на главную страницу

5 Февраля 2005 года

История Отечества

Суббота

Операция «Возмездие»

Владимир ЛОТА, кандидат исторических наук.



     
Окончание. Начало >>>


     Федоров подготовил группу к отправке в Центр, назначил ответственного офицера, отправил девушек под усиленной охраной в район партизанского аэродрома и сообщил об этом в Центр. Неожиданно из Москвы поступило срочное указание: «Центр – Колоколу. Приказываю вам лично возглавить отправляемую группу людей и прибыть с ней в Центр. За себя временно оставьте подходящего заместителя. Для связи с Центром до момента посадки в самолет возьмите с собой одну радиостанцию, которая после вашего вылета возвратится на базу...»
     Активная переписка с Центром продолжалась каждый день.
     10 октября. Центр – Колоколу: «Машину даем 11 октября. Для посадки в самолет у вас есть только 20 минут. Подготовьтесь».
     13 октября. Колокол – Центру: «В 22 часа 12 октября Колокол, Черная, Галя и Шуцкая с семьей и от Артура 5 человек вылетели на самолете в Центр».
     Так завершилась операция по уничтожению палача белорусского народа Вильгельма Кубе. Итог этой операции подвели в Москве.
     В Разведывательном управлении Генерального штаба Красной Армии был составлен отчетный документ. Есть смысл привести его полностью.
     Начальнику Разведывательного управления Генштаба Красной Армии генерал-лейтенанту Кузнецову Ф.Ф.
     Доклад
     по вопросу об организации убийства гитлеровского генерального комиссара Белоруссии Кубе
     Организаторы и исполнители операции
     Убийство Кубе организовал командир диверсионно-разведывательной группы 2-го отдела РУ ГШ КА майор Федоров Николай Петрович, псевдоним Колокол.
     Главным посредником и организатором убийства Кубе явилась Осипова Мария Борисовна, псевдоним Черная, резидент Колокола в Минске.
     Вторым посредником и связником между Черной и Галей был директор минского немецкого кинотеатра Николай Похлебаев.
     Исполнителем убийства Кубе является Мазаник Елена Григорьевна, псевдоним Галя.
     О подготовке и выполнении операции знали перечисленные выше пять человек.
     
Как готовилась операция

     Имея задание Центра по организации уничтожения руководящих немецких чиновников и их прислужников, Колокол с 1 сентября 1943 года приступил к организации убийства Кубе.
     В этот день Колокол встретился с директором немецкого кинотеатра в Минске Николаем Похлебаевым и поручил ему познакомить резидента Черную с Галей, работавшей служанкой в доме Кубе, и с ее сестрой Олей.
     Когда Черная встретилась с Галей, то Галя, чтобы удостовериться, что имеет дело не с агентами-провокаторами гестапо, а с представителями Красной Армии, потребовала встречи с Колоколом.
     Черная организовала встречу Колокола с сестрой Гали – Олей, которая действовала с полного согласия Гали. На встрече договорились о проведении операции по устранению Кубе путем отравления, но когда установили, что Галя редко бывает на кухне, решили минировать постель Кубе магнитной миной.
     Черная получила от Колокола две магнитные мины с
     24-часовым механизмом для передачи их Гале и инструктажа.
     В пятницу 17 сентября 1943 года Черная встретилась с Галей и договорилась о том, что во вторник, 21 сентября 1943 года, Черная принесет мину и проконсультирует Галю у нее на квартире. На этой же квартире решили вопрос о вывозе семьи Гали.
     21 сентября 1943 года в 3 часа утра зарядили мину, в 7 часов утра вывезли семью Гали, а в 10 часов 10 минут Галя заложила мину в матрац кровати Кубе с расчетом, что взрыв произойдет 22 сентября в 3 часа 15 минут. Черная, Галя и Оля выехали из города на машине шофера Николая, работавшего в резидентуре Черной.
     
Убийство Кубе

     Магнитная мина, заложенная Галей в матрац постели Кубе, взорвалась в 3 часа 15 минут ночи, когда презренный палач белорусского народа спал. Священная месть советского народа свершилась, и самый гнусный грабитель, насильник и вешатель советских людей перестал существовать.
     Этот взрыв, разорвавший в клочки одного из ближайших гитлеровских помощников, прозвучал во всем мире как знак того, что крах фашизма близок, что час расплаты приближается и что ни один захватчик не уйдет от возмездия.
     После уточнения по радио состава и места пребывания участников операции по уничтожению Кубе они были вывезены на самолете марки СИ-47 № 822, пилотируемом летчиком Покровским и штурманом Боровым, в Москву с 11 на 12 октября 1943 года.
     Вывозом участников операции и членов их семей руководил Колокол.
     Кроме личного состава экипажа самолета о вылете Колокола с группой женщин знал начальник партизанской посадочной площадки Богомольского района БССР тов. Титков.
     Старший помощник начальника 2-го отдела РУ ГШ КА
     подполковник Знаменский.
     
В Москве

     Указом, который 29 октября подписал Председатель Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинин, звание Героя Советского Союза было присвоено не только Е.Г. Мазаник и М.Б. Осиповой, но и Надежде Викторовне Троян.
     Когда Германия вероломно напала на СССР, Надежде Троян было всего девятнадцать. Она помогала партизанам, военнопленным, расклеивала листовки с призывами не покоряться врагу. Фашисты установили за ней слежку. По указанию соответствующих органов Надежда была переправлена в партизанский отряд.
     Н. Троян принимала участие в ряде операций и показала себя мужественным и смелым бойцом бригады, которую именовали бригадой дяди Коли. Руководил ею Петр Григорьевич Лопатин. Он, как и командир Особой партизанской бригады Дима, тоже имел приказ уничтожить Кубе. Выполняя его приказание, Надежда Троян через своих знакомых познакомилась с Еленой Мазаник и стремилась привлечь ее к операции по уничтожению наместника Гитлера в Белоруссии. Мазаник не согласилась с предложением Надежды Троян, так как не была уверена в том, что та была связана с партизанами.
     Возникает справедливый вопрос: а что же героического сделала Надежда Троян? На этот вопрос правильно ответил автор документальной повести «Бессмертие подвига» Николай Дубровский, книга которого вышла в Минске в конце 2004 года. Мне хотелось бы привести небольшую цитату из этой интересной повести: «Надя Троян в свои двадцать два года удостоена высшей награды – звания Героя Советского Союза. Троян своими поступками и поведением пробудила у Елены Мазаник стремление к действию, и это сыграло очень важную роль. И когда на Мазаник и ее сестру Валентину Шуцкую вышла группа Черной с участием Николая Похлебаева, она стала действовать более решительно, и палач белорусского народа Вильгельм Кубе был уничтожен». Кстати, в двухтомном справочнике о Героях Советского Союза (Воениздат, 1988 г.) в биографической справке, посвященной Н.В. Троян, о ее причастности к уничтожению Кубе не говорится, подвигов хватало и без этого.
     Когда в Москве стало известно об убийстве Кубе, началось прояснение роли в организации этой акции Наркомата государственной безопасности и Разведывательного управления Генерального штаба Красной Армии. У каждой из этих организаций были основания зачислить ее на свой боевой счет. Надежда Троян, видимо, входила в состав партизанского отряда НКВД, Мария Осипова руководила резидентурой Особой партизанской бригады Разведуправления ГШ Красной Армии.
     21 октября 1943 года, после встречи Марии Осиповой, прибывшей в Москву, все прояснилось. Сохранилась официальная запись беседы, детали которой Мария много лет держала в тайне. Она рассказала о них только в 1997 году Николаю Дубровскому, автору книги «Бессмертие подвига». Мария настояла на своем: «Нами руководила воинская часть, где начальником Федор Федотович Кузнецов».
     В ходе бесед, а их, видимо, было несколько, выяснилось, что Надежда Троян действительно первой пыталась через Елену Мазаник организовать убийство Кубе. Позже с таким же предложением, но более обстоятельно подготовленным и продуманным, к ней через посредников обратилась Мария Осипова.
     Ф.Ф. Кузнецов на приеме у И.В. Сталина подробно доложил о подготовке и проведении военными разведчиками операции по уничтожению Кубе, показал Верховному Главнокомандующему фотографию М. Осиповой.
     Сталин внимательно выслушал сообщение Кузнецова, прочитал доклад о проведенной операции, подготовленный в управлении военной разведки, посмотрел фотографию Марии Осиповой и сказал, что она заслуживает звания Героя Советского Союза. Вызвав своего помощника Поскребышева, он распорядился выйти на Президиум Верховного Совета с проектом соответствующего указа.
     Когда все обстоятельства операции «Возмездие» прояснились, М.Б. Осиповой, Е.Г. Мазаник (она в указе ошибочно названа Галиной) и Н.В. Троян было присвоено звание Героя Советского Союза. В тот же день М.И. Калинин подписал второй Указ Президиума Верховного Совета СССР. Этим указом военный разведчик майор Федоров Николай Петрович и Шуцкая Валентина Григорьевна были награждены орденами Ленина.
     Когда Мария Осипова находилась в Москве, ей помогли разыскать сына Юру, эвакуированного из Белоруссии в 1941 году. Встреча была радостной, но недолгой. Большая часть Белоруссии была еще оккупирована фашистами. Марию ждали новые дела…
     После окончания войны Герои Советского Союза Мария Борисовна Осипова и Елена Григорьевна Мазаник проживали в Белоруссии, активно занимались общественной работой.
     Генерал-полковник Ф.Ф. Кузнецов однажды посетил Минск, разыскал Марию Борисовну Осипову, которая возглавляла в Верховном Совете республики отдел по помилованию. Встреча была теплой и радостной. Мария Борисовна поинтересовалась судьбой своего бывшего командира – майора Федорова. Кузнецов сообщил, что Николай Петрович, к сожалению, погиб в 1944 году в Польше при выполнении очередного задания командования военной разведки. За подвиг, совершенный на польской земле, ему присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Его жена Ольга Федоровна с сыном проживали в Москве, в Малаховке, на улице имени Героя Советского Союза Н.П. Федорова.
     Вечером 11 января 2005 года я созвонился по телефону с полковником в отставке Николаем Васильевичем Дубровским, ветераном Великой Отечественной войны, проживающим в Минске. Разговор получился интересным. Я рассказал автору книги «Бессмертие подвига», что готовлю для «Красной звезды» очерк «Операция «Возмездие». Николай Васильевич сказал, что у России и Белоруссии есть общая история, которую необходимо беречь сообща, и попросил прислать ему номер газеты с очерком. Что я сделаю непременно.
     

P.S. Казалось бы, что все герои, подготовившие и осуществившие операцию «Возмездие», были заслуженно награждены за смелость, инициативу и самоотверженные действия в сентябре 1943 года. Однако один из основных организаторов операции командир особой партизанской бригады Давид Ильич Кеймах в Указ Президиума Верховного Совета, подписанный М.И. Калининым 29 октября 1943 года, не попал. Причиной тому были недостаточно ясные в то время обстоятельства его гибели 13 сентября во время перелета из Белоруссии в Москву на военном самолете. Возможно, настало время по достоинству оценить и вклад Д.И. Кеймаха в операцию по уничтожению палача белорусского народа гауляйтера Кубе.
     

На снимке: Мария Борисовна ОСИПОВА, Елена Григорьевна МАЗАНИК (первая справа) в гостях у минских суворовцев. Ноябрь 1954 г.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex