на главную страницу

25 Января 2005 года

Планета людей

Вторник

США продолжат «экспансию свободы»

Алексей ЛЯЩЕНКО.



20 января в Вашингтоне прошла инаугурация Джорджа Буша-младшего – он во второй раз стал президентом США. Накануне церемонии и в инаугурационной речи новый старый президент обозначил, что он видит в качестве приоритетов внешней политики США во время своего второго четырехлетнего срока. С программными заявлениями в ходе слушаний в конгрессе США выступила и советник президента по национальной безопасности Кондолиза Райс. Теперь эти люди будут реализовывать, в частности, внешнюю политику крупнейшей державы мира. А Россия уже напоминает Вашингтону о том, что «внутренняя политика – это исключительно российское внутреннее дело», и говорит, что готова слушать только «конструктивную критику».

     
Опасность в мире возросла

     Инаугурация Джорджа Буша-младшего стала 55-й по счету в истории страны и проходила в условиях беспрецедентных мер безопасности – она была первой президентской инаугурацией после терактов в США 11 сентября 2001 года. Поэтому подготовка американских спецслужб к этому мероприятию началась еще задолго до того, как в ходе прошедших президентских выборов определилось имя победителя. Ведь церемония инаугурации предполагает присутствие в одном месте практически всех руководителей высших структур власти США. Отмечается, что это ставит американскую администрацию в крайне уязвимое положение и превращает ее в «удобную» мишень для потенциальной террористической атаки.
     Буквально накануне инаугурации подобные опасения были усилены появившимися слухами о якобы разрабатываемых террористами планах покушения с использованием начиненных взрывчаткой лимузинов и «утечками» в прессу, что ФБР ищет «четырех китайцев и двух иракцев», которые готовят теракт во время торжественной церемонии. Однако после нее руководство американских спецслужб заявило, что это мероприятие стало самым безопасным в истории. Для этого был предпринят целый ряд конкретных мер. В частности, сообщается, что ко дню инаугурации на всех основных зданиях государственных и правительственных учреждений американской столицы установили датчики контроля за радиацией и содержанием вредных биохимических веществ в атмосфере. В случае опасности они мгновенно передадут сигнал тревоги. На время проведения торжеств были запрещены любые полеты над городом, а воздушное пространство охраняли боевые самолеты ВВС США. Территория вокруг Капитолия и Белого дома была полностью оцеплена. А непосредственную охрану и защиту участников и гостей инаугурации обеспечивали шесть тысяч полицейских, две с половиной тысячи военнослужащих и сотни сотрудников спецслужб в штатском. Расходы только на обеспечение безопасности составили свыше 17 миллионов долларов, что вдвое больше аналогичных затрат на первую инаугурацию Буша.
     В таких условиях Джордж Буш и принес присягу на верность американской конституции, а потом произнес инаугурационную речь. Эти действия заняли у него семнадцать минут. Выступая перед ста тысячами приглашенных на церемонию и гостей Вашингтона, собравшихся перед Капитолием, он 27 раз употребил слово «свобода», а сама его речь 25 раз прерывалась аплодисментами. Наблюдатели отметили, что в своей первой инаугурационной речи четыре года назад Джордж Буш обращался в первую очередь к нации. На этот раз его слова были адресованы международному сообществу. Президент США особо подчеркнул, что «сохранение свободы у нас все более зависит от успеха свободы в других землях, а самой лучшей надеждой на мир на земле является распространение свободы на всей планете».
     Американский лидер говорил, что влияние США в мире не безгранично, «но, к счастью для угнетенных, оно существенно». Тех, «кто живет при тирании», он пообещал «поддержать, когда они потребуют свободы». «Демократических реформаторов, подвергающихся репрессиям», он обнадежил заявлением о том, что видит в них «будущих лидеров своих свободных стран». «Главам незаконных режимов» Джордж Буш пригрозил, а «государственным лидерам, привыкшим все контролировать», посоветовал «доверять людям и начать движение по пути прогресса и справедливости», поскольку тогда Америка «будет идти рядом». Из речи президента следовало, что поддержка демократического развития необязательно должна осуществляться с помощью оружия. Тем не менее он подчеркнул: «Если понадобится, мы будет защищать себя и своих друзей силой оружия».
     Свою же присягу Джордж Буш закончил обязательной в таких случаях фразой: «Да поможет мне Бог». Однако на этой церемонии она прозвучала не как дань традиции, а скорее всего как именно призыв к помощи – свой второй срок президенства Буш начинает с самым низким рейтингом среди своих предшественников. Подтверждением тому стали и мероприятия, которые не вошли в распорядок официальных торжеств. Самой заметной и многочисленной среди них стала акция под лозунгом «Повернись спиной к Бушу». Согласно замыслу ее инициаторов тысячи человек, согласившихся принять участие в данной акции, должны были одновременно повернуться спиной к президентскому кортежу во время его следования к Белому дому. Вышедшие на улицу люди таким образом выразили свое отношение к политике действующей администрации США. Как показал проведенный по заказу газеты «Нью-Йорк Таймс» и телеканала Си-Би-Эс опрос, большинство американцев уверены, что к концу второго срока президентства Буша в наиважнейших вопросах жизни Америки изменений будет мало. Так, 69 процентов не верят в то, что в США станет безопасней, а 65 процентов респондентов убеждены, что за предстоящие четыре года не предвидится улучшений и в американской экономике. А согласно опросу общественного мнения, проведенного газетой «Лос Анджелес таймс», большинство американцев не поддерживает войну в Ираке. Сегодня, отмечает издание, только 39 процентов американцев соглашаются, что было необходимо ввести войска в Ирак. 56 процентов придерживаются противоположного мнения.
     Невысок рейтинг Буша и за пределами Америки. Огромное количество людей во всем мире, участвовавших в недавнем опросе общественного мнения, считают, что после переизбрания Буша на второй срок опасность в мире возросла. Опрос, который был проведен агентством Би-би-си, показал, что 58 процентов респондентов думают, что с Бушем в роли президента мир стал опаснее. Только в трех из 21 страны, где был проведен опрос ВВС, люди считают, что политика президента США сделает мир безопаснее. Это Индия, Польша и Филиппины. Согласно опросу в странах Западной Европы, Латинской Америки и арабского мира негативные настроения в связи с переизбранием Буша особенно сильны. Недобрые чувства питают к Бушу ближайшие соседи США – Канада и Мексика, а также традиционные союзники Франция и Германия.
     
От Ирака к Ирану

     В своей инаугурационной речи Джордж Буш не назвал ни одной страны. Как считают некоторые аналитики, это было сделано специально, чтобы придать речи «универсальный характер». Тем не менее тень многих стран в это время как бы витала над площадью перед Капитолием. И прежде всего это Ирак, где за время войны погибли уже около 1.300 только американских военнослужащих, а нападения со стороны исламистов не только не прекратились, а, наоборот, стали еще более масштабными. Эта страна, несомненно, будет оставаться одним из наиболее важных для Джорджа Буша вопросов во внешнеполитической сфере. Накануне инаугурации он сделал ряд заявлений. Так, по мнению американского лидера, проведение в Ираке 30 января 2005 года всеобщих выборов станет значительным успехом в деле урегулирования иракского кризиса. «Предстоящие выборы станут победой для всех тех, кто выбирает свободу», - отметил американский президент. Мировые лидеры, как известно, неоднократно высказывали сомнение в успехе и самом факте проведения предстоящих выборов. И уж категорически не согласны с Джорджем Бушем боевики «Аль-Каиды», пообещавшие американскому лидеру «реки крови» к 30 января.
     Прокомментировал американский президент и утверждения о том, что после ситуации с так и не найденным иракским оружием массового поражения мир уже не поверит США, если последние будут утверждать подобное в отношении другой страны. В частности, он заявил, что «авторитет США не пострадал от того, что оружие массового поражения в Ираке так и не было обнаружено. Но, если нам придется столкнуться с такой ситуацией, в которой потребуются совместные действия международного сообщества, мы будем особенно внимательно относиться к обоснованию наших действий». При этом Буш высказал уверенность, что «международное сообщество осознает, насколько опасной личностью был Саддам Хусейн». И вновь заявил о том, что режим Хусейна располагал возможностью «для производства оружия», а сам бывший иракский лидер был «чрезвычайно опасным». Кроме того, президент США заявил, что, даже располагая раньше теми сведениями, которыми он владеет сегодня, он бы все равно принял решение о начале войны с Хусейном.
     Все это легко проецируется и на другие государства. Например, на Иран, для которого инаугурация президента США совпала со скандальной публикацией в американском журнале «Нью-Йоркер», сообщившем, что в Иране уже на протяжении шести месяцев действует американский спецназ, готовящий цели для ракетно-бомбовых ударов. Американский президент, комментируя эту публикацию, буквально уже на следующий после инаугурации день фактически пообещал Тегерану войну, заявив, что не исключает проведения против Ирана «военной операции».
     Судя по последним высказываниям Джорджа Буша, иранская ядерная программа (имеющая исключительно мирный характер, как утверждают в Тегеране, или же ставящая конечной целью создание ядерного оружия, как это видят в Вашингтоне) станет одним из главных пунктов второго срока его президентства. А реализовывать эти пункты предстоит новому госсекретарю США Кондолизе Райс.
     
Время дипломатии

     Выступая на слушаниях в американском сенате (они длились два дня, транслировались в прямом эфире и прерывались лишь на рекламные паузы), Кондолиза Райс, кандидат Джорджа Буша на пост госсекретаря США, заявила: для Америки наступило «время дипломатии». Райс не расшифровала значения этой фразы, но эксперты поняли ее так: администрация больше не будет проводить военные операции в мире в одиночку, а станет советоваться с союзниками.
     В целом же приоритеты «стальной магнолии» на посту госсекретаря США, естественно, совпадают с приоритетами президента страны Джорджа Буша. Так, главную цель США на «ближайшие годы» Кондолиза Райс видит в «распространении свободы и демократии по всему миру, и в частности на Ближнем Востоке». Первая женщина-афроамериканка на посту госсекретаря, любящая американский футбол и в свои 50 лет остающаяся не замужем и не имеющая детей, за два дня слушаний затронула многие «горячие темы» внешней политики США. Так, она считает, что выборы в Палестине после смерти Ясира Арафата дают шанс на достижение мира, однако палестинским лидерам следует делать больше для того, чтобы прекратить акты насилия против Израиля. В отношении Северной Кореи: «Я надеюсь, что власти этой страны намерены возобновить шестисторонние переговоры», но от самих властей Северной Кореи «мы еще ничего не услышали». По Ирану: США будут работать вместе с Великобританией, Францией и Германией, чтобы заставить Тегеран прекратить свои ядерные проекты. В случае если Иран не проявит готовности соблюдать свои международные обязательства, США вынесут иранскую проблему на рассмотрение Совета Безопасности ООН (как видно, России в числе перечисленных государств, с которыми Вашингтон намерен договариваться по иранскому вопросу, нет). Кондолиза Райс также расширила «ось зла», которую придумал ее президент Джордж Буш-младший. По мнению «стальной магнолии», аванпостами тирании в мире являются Северная Корея, Иран (эти государства наряду с Ираком Буш и считал «осью зла»), Куба, Белоруссия, Зимбабве и Мьянма.
     Отношений с Россией Кондолиза Райс коснулась несколько раз: считается, что «за Россию» она – известный советолог, в последние годы фактически определявшая политику Вашингтона по отношению к Москве, - несет персональную ответственность. Выступая в американском сенате, она сказала, что «защита демократии в России является жизненно важной для будущего американо-российских отношений». Новый госсекретарь США, с которым придется работать Москве, заявила: «Российское правительство занимает весьма конструктивную позицию во многих областях. Но все это не оправдывает того, что происходит внутри России. Там концентрация власти Кремлем в ущерб другим политическим институтам является серьезной проблемой, и мы будем говорить об этом с русскими». Наблюдатели отметили и заявление Райс, что в 2005 году США намерены потратить на укрепление демократии и гражданского общества в России 43 миллиона долларов.
     
Повестка дня все та же

     Собственно, все эти вопросы, так или иначе обсужденные в ходе недавнего визита в США министра обороны России Сергея Иванова, будут затронуты и в ходе запланированной на 24 февраля в столице Словакии Братиславе встрече в верхах Россия - США. Пока же стороны продолжают активно обозначать свои позиции перед саммитом. Джордж Буш, например, сообщил, что «с нетерпением ожидает встречи с Президентом РФ Владимиром Путиным». «Российский президент в последнее время принял много важных решений, и я надеюсь, что он продолжает считать западные демократические ценности необходимыми для развития его страны», - отметил американский лидер.
     Россия и США должны сосредоточиться «на правовом оформлении стратегического партнерства между двумя странами». Такое мнение высказал ИТАР-ТАСС директор Института США и Канады Российской академии наук Сергей Рогов. «На пороге второго президентского срока Джорджа Буша в США появились силы, призывающие к свертыванию стратегического партнерства с Россией, - констатировал эксперт. - Хотя, вероятно, Буш не будет прислушиваться к подобным советам, так как прорыв в двусторонних связях за прошедшие четыре года - это личное достижение Джорджа Буша и Президента РФ Владимира Путина».
     Тем не менее встреча в Братиславе явно не будет простой для обеих сторон. Борьба Джорджа Буша за «иранский мирный атом» неизбежно затрагивает и российские интересы: для нашей страны Иран – перспективный рынок сбыта мирных ядерных технологий, который во многом поддерживает российскую атомную промышленность и приносит в казну немалые средства. Москва может задать Вашингтону немало вопросов по поводу его активности на постсоветском пространстве, которое остается для нашей страны стратегически важным. В повестке дня предстоящего саммита – вопросы стратегической стабильности, в частности действие российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов и стремление США развернуть систему противоракетной обороны в Европе, укрепление режима нераспространения ОМП, его компонентов и средств его доставки. Владимир Путин и Джордж Буш, видимо, рассмотрят отношения России и НАТО, в частности перспективы соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе, ситуацию в Ираке, Афганистане. В центре внимания двух президентов окажутся и российско-американские отношения в сфере экономики и торговли, например вступление России во Всемирную торговую организацию и перспективы отмены США пресловутой поправки Джексона-Веника, увязывающей развитие торгово-экономического сотрудничества с Россией с эмиграцией евреев.
     «Отношения могут быть теплыми и даже горячими, но они не выливаются в конкретные дела. Они также могут быть дружественными, нормальными, добрыми, но без перегрева», - заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, характеризуя нынешнее состояние отношений с Вашингтоном. Россия, по его словам, «готова к конструктивной критике», однако, считает министр, звучащие сейчас со стороны США обвинения конструктивными считать не стоит. Причина же этих действий, полагает Сергей Лавров, в том, что «кому-то не нравится то, что Россия укрепляется, становится более самостоятельной в финансовом и экономическом плане». «Внутренняя политика России - это наше внутреннее дело», - подчеркнул глава российского внешнеполитического ведомства.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex