на главную страницу

5 Февраля 2005 года

Геополитика

Суббота

Возвращение морской славы

Роман ФОМИШЕНКО, «Красная звезда».



     
Военная составляющая морской политики

     ПОЛОЖЕНИЮ ДЕЛ в военно-морской сфере на Морской коллегии было уделено особое внимание. Не случайно доклад на эту тему значился в повестке дня первым, сразу после вступительного слова председателя Правительства РФ.
     С докладчиком – министром обороны РФ Сергеем Ивановым – в споры особенно никто не вступал (разве что единожды с места высказался Герман Греф, поддержав главу военного ведомства в том, что расходы на нужды и развитие ВМФ занижены). Однако интерес выступление Сергея Иванова у собравшихся вызвало неподдельный.
     На предыдущем заседании Минобороны было дано поручение дополнительно рассмотреть вопрос о разработке межведомственной программы военного кораблестроения и гражданского судостроения. В своем выступлении Сергей Иванов отметил, что эти вопросы не только постоянно находятся в поле зрения руководства военного ведомства, но и неоднократно рассматривались в аппарате Правительства РФ, в Минэкономразвития и Минфине.
     - В результате достигнуто, надеюсь, окончательно, единое понимание того, что основные задачи строительства новых кораблей для Военно-морского флота должны решаться в рамках госпрограммы вооружений и ежегодных государственных оборонных заказов, - сказал Сергей Иванов. - При этом мы учитываем, что нынешнее состояние отечественной экономики и ее финансовые возможности позволяют обеспечить лишь поддержание боевого состава флота на необходимом уровне. На основе достигнутых в рамках Госпрограммы вооружений результатов и с учетом перевода нынешней системы заказов и поставок вооружений и военной техники на систему единого заказчика, а мы с 1 января переходим на эту систему, следует подготовить и принять концептуальный документ, который законодательно, подчеркиваю, законодательно должен отражать позицию государства относительно количественного и качественного состава вооружений на период до 2030 года с учетом того, что строительство некоторых типов и классов кораблей занимает свыше пяти лет. Только после этого можно будет вновь обсуждать вопрос о специальной программе кораблестроения.
     Чтобы понять положение дел на военных флотах, в контексте вышеизложенного приведу цитату из выступления полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова:
     - Значительное сокращение количественного состава сил и средств флотов, а также их постоянное недофинансирование приводят к утрате Россией позиций среди ведущих морских стран, - отметил Илья Иосифович. - Об этом убедительно свидетельствует состояние сил Балтийского и Северного флотов. В настоящее время на Северном флоте 95 процентов кораблей и судов имеют просроченные межремонтные сроки. При сохраняющейся тенденции финансирования судоремонта в 2005 году на СФ смогут выполнять поставленные задачи только 10 — 12 процентов боевых кораблей. Соответственным будет и уровень решения поставленных перед флотом задач.
     СЕРГЕЙ ИВАНОВ остановился в своем выступлениии и на кадровой проблеме, к которой чуть позже возвращались и «гражданские» министры.
     В области создания системы подготовки руководящих кадров органов госвласти Российской Федерации в области морской деятельности специалистами Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова разработан проект программы профессиональной переподготовки руководящего состава федеральных органов исполнительной власти. Замысел военно-морского раздела программы состоит в том, чтобы систематизировать знания будущих государственных руководителей в области обеспечения безопасности государства с морских и океанских направлений, сформировать у них понимание роли и места Военно-морского флота в реализации национальной морской политики, преподать им основу организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при решении различных задач на море.
     По окончании процесса согласования учебной программы в центральных органах военного управления она будет направлена в Министерство образования и науки для дальнейшей реализации.
     Ключевую роль профессиональных кадров в морской политике, поддерживая главу военного ведомства, отметила и Валентина Матвиенко – глава Санкт-Петербурга, города, где расположены авторитетные не только в России, но и во всем мире вузы.
     - Учебные заведения, осуществляющие подготовку плавсостава для морских судов и судов «река — море», принципиально отличаются от учебных заведений, готовящих кадры по береговым специальностям. Следует учесть, что морское образование – единственное конвенционное образование, то есть оно должно полностью удовлетворять требованиям Международной морской организации при ООН, - сказала Валентина Матвиенко.
     Единственное, в чем не сошлись питерский губернатор и министр обороны, – в необходимости создания федеральной гидрографической службы и навигации. Валентина Матвиенко ратует за нее и готова разместить на невских берегах. Сергей Борисович в очередной раз высказался против этой инициативы.
     В целом же предложения военного ведомства нашли понимание у гражданских членов Морской коллегии. Показательными в этом отношении стали слова заместителя губернатора Краснодарского края Александра Гаврилова:
     - Без соответствующей военно-морской поддержки мы можем столкнуться с серьезным препятствием по реализации национальной политики России в Азово-Черноморском бассейне. Другими словами, для обеспечения экономических интересов России мы должны иметь здесь мощный военно-морской «зонтик». Это поможет решить нам проблемы Босфора, разграничения морских пространств в Черном и Азовском морях. И по многим другим вопросам.
     
«Мировой океан»

     Министр обороны РФ Сергей Иванов, докладывая на Морской коллегии о результатах анализа выполнения Федеральной целевой программы (ФЦП) «Мировой океан», отметил, в частности, что военное ведомство не согласно с той ролью, которая отводится сегодня научно-техническим проектам подпрограммы «Военно-стратегические интересы России в Мировом океане» в общей системе ФЦП.
     - Бюджет этой подпрограммы на 2005 год утвержден в размере менее 35 миллионов рублей, что явно не соответствует целям и задачам, - сказал Сергей Иванов. - И поэтому мы просим и настаиваем на расширении участия и существенном расширении финансирования мероприятий Минобороны по этой конкретной подпрограмме. Основания для этого в различные ведомства, в том числе в Минэкономразвития, мы представляли неоднократно. В этой связи считаю целесообразным в январе-феврале 2005 года группе экспертов Минэкономразвития и Минобороны повторно рассмотреть проекты подпрограммы «Военно-стратегические интересы России в Мировом океане» и решить вопрос о порядке их реализации и будущего финансирования.
     Здесь, по словам главы военного ведомства, у Минобороны давно существует полное взаимопонимание с Министерством транспорта и связи. По его словам, надо и далее создавать системы двойного назначения, как это принято и практикуется во всем мире.
     - Не распылять средства и допускать к этим системам, естественно, на паритетных основах представителей всех ведомств, которые заинтересованы в получении информации: где конкретный корабль или судно находится, ловит он краба или сдает в иностранном порту свой груз и так далее, - продолжил Сергей Иванов. - Это должна быть система двойного назначения. В отдельных регионах она уже создана и доказала свою практическую и экономическую отдачу.
     Министр экономического развития и торговли Герман Греф в свою очередь также высказался в пользу систем двойного назначения:
     - Целесообразно профинансировать конкретные исследования, в том числе и двойного назначения. Сегодня не проводится прямое финансирование долгосрочных дорогостоящих экспедиционных исследований пространств Мирового океана. Думаю, что это необходимо делать не в рамках программы, а в рамках текущих бюджетов соответствующих ведомств, - подчеркнул Греф.
     В 2003 году ФЦП «Мировой океан» была профинансирована на 275 млн. рублей. В прошлом - на более чем на 290 млн. рублей. На этот год запланировано также около 300 млн. рублей.
     Учтены в этой сумме расходы на создание системы базирования Черноморского флота на территории РФ.
     

Как отметил в заключительном слове премьер-министр РФ и председатель Морской коллегии Михаил Фрадков, в перспективе важно организовать эффективную работу созданных комиссий. Кроме того, по словам премьера, принято принципиальное решение о создании соответствующих комиссий в Госдуме РФ и Совете Федерации. «Рассчитываем, что депутаты за счет этого смогут глубже прояснить комплекс морских проблем», - сказал Михаил Ефимович.
     Помимо активного взаимодействия с законодательной властью, Морской коллегии в этом году предстоит продолжить укрепление связей с регионами. Во многих из них уже созданы межведомственные экспертные группы, чья работа направлена на реализацию Морской доктрины.
     Но главный успех, безусловно, будет зависеть не только от положительных перемен в экономической, политической и международной сферах, но и от того, удастся ли исполнителям намеченных планов переломить веками складывавшийся в национальном сознании континентальный менталитет.
     Ближайшее заседание Морской коллегии, к которому планируется подготовить проект концепции развития морского флота России, пройдет в мае в Приморье. По традиции о его начале известят ударом в рынду.
     Символичная склянка подведет итог еще одному временному отрезку, который, уверен, приблизит Россию к былой морской славе.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex