтобы выйти на довоенный уровень боеготовности. Согласно исследованию, проведенному по заказу министра обороны США Дональда Рамсфелда, с целью определить, какое воздействие война оказала на состояние вооружений, огромное количество техники и оборудования не подлежит ремонту, а требует полной замены. Официальные потери в личном составе уже превысили 1.000 человек убитыми.
     Между тем американское руководство впервые объявило о возможных сроках начала вывода войск из Ирака. Как сообщил 12 января госсекретарь США Колин Пауэлл, американские войска начнут покидать Ирак уже в 2005 году. «Я бы хотел, чтобы наши войска были выведены как можно скорее», - пояснил он. Но при этом Пауэлл затруднился сказать, когда именно начнется сокращение воинского контингента и в каких масштабах. По его словам, с учетом средств, вложенных в подготовку иракской армии, национальной гвардии и полиции, можно рассчитывать на то, что иракцы уже в 2005 году смогут взять на себя значительную часть функций по поддержанию безопасности в стране, и в этой связи численность американских военных можно будет уменьшить. Насколько реальны эти расчеты, пока трудно сказать. Зато известно другое – на днях США прекратили искать в Ираке оружие массового уничтожения. Как известно, утверждения о его наличии у Саддама Хусейна послужили главным оправданием американской интервенции в эту страну.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex