на главную страницу

28 Января 2005 года

Зона конфликта

Пятница

ПРИЗРАК ФЕДЕРАЦИИ -
ПРЕДВЕСТНИК ЭСКАЛАЦИИ

Александр ТИХОНОВ, Олег ГОРУПАЙ (Тбилиси), «Красная звезда».



Президент Грузии Михаил Саакашвили с трибуны Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), слегка коснувшись абхазской проблематики, представил свое видение будущих взаимоотношений Тбилиси и Цхинвали и пообещал Южной Осетии статус автономии в составе грузинского государства. Южно-осетинский лидер Эдуард Кокойты в ответ напомнил, что Южная Осетия давно определилась со своим статусом и что автономия в составе Грузии не гарантирует безопасности югоосетинского народа. Министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили сообщил о готовности правоохранительных органов республики к проведению спецопераций по задержанию высокопоставленных лиц в Южной Осетии. На 10 февраля намечена внеплановая ротация грузинского миротворческого батальона из состава Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта.

     В минувшую среду в Страсбурге в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) выступил президент Грузии Михаил Саакашвили. В выступлении он изложил свое видение будущих взаимоотношений центральной грузинской власти с Южной Осетией. В частности, официальный Тбилиси предлагает расширение автономного статуса Южной Осетии. По словам Саакашвили, Южно-осетинская автономия будет значительно шире, чем автономия Северной Осетии в составе Российской Федерации. «Мы предлагаем Южной Осетии статус автономии, которая предполагает наличие своего правительства и парламента», - сказал Саакашвили. По его словам, правительство и свободно избираемый гражданами Южной Осетии парламент автономной республики смогут самостоятельно осуществлять внутреннюю политику в сферах образования, правопорядка, экономики и других.
     Саакашвили пообещал, что грузинское государство выделит необходимые средства (откуда?) для реабилитации Южной Осетии и обеспечит реализацию множества экономических проектов, в том числе и создание свободной экономической зоны. Кроме того, грузинский лидер обещает приступить к процессу реституции, начать выплату пенсий жителям Южной Осетии, облегчить пограничный режим с Россией.
     В наличии у Республики Южная Осетия (РЮО) собственных вооруженных сил Саакашвили проблемы не видит, так как полагает, что «постепенно вооруженные формирования Южной Осетии интегрируются в вооруженные силы Грузии», в результате чего можно будет сформировать грузино-осетинские силы безопасности.
     Надо отметить, что данный взгляд на проблему грузино-осетинского урегулирования официальный Тбилиси готов немного скорректировать. Об этом свидетельствует заявление госминистра Грузии по урегулированию конфликтов Георгия Хаиндравы, в котором он говорит о готовности грузинского руководства разрабатывать окончательный вариант модели политического статуса Южной Осетии в составе Грузии с участием югоосетинской стороны. «Мы не хотим односторонне создать какой-нибудь документ, в котором не примут участия осетинские представители, поэтому мы пригласили в Тбилиси членов международных организаций, чтобы никто не смог обвинить нас, что мы не учитываем сегодняшние реалии», - сказал Хаиндрава.
     В связи с выступлением Саакашвили в ПАСЕ по южно-осетинской проблематике парламент непризнанной республики Южная Осетия 26 января направил обращение членам ПАСЕ, в котором выражена просьба не принимать никаких решений по статусу этой республики. В заявлении южно-осетинского МИДа говорится о том, что предложения президента Грузии по статусу Южной Осетии в составе Грузии являются совершенно неприемлемыми для Цхинвали и представляют собой очередной пропагандистский шаг.
     Южная Осетия - независимое государство, и статус нашей республики не подлежит обсуждению», - заявил президент РЮО Эдуард Кокойты корреспонденту информагентства Интерфакс. Перспектив в предложениях Саакашвили южно-осетинская сторона не видит. К тому же в Южной Осетии очень хорошо помнят хронику осетино-грузинского противостояния. И когда лидер РЮО Кокойты говорит, что «вся наша история свидетельствует о том, что автономия в составе Грузии не гарантирует безопасности народа Южной Осетии», он выражает не только свою собственную точку зрения, но и подавляющего большинства сограждан.
     Новые предложения Саакашвили по решению проблемы грузино-осетинского конфликта вызвали неоднозначную реакцию и в самом Тбилиси. Кроме того, грузинская политэлита разделилась и по вопросу будущих отношений с Сухуми (поскольку вкупе с инициативами урегулирования грузино-осетинского конфликта для Саакашвили к его поездке в Страсбург были также подготовлены предложения по Абхазии, они стали известны общественности).
     Абхазскую тему президент Грузии с трибуны ПАСЕ почему-то решил не развивать. Отвечая на вопросы членов Парламентской ассамблеи, Саакашвили лишь заявил, что пока аналогичный план Абхазии не предлагается, потому что «сейчас это было бы бесполезно - они (абхазцы. – Авт.) покинули, к сожалению, стол переговоров и изгнали всех этнических грузин». И вообще, по словам Саакашвили, «там не с кем вести переговоры».
     Однако абхазская тема в грузинском обществе обсуждается постоянно. Новые идеи на этот счет появились в связи с тем, что в администрации президента Грузии идет подготовка плана создания единой Грузинской федерации, субъекты которой - Аджария, Южная Осетия и Абхазия - помимо общей будут иметь свою конституцию, национальную атрибутику и т.д., не являясь при этом субъектами международного права. Вопросы обороны, внешней политики, охраны границ, таможенной системы и борьбы с организованной преступностью войдут в компетенцию федерального центра. Одностороннее изменение федерального соглашения оговаривается как невозможное. В связи с этим возможно внесение изменений в действующую конституцию.
     Наиболее основательно взгляды противостоящих сторон на проблему территориального обустройства Грузии выразили разработчики двух взаимоисключающих концепций – лидер движения «Унитарная Грузия» Михаил Нанеишвили и политолог Пата Закареишвили.
     Нанеишвили считает, что поскольку Абхазия – исторически органическая часть Грузии, то лучшей территориальной формой для нее может быть только широкая автономия. У Южной Осетии, по его мнению, вообще не должно быть никакого статуса, потому что после его предоставления аналогичного отношения к себе могут потребовать многочисленные армянская и азербайджанская общины, а это может привести к окончательному развалу Грузии. Пата Закареишвили полагает, что федерализация страны приведет не к развалу грузинской государственности, а, наоборот, станет не только выходом из кризиса, но и позволит сделать регионы более экономически развитыми и богатыми, что в конечном итоге и приведет к укреплению государственности.
     Самые полярные мнения можно приводить до бесконечности, но идея федерализации, провозглашенная президентом Саакашвили, возможно, все-таки одержит верх и будет прописана в законодательстве страны. Приемлют ли её те, на кого она рассчитана – осетины и абхазцы?
     Мнение по этому поводу лидера РЮО Кокойты приведено выше. Известна и точка зрения абхазского руководства. Глава МИД Абхазии Сергей Шамба категоричен: «Вопросы суверенитета и независимости Абхазии в процессе переговоров с грузинской стороной никогда не обсуждались и обсуждаться не будут». Внешнеполитическое ведомство Абхазии полагает, что «в долгосрочной перспективе признание Абхазии принесет больше стабильности в регионе, нежели попытки включения Абхазии в состав Грузии, что на данном этапе грузино-абхазских взаимоотношений вызовет очередной ожесточенный конфликт».
     Кроме того, и в Сухуми, и в Цхинвали в 90-е годы научились четко разделять слова грузинского руководства и его практические действия. И гораздо более внимательно следят не за различными, в том числе и миролюбивыми, заявлениями грузинских руководителей, а за действиями силовых структур Грузии. Одним из последних проявлений этого вполне можно считать вчерашнее заявление главы МВД Грузии Вано Мерабишвили о готовности правоохранительных органов республики к спецоперации в Южной Осетии по задержанию высокопоставленных лиц.
     Другим фактом в этой цепочке руководство Южной Осетии называет постоянные внеплановые ротации грузинских подразделений в составе Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта. В соответствии с ранее достигнутыми договоренностями ротация миротворцев в зоне грузино-осетинского конфликта должна осуществляться не чаще одного раза в полгода. Однако с осени 2004 года Грузия проводит ротацию ежеквартально.
     В Цхинвали убеждены, что Тбилиси готовит новое вторжение в республику и прибегает к частой смене миротворцев, для того чтобы ознакомить как можно большее число своих военнослужащих с районом предстоящих боевых действий. Очередная ротация грузинских миротворцев намечена на 10-15 февраля.
     Итак, предложения к руководству Южной Осетии от Саакашвили поступили. Есть и негативная реакция со стороны Цхинвали, который не приемлет автономного статуса и видит свое будущее исключительно в единстве с Россией. Что дальше? Наблюдатели не исключают, что, если южно-осетинская сторона все-таки не согласится с тбилисскими предложениями, Саакашвили снова прибегнет к силовым методам. Видимо, не случайно он в интервью одной из ведущих германских газет заявлял о том, что никогда не скажет о невозможности применения насилия в решении вопроса территориальной целостности Грузии, а надеется лишь на то, что при этом не возникнет крупных инцидентов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex