на главную страницу

29 Января 2005 года

Возвращаясь к напечатанному

Суббота

Где вторая пенсия?

Александр БАТРАКОВ,
заслуженный работник социального обеспечения РФ.
Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».



     

     20 сентября 2003 г. в газете «Красная звезда» опубликована корреспонденция «После службы – мартышкин труд?», в которой была затронута проблема дальнейшего улучшения материального достатка военных пенсионеров и, в частности, о назначении им второй трудовой пенсии по старости - за трудовую деятельность после увольнения с военной службы, поскольку работающие военные пенсионеры платят страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и за них также уплачивают взносы в этот же фонд предприятия и учреждения, где они работают.

     Эта корреспонденция осталась без внимания тогдашнего Минтруда и Пенсионного фонда РФ, хотя и вызвала многочисленные отклики наших читателей и прежде всего военных пенсионеров. Редакция газеты вернулась к этой теме, напечатав 28 февраля 2004 года корреспонденцию «Еще раз о второй пенсии...»

     Поток писем усилился. Логика здесь самая простая: бывшие военнослужащие, имеющие, скажем прямо, небольшую, по нынешним меркам пенсию, а многие тысячи их, уволенные при сокращении армии, – совсем маленькую (их льготная выслуга лет нередко меньше трудового стажа, наработанного на «гражданке»), продолжают трудиться, приносить пользу стране и обществу и, само собой, зарабатывать своей семье на жизнь, платят взносы в Пенсионный фонд – и ничего за это не получают.

     Письма идут и по сей день. Вот лишь некоторые выдержки из них.

     «Я – старший офицер, прослужил в армии 27 календарных лет, а после службы 20 лет работаю военным руководителем в авиационном техникуме. Я – ветеран Вооруженных Сил и ветеран труда, – пишет В. Павлов из г. Долгопрудный Московской области. За это время имею немалые страховые накопления, но от них мне почему-то не идет ни рубля...»

     Ему вторит подполковник в отставке Григорий Баглай из Ярославля: «Моя выслуга составляет 30 лет, и вот уже 30 лет я работаю в Ярославском зенитном ракетном училище. Недавно мне пришло «письмо счастья» из Пенсионного фонда, в котором сообщается, что в Пенсионный фонд за 2002 год на мой лицевой счет поступило 6.687 рублей. Честно говоря, я даже и не знаю, по какой арифметике сложена эта сумма. Но меня интересует, почему я от нее ничего не имею?»

     «Я тружусь на производстве 20 лет – говорится в письме полковника в отставке Ивана Крюкова из Воронежа. – Недавно Пенсионный фонд сообщил, что на моем лицевом счету за 2002 – 2003 годы накопилось 8.601,98 рубля. Я обратился в территориальный фонд с вопросом, можно ли мне получить какую-то часть этих денег. Ответили: не положено». А подполковнику запаса Николаю Солдатову из Томска сказали, что его накопленные в Пенсионном фонде деньги никогда не вернут, они пойдут в пользу государства».

     Изучив законы, касающиеся второй пенсии, участник Великой Отечественной войны, инвалид 2-й группы Владимир Ивченко из Санкт-Петербурга останавливается на статье 1 Закона № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», где подчеркивается, что «изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных настоящим федеральным законом, осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон», и задается вопросом: «Почему же не изменить закон, если он несправедлив по отношению к военным пенсионерам?»

     Подобные вопросы содержат письма работающих пенсионеров Минобороны В. Ядровского из Ростова-на-Дону, В. Хамина из Коломны Московской области и других.

     Так как же обстоит дело с назначением второй пенсии? Что происходит?

     После множества писем и запросов в различные высокие инстанции по этому поводу и вышеназванных публикаций в «Красной звезде» в Министерстве труда и социальной защиты и в Пенсионном фонде вопрос, связанный со второй пенсией, обсуждался. В это время как раз шла разработка проекта федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу, и их семей», – после его введения нынешний закон о пенсионном обеспечении военнослужащих (№ 4468-1 от 12 февраля 1993 года) утрачивал бы силу. В одной из статей этого законопроекта по его состоянию на 1 декабря 2003 года предусматривалось право на одновременное получение двух пенсий (части пенсии) гражданами, проходившими военную службу и имеющими страховой стаж не менее 5 лет. При достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, им могла бы устанавливаться пенсия за выслугу лет или по инвалидности, – а по разрабатываемому закону и трудовая пенсия по старости (за вычетом ее базовой части, установленной Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). При этом в указанный трудовой стаж не включались периоды, с учетом которых установлена пенсия за выслугу лет на государственной службе или по инвалидности (напомним, что военная служба является видом федеральной государственной службы, даже ее особым видом).

     Позиция разработчиков тогда нашла понимание в соответствующих инстанциях. Но в настоящее время, как стало известно, работа над обновленным законом приостановлена. По некоторым сведениям, помешала активная разработка закона о «монетизации» льгот (№ 122–ФЗ), в какой-то мере связанная с законом о пенсионном обеспечении граждан, проходивших государственную службу.

     О том, что разговор о второй пенсии военным пенсионерам «завис», видно из такого факта. Пенсионный фонд в ответ на обращения военных пенсионеров направил в Главное финансово-экономическое управление Минобороны и конкретно одному из обратившихся – военному пенсионеру В. Козлову, письмо, в котором речь уже не идет о второй пенсии, а говорится, что военнослужащим, которые не относятся к гражданам, имеющим право на две пенсии, может назначаться пенсия по их выбору: либо пенсия за выслугу лет, либо пенсия по старости. А далее «разъясняется», что страховые взносы, поступившие в ПФР на страховую часть пенсии, направляются на выплату пенсий нынешним пенсионерам и застрахованные лица не имеют права управлять ими. Но далее, правда, в ответе ПФР, говорится, что «военные пенсионеры, получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, при оплате страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и при соблюдении иных установленных законодательством условий, наряду с установленной пенсией могут приобрести и реализовать право на накопительную часть трудовой пенсии».

     Так заканчивается ответ ПФР, только в нем, как ни странно, не указывается, какие же условия необходимо соблюсти для реализации права на вторую пенсию, в какие сроки она будет назначена и т.п. А в то же время известно, что и сегодня, без ожидания какого-то «права», федеральным государственным служащим при увольнении назначаются две пенсии: за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии и пенсия по старости (инвалидности), установленная Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Снова приходится напоминать, что военная служба является государственной службой, и даже ее особым видом, так откуда же такое неравенство с гражданскими госслужащими, если не сказать – дискриминация?

     Сошлемся еще на статью 17 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», где ясно сказано, что лицам, продолжающим после назначения трудовой пенсии по старости или инвалидности трудовую деятельность, производится перерасчет страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости или по инвалидности. Как видно, и тут встает вопрос: почему такой возможности лишены военные пенсионеры?

     Поскольку без лишних юридических проволочек решить этот вопрос, видимо, сложно – надо поступить проще: внести дополнения в некоторые законодательные акты РФ по вопросам пенсионного обеспечения. По нашему мнению, такие меры не потребуют даже выделения дополнительных денежных средств из федерального бюджета, так как страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости военным пенсионерам будут исчисляться исключительно из имеющихся у них страховых накоплений. Кроме того, такой подход позволит без лишних затрат реально улучшить материальное положение почти миллиона уволенных военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, особенно тех из них, которые были уволены с минимальной выслугой лет. При этом для указанных граждан это станет дополнительным стимулом для продолжения трудовой деятельности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex