на главную страницу

8 Февраля 2005 года

Армия и общество

Вторник

Без карты в поле не выйдешь
Сегодня – День военного топографа

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник Военно-топографического управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ –
начальник Топографической службы ВС РФ
генерал-лейтенант Валерий ФИЛАТОВ.

Беседу вел Сергей СЕВЕРИНОВ.



     - 2004 год был «урожайным» на масштабные тактические и командно-штабные учения. Какие уроки и выводы Топографическая служба вынесла из них для себя?

     - Пожалуй, главный вывод заключается в том, что в наши дни да и в ближайшей перспективе важнейшим средством топогеодезической информации по-прежнему остается карта. Вместе с тем КШУ показали, что успех современного боя в значительной степени зависит от способности командования и штаба оперативно решать задачи боевого обеспечения, взаимодействия, управления. А такую возможность представляют автоматизированные системы управления войсками оперативно-тактического и тактического звена, оснащенные геоинформационными системами поддержки принятия решения, электронными картами и планами городов.
     Практика показывает, что данные средства жизненно необходимы не только командирам тактического звена, но и их подчиненным. Это предполагает включение в экипировку солдата будущего специальных индивидуальных средств топографического и навигационного ориентирования и, что не менее важно, связи.
     Реалии заставляют серьезно думать и о повышении точности, достоверности и полноты содержания топогеодезической информации. В первую очередь для высокоточного оружия. Год минувший в очередной раз доказал: предстоит большая работа для того, чтобы получать информацию о местности в режиме реального времени с космических картографических и геодезических комплексов и оперативно доводить данные до штабов и войск.

     - Как вы оцениваете топографическую подготовку военнослужащих? Что предпринимается для повышения ее уровня?

     - Не скажу, что я удовлетворен уровнем этого вида подготовки в войсках. Результаты проверок позволяют поставить общую оценку «удовлетворительно». Те же, кто усвоил программу военной топографии в полном объеме, в боевой подготовке на голову выше однополчан.
     Что же касается повышения уровня профессионализма, то в рамках интервью обо всем не расскажешь. Однако отмечу, что наработок множество. К примеру, в войсках все активнее проводят соревнования по ориентированию на местности, в том числе в зимнее время на лыжах.

     - На Северном Кавказе планируется сформировать две горные бригады, главная задача которых - прикрытие южных границ России. В чем будут заключаться особенности их топографической подготовки?

     - Юг России по понятным причинам заслуживает особого внимания. Поэтому топографическую подготовку личного состава бригад прежде всего нацелим на изучение тактических свойств местности: условий проходимости, маскировки, защитных свойств местности, особенностей ориентирования, наблюдения и ведения огня. К тому же, для большей эффективности предполагаем широко применять аппаратуру, позволяющую определить местоположение военнослужащих через космические навигационные системы ГЛОНАСС и НАВСТАР. В настоящий момент такого рода новинки поступают на снабжение войск.

     - Используется ли опыт последних локальных войн и военных конфликтов в военной топографии?

     - Несомненно, и прежде всего в практической деятельности войск. При их нынешней мобильности у штабов остаются считанные минуты, а не часы, как раньше, на то, чтобы проанализировать данные разведки, оценить обстановку, принять решение и, наконец, нанести огневое поражение противнику. А безошибочно просчитать вручную координаты целей, зоны видимости и невидимости, составить полетные задания для экипажей авиации за такой короткий промежуток времени просто невозможно. Естественно, необходимо грамотно и оперативно использовать современные технические средства – геоинформационные системы и цифровую информацию, в том числе трехмерную.
     Отмечу, что в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе топографической службой такие средства использовались довольно широко. В частности, электронные топографические карты и цифровые фотопланы применялись для определения координат целей, выявленных разведкой. Трехмерные пространственные модели местности – для оценки характера рельефа и выбора вертолетных площадок. По цифровым фотопланам уточнялись местоположение и координаты баз боевиков. Технологии создания и использования геопространственной информации оказались весьма эффективными и успешно прошли боевую проверку.
     В настоящее время, учитывая современные требования к планированию и ведению военных действий, неуклонно возрастающий уровень оснащенности штабов и войск новыми техническими средствами, Топографическая служба Вооруженных Сил разрабатывает новейшие технологии по топогеодезическому и навигационному обеспечению войск, которые находят применение в процессе топографической подготовки. Так, издан справочник офицера по топографическим и специальным картам, который получил положительную оценку в штабах и войсках.

     - Как вы оцениваете состояние вооружения и военной техники топографической службы?

     - Ситуация в этой области непростая. Казалось бы, с уменьшением численности армии должны сократиться и потребности в ее топогеодезическом обеспечении. Однако в наши дни топогеодезических и картографических работ по заблаговременной подготовке территорий континентальных районов требуется проводить в 1,5 - 2 раза больше. Назрела необходимость переоснащения частей и предприятий Топографической службы современной техникой и вооружением, а также создания новых средств топогеодезической информации.
     Нельзя не сказать и о том, что состояние специального и полиграфического оборудования в воинских частях, за исключением средств вычислительной техники, более чем на 70 процентов физически изношено или морально устарело. Мировая практика в области полиграфии показывает, что изготовление карт по старым технологиям крайне затратно, поэтому оно вытесняется цифровыми технологиями с использованием геоинформационных систем. Мы же зачастую вынуждены использовать дедовские способы, так как оборудование не обновлялось в лучшем случае 12 лет. Ситуация требует комплексного переоснащения воинских частей и ФГУП Топографической службы ВС РФ современными техническими средствами.

     - Над чем сегодня трудится научная мысль в области военной топографии?

     - Военные топографы всегда находились на передовых рубежах науки по реализации новых научных разработок в области топогеодезического обеспечения. Практика показывает, что для современного вооружения необходимо разрабатывать новые виды средств топогеодезической информации, поэтому особое внимание уделяется совершенствованию топогеодезического обеспечения стратегических сил, подразделений постоянной боевой готовности. Не отодвинуты на второй план и работы по модернизации техники и средств, обеспечивающих действия войск в операциях, подготовке континентальных районов в картографическом отношении, картографического обеспечения автоматизированных систем управления войсками, навигации и разведки целей.

     - Завершилась очередная реорганизация органов военного управления. Коснулись ли преобразования Топографической службы Вооруженных Сил России?

     - Исторически сложилось так, что Военно-топографическое управление входит в структуру Генерального штаба, и, естественно, реформирование центральных органов военного управления коснулось и Топографической службы. В соответствии с утвержденной в сентябре прошлого года структурой центрального аппарата Минобороны Военно-топографическое управление Генерального штаба Вооруженных Сил РФ отнесено к центральному аппарату министерства, что подчеркивает важность выполняемых управлением задач. А в октябре наше управление внесло предложения по оптимизации структуры и состава Топографической службы, которые, несомненно, будут реализованы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex