на главную страницу

25 Января 2005 года

Журналистское расследование

Вторник

ПРАПОРЩИК УМИНСКИЙ: ГЕРОЙ ИЛИ АВАНТЮРИСТ?

Сергей КНЯЗЬКОВ, «Красная звезда».Москва – Орел – Москва.



2 ноября 2004 года к военному комиссару Орловской области полковнику Евгению Гришину пришло письмо от председателя Орловской региональной общественной организации ветеранов боевых действий Александра Щепетина. В нем сообщалось, что газета «Город Орел» под рубрикой «Судьбы и судьи» опубликовала статью «Взыскать миллион с Басаева», в которой рассказывалось о Геннадии Уминском, с мая 1996-го по апрель 1997 года проходившем службу в Чеченской Республике.

     
Служил. Но не там

     В статье со слов Уминского были освещены события, якобы происходившие с ним в период прохождения службы, а также дан перечень врученных ему правительственных наград. «В связи с тем, - просили военкома, - что данные факты, в совокупности с утверждениями Уминского Г. В. о том, что он принимал участие в боевых действиях в Афганистане, с предъявлением удостоверения о льготах, вызывают неоднозначную реакцию, прошу Вас оказать помощь в проверке следующих данных, с подтверждением из соответствующих архивов. А именно - об участии Уминского Г.В. в боевых действиях в ДРА, в Чеченской Республике, о ранениях, контузиях и увечьях, полученных им в период прохождения службы, а также о награждении его правительственными наградами: орденом Мужества, медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени с изображением мечей, «За отвагу», Суворова, Жукова, медалями Минобороны РФ двух степеней «За воинскую доблесть».
     - Знаете, что сильно задело ветеранов? Во время первой чеченской кампании в Грозном был дом, который по аналогии с Домом Павлова в осажденном Сталинграде назвали Домом Бучнева, - сообщил начальник 4-го отдела Орловского облвоенкомата подполковник Александр Репало. - Юрий Бучнев, в ту пору капитан, за удержание этого дома получил звание Героя Российской Федерации. А. Уминский в той газетной публикации утверждал, что был в составе защитников Дома Бучнева. Я разговаривал по телефону с заместителем военкома Октябрьского района Тамбовской области подполковником Бучневым, но фамилию Уминского он не вспомнил. И, кроме того, заметил, что часть, в которой служил Геннадий Владимирович, рядом не воевала...
     Впрочем, запрос из облвоенкомата в Москву ушел. Ответ на имя военного комиссара области полковника Евгения Гришина от 22 декабря 2004 года подтвердил нехорошие предположения: указы Президента РФ, в соответствии с которыми прапорщик Уминский якобы был награжден, не издавались, а сами указанные награды (исходя из их порядковых номеров) вручены совсем другим людям.
     Впрочем, надо полагать, для самого капитана запаса Александра Щепетина эти данные были не в новость.
     - Уминского я знаю давно, с 1997 - 1998 годов. Поначалу о своих подвигах в Чечне он не рассказывал. Раньше он представлялся нам как «афганец», даже показывал удостоверение, - так начал свой рассказ Александр Щепетин, кавалер ордена Красной Звезды, два с половиной года провоевавший в Афганистане. - Когда начали подробней расспрашивать Геннадия про «Афган», выяснилось, что человек «за речкой» не был, а служил «срочную» в Подмосковье.
     
Орден «напрокат»

     Тем не менее ветеранская организация не стала делать в отношении Геннадия Уминского серьезных оргвыводов. Сомнений в том, что он служил в Чечне, не было. Сам по себе человек он был активный, внешне импозантный, мог хорошо и убедительно говорить, и от него в итоге не отвернулись. На общественной ниве Геннадий Владимирович трудился хорошо, так, что его даже избрали заместителем Александра Щепетина. И все же не могли молодые ветераны отмахнуться от еще одной неприятной закономерности. На общественные мероприятия Уминский обычно просил ребят одолжить ему… свои награды. У кого-то брал «напрокат» орден Мужества, у кого-то - медаль «За отвагу»...
     - Я спросил его: «У тебя на самом деле награды какие-то есть?», - вспоминает Александр Щепетин. «Есть, отвечает. Но я их потерял!»
     Тогда-то ветеранская организация впервые направила запрос в Минобороны, на который в мае 2003 года пришел ответ «...по учетным данным ГУК Минобороны России, Уминский Геннадий Владимирович среди награжденных и представленных к награждению государственными наградами РФ не значится. Наградной материал на него в ГУК Минобороны РФ не поступал».
     Прошло достаточно много времени, и лишь в марте прошлого года за дискредитацию звания ветерана боевых действий Уминский был исключен из организации, которую возглавляет капитан запаса Щепетин. Однако, судя по появляющимся в СМИ материалам об Уминском, прапорщик запаса не успокоился. Он перешел в Орловскую региональную организацию движения «Боевое братство», где вскоре стал заместителем председателя. И сделал это, по мнению Александра Щепетина, чисто из корыстных соображений.
     - Мы первые в области отсудили средства на возмещение
     вреда, нанесенного здоровью инвалидов Афганистана и Чечни, - продолжает Александр Щепетин. - Уминский это знал и решил пойти по тому же пути. Но наш юрист, изучив его документы, сразу сказал: у тебя нет ни данных, ни справок, подтверждающих, какие увечья ты получил в Чечне, поэтому дело твое бесперспективное.
     Однако Уминский не внял разумным доводам. Два года назад он обратился в Советский районный суд Орла с иском к Минобороны о возмещении вреда, причиненного его здоровью. В подтверждение своих прав он представил в суд, как мы теперь знаем, липовые документы о наградах, различные справки, якобы подтверждающие его участие в боевых действиях, получение двух контузий 9 и 15 августа 1996 года во время боев за Грозный, медицинское заключение 19-й военно-врачебной комиссии МВО, признавшей у него «военную травму», наличие у него 2-й группы инвалидности.
     И ему верили! Да и как не верить, если все (!) документы были подтверждены печатью военного комиссариата Советского района города Орла, который в 1996 году принял Геннадия Владимировича на военную службу по контракту. А «корочки» к наградам и выписки из указов Президента РФ о награждении гвардии прапорщика Геннадия Уминского государственными наградами судья Марина Старых, принявшая дело к производству, по ее словам, держала в собственных руках!
     Между тем если бы факты о махинациях Уминского с наградами, которые были известны Орловской региональной общественной организации ветеранов боевых действий еще в мае 2003 года, стали достоянием общественности, если бы судья Марина Старых более тщательно подошла к изучению представленных Геннадием Владимировичем документов, Уминский никогда бы не выиграл иск к Минобороны РФ в суде первой инстанции. Правда, позднее отмененный областным судом.
     
Где был? Пиво пил!

     Вот лишь некоторые факты, которые могли бы насторожить, но не насторожили судью.
     - Уминский живо описывает свои подвиги с мая по сентябрь 1996 года, после чего он якобы попал в госпиталь. А потом, вплоть до увольнения в запас в апреле 1997 года, - пробел, - вспоминает Александр Щепетин. - Я ему в шутку говорил: может, в то «темное время» ты у чеченцев служил, деньги зарабатывал? Он молчал в ответ.
     Впрочем, при других обстоятельствах Уминский утверждал, что после контузий он попал на лечение в госпиталь Ростова-на-Дону, потом якобы еще где-то лечился. Однако ни одного подтверждающего документа не было.
     Начальник 3-го отдела Орловского облвоенкомата полковник Борис Таранов указывает на такую нелепость в личном деле Уминского:
     В приказе 204-го отдельного гвардейского мотострелкового полка № 113 от 26 сентября 1996 года значится: «В соответствии с Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» за успехи в боевой подготовке присвоить очередное воинское звание «прапорщик» сержанту Уминскому Геннадию Владимировичу - начальнику склада войсковой части 93910».
     А днем раньше, - добавляет помощник начальника 4-го
     отделения военкомата Советского района Орла Ольга
     Корнеева, - приказом № 142 от 25 сентября 1996 года сержанту Уминскому, командиру отделения разведки разведроты, присвоили звание «старший сержант». Однако в приказе о его увольнении с военной службы он вновь упоминается как начальник склада в воинском звании сержант. Как это могло получиться?
     По какому же основанию на самом деле был уволен прапорщик Уминский? Вот о чем свидетельствует справка из Центрального архива Минобороны РФ: «В приказе по 395-му отдельному мотострелковому батальону № 23 от 20 февраля 1997 года значится: «Нижепоименованных военнослужащих, совершивших самовольное оставление части, находившихся более 1 месяца на излечении в госпитале, безвестно отсутствующих в результате ведения боевых действий на территории ЧР, полагать переданными за штат в/ч 63354, с 25 марта 1997 года исключить из списков личного состава части и всех видов обеспечения: …49. Сержанта Уминского Геннадия Владимировича...»
     - У нас есть еще ответ на запрос, полученный из в/ч 63354, в котором указывается, что в штатной книге в/ч 47387 (это 204-й гвардейский отдельный мотострелковый полк), где проходил службу Уминский, есть запись, что Геннадий Владимирович не вернулся из отпуска, - сообщает Ольга Корнеева. - В результате, согласно архивной справке, он «досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас за невыполнение военнослужащим условий контракта. Подлежит направлению на учет в военный комиссариат Советского района г. Орла». Подписал начальник штаба 204-го отдельного мсп гв. подполковник И.В. Майстренко. Однако в военном билете Уминского отметки должностного лица в/ч 47387 о его увольнении в запас нет.
     Так по болезни уволили прапорщика Уминского или по несоблюдению условий контракта? Думай, как хочешь...
     
Впрочем, окончательную точку в этом запутанном деле ставить рано. Проверкой фактов воинской службы и подлинности наград прапорщика запаса Геннадия Уминского сейчас занимаются самые различные инстанции, в том числе военная прокуратура МВО и Орловского гарнизона. Исполняющий должность военного прокурора Орловского гарнизона подполковник юстиции Георгий Постников высказался на сей счет определенно:
     - Поводом для проверки послужили публикации в прессе. Мы решили проверить роль воинских должностных лиц в том, что касается «ущемления прав прапорщика запаса Уминского», но столкнулись с тем, что сведения, которые он о себе представлял, мягко говоря, не соответствуют действительности. В частности, это касается его наград и службы в Афганистане.
     По словам Георгия Владимировича, сейчас идет сбор и сопоставление необходимых материалов по Уминскому, он уже был на приеме у следователя. Окончательные данные расследования должны быть вынесены в течение месяца. О них мы непременно расскажем.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex