на главную страницу

21 Января 2005 года

Планета людей

Пятница

Отвечая на вызовы времени

Подготовил Роман СТРЕШНЕВ.



В Москве состоялась международная конференция по перспективам Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Как показывают международный опыт и современная практика, даже очень сильному государству противостоять в одиночку какой-либо масштабной угрозе обычно не под силу. Это касается как опасности крупномасштабных военных действий, так и появления новых угроз современности, например международного терроризма и наркоэкспансии. О текущей деятельности организации рассказывают представители ее Секретариата.

     
Дипломатия – прежде всего

     Заместитель начальника Управления политического сотрудничества Секретариата ОДКБ Валерий Дергачев

     Прошедший для нашей организации год был весьма значимым. Завершилось ее становление как общепризнанной региональной структуры. 2 декабря Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций предоставила ОДКБ статус наблюдателя (показательно, что МИД России расценил это событие в качестве одного из основных внешнеполитических итогов 2004 года). Теперь мы имеем возможность участвовать в работе сессий Генассамблеи ООН, излагать нашу позицию по различным вопросам, касающимся обеспечения мира и безопасности, еще активнее развивать международные связи. Нами начата подготовка к очередной встрече руководства ООН и региональных организаций, которая состоится летом нынешнего года. Установлены контакты с Контртеррористическим комитетом (КТК) Совета безопасности ООН. Мы намереваемся принять участие в специальном совещании КТК в Алма-Ате 26–28 января 2005 года, где обозначим свою позицию по вопросам борьбы с терроризмом.
     В 2004 году шел активный политический диалог с ОБСЕ. Делегация ОДКБ приняла участие в состоявшемся недавно в Софии заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ. В выступлении Генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, которое было распространено в качестве официального документа данного форума, изложено наше видение перспектив деятельности данной организации, подчеркнута необходимость ее реформирования таким образом, чтобы обеспечить баланс между тремя измерениями ее деятельности – военно-политическим, экономическим и гуманитарным.
     Достаточно тесно мы взаимодействуем с Содружеством независимых государств и другими интеграционными структурами, действующими на постсоветском пространстве. В 2004 году подписан протокол о сотрудничестве между секретариатами ОДКБ и Евразийского экономического сообщества. Мы готовы установить контакты с Шанхайской организацией сотрудничества (соответствующее предложение о сотрудничестве нами направлено руководству ШОС).
     Очевидно, читателей «Красной звезды» может заинтересовать, как ОДКБ намерена строить отношения с Североатлантическим альянсом? Ответ на этот вопрос дала июньская сессия Совета коллективной безопасности (СКБ) в Астане в 2004 году. На ней принято решение о целесообразности налаживания практического диалога с НАТО, прежде всего в целях усиления потенциала противодействия угрозам и вызовам. В настоящее время на рассмотрении НАТО находятся наши конкретные предложения. В частности, Брюсселю предложено наладить взаимодействие на некоторых направлениях противодействия наркотрафику.
     Без преувеличения можно сказать, что внешнеполитическое сотрудничество шести государств ОДКБ не только работает на повышение авторитета организации, но и стало реальным фактором укрепления региональной и международной безопасности.
     
Заслон угрозам ХХI века

     Начальник управления противодействия вызовам и угрозам Секретариата ОДКБ Олег Глухарев

     На прошедшей сессии СКБ президентами государств – членов организации утвержден пакет важных решений, направленных на дальнейшее формирование системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ, касающихся в том числе активизации работы по созданию и развитию надежных, эффективных механизмов противодействия современным вызовам и угрозам. В подписанном в Астане документе «Приоритетные направления деятельности ОДКБ в 2004 – 2005 годах» даны четкие ориентиры наших предстоящих усилий.
     Так, в целях усиления контртеррористического потенциала организации был составлен перечень террористических и экстремистских организаций, сформированный на основе национальных списков. Сегодня формируется еще и единый список террористических, экстремистских организаций, в отношении которых каждое государство – член ОДКБ берет обязательство принимать соответствующие уголовные или административные меры.
     Кроме того, создаются постоянно действующие рабочая группа экспертов по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом, а также рабочая группа по противодействию незаконной миграции. Это позволит вырабатывать целевые предложения в сферах борьбы с вышеупомянутыми угрозами на региональном уровне, координировать меры по их нейтрализации и исключить параллелизм в деятельности ОДКБ и иных организаций, действующих на постсоветском пространстве.
     Следует также отметить, что важным шагом в сфере координации мер по противодействию финансирования террористической деятельности и легализации преступных доходов является получение нашей организацией статуса постоянного наблюдателя в созданной в октябре 2004 года Евразийской рабочей группе по типу ФАТФ, в которую вошли пять государств – членов ОДКБ. Это дает возможность унифицировать национальные законодательства в сфере борьбы с финансированием терроризма. В то же время шесть наших государств уже приступили к формированию практического механизма координации деятельности стран ОДКБ в области визовой, миграционной, пограничной политики.
     Ни для кого не секрет, что одной из главных угроз национальной безопасности для государств – членов организации является все возрастающая наркоугроза. Кстати, именно наркобизнес – один из основных источников финансирования международного терроризма и транснациональных преступных группировок. Напомню, что в этой связи ОДКБ полностью поддерживает процесс формирования под эгидой СБ ООН глобальной антинаркотической коалиции и уже инициировала ряд предложений в сфере реализации международных проектов по укреплению «пояса безопасности» вокруг Афганистана. Одним из практических шагов в этом направлении стало создание в мае прошлого года Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) государств – членов ОДКБ.
     В этой сфере есть определенные успехи. Например, в прошлом году в соответствии с решением глав государств ОДКБ была проведена комплексная оперативно-профилактическая операция «Канал-2004» по выявлению и блокированию маршрутов нелегальной транспортировки наркотиков по так называемому Северному маршруту (Афганистан – Центральная Азия – Россия – Европа). В операции приняли участие также представители антинаркотических ведомств Азербайджана, Ирана и Узбекистана. В результате двухнедельной совместной работы компетентных органов государств – членов ОДКБ и наблюдателей выявлено 4.443 наркопреступления, раскрыто 14.871 общеуголовное преступление, из незаконного оборота изъято свыше 10 тонн наркотиков, в том числе свыше 500 кг героина, около 2 тонн гашиша и 240 тонн прекурсоров. Изъято 469 единиц огнестрельного оружия, большое количество боеприпасов, а также имущества и других незаконно нажитых материальных ценностей на сумму, превышающую 1 млн. долларов США.
     Управление противодействия вызовам и угрозам Секретариата ОДКБ ориентировано на развитие практического сотрудничества с международными организациями и структурами, решающими аналогичные задачи. В частности, мы взаимодействуем с Контртеррористическим комитетом СБ ООН, Управлением ООН по наркотикам и преступности, Антитеррористическим центром СНГ и Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников Содружества, а также исполкомом Региональной антитеррористической структуры ШОС. При этом мы стремимся избежать дублирования и параллелизма в работе.
     
Без военных не обойтись

     Начальник Управления военного сотрудничества Секретариата ОДКБ Владислав Мусаелян

     Изменения, произошедшие за последнее десятилетие, коренным образом поменяли представления о мире, войнах и врагах. К сожалению, мир не стал более стабильным, а новое столетие продолжает таить в себе немало новых угроз. Для противодействия им необходимо иметь не только вооруженные силы, отвечающие современным требованиям, но и надежных союзников, развитые системы региональной обороны. В нынешних международных условиях, на мой взгляд, нет и не может быть альтернативы тем партнерским отношениям, которые складываются между государствами – членами ОДКБ. При этом хочу особо подчеркнуть оборонительную направленность данной организации, не порождающей опасности для других государств и международных структур.
     Управление военного сотрудничества, как и другие структурные подразделения Секретариата ОДКБ, работало над выполнением решений, принятых президентами государств – членов организации. Основными направлениями нашей деятельности стали развитие и совершенствование региональных группировок (включая коллективные силы), повышение оперативной и боевой подготовки вооруженных сил государств – членов ОДКБ, создание и функционирование объединенных систем военного назначения, развитие и совершенствование механизма реализации военно-технического сотрудничества, углубление взаимодействия в сфере подготовки военных кадров и многое другое. Так, в ноябре 2004 года министрами иностранных дел и обороны, секретарями советов безопасности государств – членов ОДКБ одобрено Соглашение о подготовке военных кадров, которое теперь готово к подписанию президентами на майской сессии СКБ. При этом особо подчеркну, что оно даст возможность организовать обучение военнослужащих стран – членов организации на льготных условиях и по совместным программам не только в российских военно-учебных заведениях, но и в военных вузах других стран ОДКБ.
     Принципиально важным элементом военной составляющей организации является военно-техническое сотрудничество, в основе которого лежит соответствующее Соглашение об основных принципах ВТС, подписанное главами государств 20 июня 2000 года. Данный документ наряду с утвержденным в феврале 2002 года механизмом его реализации создал необходимую нормативно-правовую базу для дальнейшей военной интеграции стран ОДКБ. Государства организации, ратифицировавшие соответствующие межправительственные соглашения и протоколы, уже в этом году получили реальную возможность покупать оружие и боевую технику в рамках ОДКБ на льготных условиях.
     На прошлогоднем июньском заседании СКБ нам был поставлен ряд новых задач не только на ближайшую, но и дальнейшую перспективу. Так, президентами подписано Соглашение об оперативном оборудовании территории и совместном использовании объектов военной инфраструктуры государств – членов ОДКБ. Данный документ должен еще пройти процедуру ратификации в странах организации, после чего необходимо будет разработать дополнительную нормативно-правовую базу, призванную обеспечить его успешную реализацию.
     Очевидно, что возможности коллективной безопасности значительно выше, нежели возможности каждого государства в отдельности. Лучшим примером являются сформированные и реально действующие региональные системы коллективной безопасности, которые успешно работают на Восточноевропейском, Кавказском и Центрально-Азиатском направлениях. В связи с тем, что наиболее беспокойная обстановка складывается на юге, организацией были приняты шаги по укреплению Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона. Так, в планирование КСБР ЦАР заложено их возможное наращивание в зависимости от складывающейся обстановки. С открытием российской авиабазы в Канте (Республика Киргизия) была существенно усилена авиационная составляющая КСБР. А создание российской военной базы на территории Таджикистана существенно укрепило не только южные рубежи нашего союза, но и всю военную составляющую организации.
     Хотелось бы также рассказать о совместной работе управления военного сотрудничества и Объединенного штаба ОДКБ. Нашими общими усилиями сделано многое. Так, всего за год, прошедший с момента создания ОШ, офицерам штаба удалось вплотную заняться не только вопросами военного взаимодействия и оперативного планирования, но и в тесном контакте с нашим управлением участвовать в совершенствовании концептуальных положений военной интеграции государств – членов ОДКБ. Прежде всего это касается выполнения планов основных мероприятий по формированию системы коллективной безопасности, разработке военной составляющей на длительную перспективу и наращивания нормативно-правовой базы.
     На прошедшем летом 2004 года на территории Киргизии учении «Рубеж–2004» нашему управлению совместно с Объединенным штабом удалось на практике закрепить многое из того, что ранее было отработано и принято в документах. Успешное проведение данного учения служит лучшим доказательством готовности государств – членов ОДКБ реализовывать совместные решения на применение сил и средств системы коллективной безопасности с учетом реальных угроз.
     В настоящее время Объединенным штабом и управлением военного сотрудничества Секретариата активно ведется совместная работа по подготовке предстоящего военного учения «Рубеж–2005», которое пройдет весной текущего года на территории Таджикистана, и, несомненно, станет очередным практическим шагом в деле реализации замыслов ОДКБ.
     
Из слова явится сила

     Начальник информационного отдела Секретариата ОДКБ Александр Базавлюк

     Информационная работа, пропаганда идей единства, информационное противодействие экстремизму, терроризму, наркоугрозе и другим вызовам времени – новое и, мы полагаем, весьма важное направление в деятельности ОДКБ. За последний год работа по нему была существенно активизирована и стала в некоторой степени залогом успешного выполнения задач организации. Суть ведь не только в том, чтобы объективно доводить до общественности наших государств цели и задачи ОДКБ, но и в совместном информационном противодействии вызовам и угрозам, активном действии на том фронте, который проходит по умам и сердцам людей.
     Серьезным шагом в этом направлении стало проведение в Москве при непосредственном участии Секретариата ОДКБ Международного антитеррористического медиафорума «СМИ против терроризма и наркоугрозы». Еще до этого знаменательного события кое-кто сомневался в целесообразности данного медиафорума и даже видел в нем чуть ли не угрозу демократии и гласности, ущемление свободы слова. Однако практика показала, что подобные сомнения напрасны. В ходе медиафорума, был поднят огромный пласт проблем, связанных в том числе и с тем, чтобы вывести из состояния информационных заложников терроризма сами средства массовой информации, дать им возможность действовать против человеконенавистнической сути и насилия.
     Сегодня по решению медиафорума создана постоянная международная журналистская организация, активно включившаяся в борьбу с современными вызовами и угрозами. Ей предстоит многое сделать на информационном фронте, вдохнуть осознанность в общие цели, бескомпромиссно обличать и ниспровергать ложь, противостоять ненависти, преступным амбициям, общественно опасным идеям. На этом пути у нас уже сегодня немало союзников в СМИ. Уверены, их будет еще больше. И не только в государствах ОДКБ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex