на главную страницу

22 Января 2005 года

Без камуфляжа

Суббота

В амплуа романтика

Валерия МОРОЗОВА.



Одни видят в нем «дозоровца» Антона Городецкого, другие узнают его как опера Игоря Плахова - главного героя сериала «Убойная сила», третьи - как романтика из фильма Дмитрия Месхиева «Женская собственность». Друзья же с трудом определяют его актерское амплуа. В него входит и комик-неврастеник, и романтический герой, и драматический, и трагикомический, и актер театра и кино, и просто хороший человек...


     И это все о Константине Хабенском, который не только экранный герой, но прежде всего замечательный театральный артист, играющий Калигулу и другие сложные роли в питерском Театре им. Ленсовета, а в последнее время еще и в московском МХАТе имени Чехова — Зилова в «Утиной охоте» Вампилова. В середине января он отметил свое 33-летие. Именинник и его лучший друг Михаил Пореченков, известный по сериалу «Агент национальной безопасности», начали праздновать еще в антракте спектакля «Белая гвардия», в котором играли вместе. Компанию им составили Александр Семчев и режиссер Филипп Янковский. В перерывах между тостами Пореченков и Хабенский успевали отлучаться на сцену. Потом развеселившиеся представители творческой интеллигенции отправились в ресторан, где гулянье продолжалось до утра.

     А все началось 14 января 1972 года. В роддоме, где три дня тому назад появился на свет Костик, отключили отопление, и все новорожденные, лежавшие возле окон, схватили воспаление легких. Это была первая проверка на выживаемость. Дальше пошло-поехало: ясли, детский сад, школа. Константин о карьере актера и не помышлял. Он мечтал лишь о том, чтобы поскорее уйти из школы. И, поскольку восьмилетка была окончена без «троек, приняли его без экзаменов в техникум авиационного приборостроения. Но не суждено было Косте окончить его... «Я проучился три курса, - рассказывает Хабенский, - защитил курсовик и тогда понял, что совершенно ничего не понимаю в технической стороне этого дела. Теоретически еще понятно, а вот чтобы знать, где там чего подпаять… В общем, мне стало ясно, что надо идти куда-то в другую сторону».

     В те годы Константин проводил досуг у Казанского собора в обществе друзей. В один поистине прекрасный день он со всей честной компанией был приглашен программой «Зебра» в театр для того, чтобы «неформалы» встретились со студийцами-театралами. Идея заключалась в том, чтобы произошло официальное культурное знакомство. Но еще это был и эксперимент - прирастет ли кто-нибудь из «неформалов» к театру? Костя и его друг приросли, остальные – нет. А было их под пятьдесят. Хабенский стал работать монтировщиком и по мере сил выходить на сцену «театральным горошком» - на сцене стоит главный герой, а вокруг, вместо того чтобы вешать задние декорации, ставят людей; так выгоднее - быстрее убирается и вешается. Потом Хабенский почувствовал вкус к пребыванию на сцене и решил попробовать поступить в театральный институт.

     В 1990 году Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии принял в свои стены Костю. Здесь и сложилась та «великолепная четверка» - Константин Хабенский, Михаил Трухин, Михаил Пореченков и Андрей Зибров, которая сейчас известна всей стране. Они вместе после окончания института пришли в «Ленсовет». При выпуске спектаклей четверка старалась держаться ближе друг к другу, так как работать одной командой намного продуктивнее и интереснее: не надо договариваться, не надо объяснять словами то, что понятно с полувзгляда…

     Вместе они и в сериалах. В кино Хабенский попал, когда работал в «Сатириконе» у Райкина. Тогда его пригласили на встречу с венгерским режиссером Томашем Тотом, который снимал фильм «Наташа». «Мы поговорили, - вспоминает Константин, - тот спросил: «Будешь сниматься?» Я сказал: «Буду!» Потом выпили по рюмочке. Так началась работа в кино».

     По мнению Хабенского, почти все свои роли он получил случайно. К примеру, была такая ситуация, когда его пригласили озвучить роль в картине «Американка». Константин спускался на студии по лестнице, а навстречу ему поднимался какой-то тип. Обменявшись репликами: «Я тебя что-то не знаю» и «Я тебя тоже», разошлись. А потом к Хабенскому подошли и сказали, что это был режиссер Дима Месхиев и что Костя утвержден на роль в его новом фильме «Женская собственность». Теперь у них с Дмитрием уже три фильма, сделанных вместе: Константин снялся в картинах Месхиева «Связанные» и «Механическая сюита».

     Кроме того, Хабенского можно увидеть в картинах «Хрусталев, машину!», «Дом для богатых», «Особенности национальной политики». В фильме, ознаменовавшем творческий дебют младшего Янковского - «В движении», - Константин сыграл нещадно «нарывающего» компромат журналиста.

     В «Убойную силу» Константин попал неожиданно для себя самого. Там никак не могли найти главного героя, хотя снимать уже начали. Хабенский приехал на пробы после спектакля, уставший. Режиссер объяснял концепцию сериала, а Костя стоял с умным лицом и улыбался - сил говорить уже не было. И вдруг он слышит: «Так, берем Хабенского! Даже и пробовать не будем - все понятно».

     Благодаря «Убойной силе» актер стал известен не только в среде театралов и киноманов, но и среди любителей скоротать время дома у телевизора. Конечно, у сериалов много минусов. Есть актеры, которые принципиально в сериалах не снимаются. Однако Константин понимал, что ему нужно работать, делать карьеру. Для актера важно, чтобы его узнавали в лицо. К тому же он понимал, что сериал - это достаточно легкий успех, если это вообще можно называть успехом. «Голова немного покружилась от этой славы и перестала. Хочется равняться на великих, таких как Евстигнеев, Леонов, Чаплин».

     Хабенский благодарен режиссерам, с которыми работал в «Убойной силе», «Империи под ударом», «Агенте национальной безопасности». Все они доверяли его мнению, фантазии. И в кино, и в театре актер старается не повторять те роли, те типы, которые уже когда-то играл, потому что это скучно. «Интересна та роль, которая раскрывает в тебе неизведанные черты характера. Есть большая разница между тем, что дано от Бога, и тем, что пытается насильственно культивировать, вбить в целлулоид актер. И, конечно, существует большая зависимость, принимает тебя пленка или нет. К вопросу о моей киногеничности: я до сих пор смотрю и поражаюсь своим ушам, носу, губам»…

     Несмотря на то, что Хабенского нещадно одолевают поклонницы, постоянно звонят и поджидают у театра, Константин старается относиться к своей популярности философски и с юмором. Он до сих пор помнит день, когда почувствовал себя популярным. Точнее, это была неделя, когда начали показывать сериал и Хабенский понял, что на него начали повнимательнее смотреть на улице, замечать, узнавать. С актером даже начали происходить изменения на уровне физиологии. «Я поймал себя на мысли, что стал как-то неестественно доставать деньги из кармана, сигарету, прикуривать. Никак не мог привыкнуть, хотя мысленно и был готов к этому».

     Многих поклонниц актера постигло разочарование: в прошлом году Константин женился. Его избранница – киноактриса Анастасия, теперь уже Хабенская, - исполнительница одной из главных ролей в фильме Александра Рогожкина «Сапиенс».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex