на главную страницу

19 Января 2005 года

Планета людей

Среда

Частника допустили к оружию

Александр ТИХОНОВ.



     Прокомментировать складывающуюся ситуацию, ответив на эти и другие вопросы, «Красная звезда» попросила украинского и российского экспертов.
     Директор украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин БАДРАК так прокомментировал указанные изменения законодательства Украины:
     - Участие частного сектора в производстве оружия – очень положительное явление, решение о котором давно продвигалось. Мы считали, что большой ошибкой было ранее предусмотренное участие в гособоронзаказе исключительно государственных структур.
     Во-первых, мы видим положительный аспект во взаимопроникновении возможностей и технологий гражданского и военного секторов промышленности.
     Благодаря приходу в оборонный сектор негосударственных структур будут новые финансовые вливания в данную отрасль. В новой ситуации частник сможет разделить финансовые риски с государственной структурой. Соответственно станет более понятным и прозрачным отношение к новым разработкам.
     На систему экспортного контроля принятое законодателем решение не повлияет, поскольку государство сохраняет за собой возможности, во-первых, распределения гособоронзаказа и, во-вторых, выдачи соответствующим структурам лицензий на продажу ВВТ. В связи с этим, на наш взгляд, негосударственные структуры не смогут обладать возможностью реализации созданных своими мощностями ВВТ. Как и раньше, эта продукция будет реализовываться через уполномоченных посредников или государственных спецэкспортеров.
     Безусловно, многие оборонные предприятия Украины и России технологически тесно связаны между собой. И я не думаю, что приход негосударственных структур может каким-то образом негативно сказаться на кооперации украинских и российских предприятий. Наоборот, это может заметно оживить ситуацию. Например, негосударственная структура – киевская холдинговая компания «Укрспецтехника» работает с российскими структурами по вопросам модернизации радиолокации, и задействование частного капитала позволит ей принимать активное участие в таких проектах, которые предусматривают выход на рынки третьих стран (например, в модернизации комплекса ПВО С-25 до версии «Печора-2М»).
     Что касается возможности скупки украинской оборонной промышленности какими-то зарубежными структурами, то их стратегии, конечно, могут быть различными. Самый яркий пример последних лет – когда Московский завод им. Миля был куплен и фактически осуществлялась ликвидация его производственной структуры. Безусловно, такие возможности теоретически могут существовать. Но на самом деле я уверен, что создание промышленных холдингов, корпораций, концернов, в том числе транснациональных, имеет только положительный аспект и несет в себе новые возможности, прежде всего проектные.
     Если, к примеру, Украина производит самолеты специального назначения (Ан-32 или Ан-140) и на определенных рынках заказчик пожелает иметь эту технику с иностранными двигателями, то почему бы не осуществлять такую проектную кооперацию? Я вижу в этом положительное зерно и думаю, что такие проекты будут иметь место. Расширение возможностей ОПК за счет прихода негосударственного сектора позволит расширить спектр поставляемой или предлагаемой на рынки техники.
     - Вы считаете, что скупка контрольных пакетов акций украинских оборонных предприятий, скажем, американскими корпорациями в принципе невозможна?
     - Я не говорю, что это невозможно. Однако, во-первых, для этого необходимо время. Для подобных покупок нужна внутренняя интеграция. И мы видим на примере объединения того же российского авиапрома и прихода европейского самолетостроительного концерна в российский авиапром очень полезный опыт. Я считаю, что прежде чем продавать акции какого-либо предприятия (американской стороне или российской – неважно), нужно максимально изучить возможности внутренней интеграции. Поскольку само укрупнение производства позволит вести переговоры уже на новом качественном уровне. При условии объединения, например, украинских самолетостроительных заводов удельный вес украинского авиапрома резко увеличится, и его возможности по ведению переговоров относительно продажи какой-то части акций тоже возрастут.
     По оценкам экспертов, сегодня только 4 процента украинских оборонных предприятий сменили форму собственности, поэтому говорить о тотальной приватизации украинской «оборонки» и о приходе иностранных структур в этот сектор украинской экономики пока еще преждевременно.
     А вот что нам рассказал директор российского Центра анализа стратегий и технологий (под эгидой центра издается журнал «Экспорт вооружений») Руслан ПУХОВ:
     - Приватизация украинских оборонных предприятий не предполагает их перепрофилирование, и они будут продолжать выпускать ту же продукцию. Данным приватизируемым предприятиям надо было дать шанс заниматься этой деятельностью в рамках правового поля.
     Во-вторых, нет ничего криминального в том, что частная промышленность что-то производит. И у нас в России одна из самых успешных оборонных компаний «Иркут» является частной. На Западе такие компании, как «Боинг», «Локхид Мартин», тоже частные.
     Что касается конкуренции с Россией, то ситуация такова, что, например, на рынке боеприпасов есть переизбыток мощностей в России. Поэтому украинцам будет крайне сложно найти свое место на рынке. Особенно после тех событий, которые показали, что украинское государство фактически расколото пополам и не может быть гарантированным поставщиком, надежным партнером в области военно-технического сотрудничества. К тому же Украина в основном оперирует на тех рынках, которые чрезвычайно низкоприбыльны (например, африканский рынок), в проблемных странах, которые находятся или под эмбарго, или на грани эмбарго. Еще один тип рынков, на которых оперирует Украина, – это рынки, куда мы не можем прийти. Например, мы не можем прийти в Пакистан – у нас принято на сей счет политическое решение. А поставка танков Украиной в Пакистан «разогрела» индийский рынок, и индийцы купили у нас Т-90.
     Поэтому наличие Украины на этом рынке, несмотря на то, что она выступает конкурентом (хотя далеко не по всей номенклатуре), для российских экспортеров ВВТ является дополнительным стимулом работать лучше. К тому же Украина «разогревает» нам рынок.
     Вне зависимости от того, являются украинские оборонные предприятия частными или государственными, им это сильно не поможет найти место на рынке, хотя и не повредит. Другое дело, что такой президент, как Ющенко, первым делом сдаст американцам украинскую «оборонку», как это сделали в свое время чехи. Тогда Украина окончательно перестанет быть нам конкурентом и из разряда экспортеров вооружений перейдет в разряд импортеров.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex