на главную страницу

12 Февраля 2005 года

Армия и регионы

Суббота

«Красная звезда» в Сибири

Геннадий МИРАНОВИЧ, Евгений ШАЛЬНЕВ, «Красная звезда».
Валерий ЩЕБЛАНИН, пресс-служба СибВО.



     Наша справка
     Сибирский военный округ сформирован путем объединения Забайкальского военного округа и старого Сибирского военного округа в соответствии с Указом Президента РФ в июле 1998 года, реально начал свою деятельность в новом составе с 1 декабря 1998 года. Наиболее крупные гарнизоны - Чита, где дислоцируется штаб округа, и Новосибирск.
     История Сибирского военного округа (история бывших ЗабВО и СибВО) вобрала в себя судьбы сотен тысяч воинов от солдата до маршала, от крупных исторически значимых личностей до людей, чьи имена остались вне летописи событий.
     Забайкальский военный округ был официально образован 17 мая 1935 года, но его родословная гораздо глубже, она уходит к землепроходцам Сибири и Дальнего Востока Степану Ермаку и Петру Бекетову, Ерофею Хабарову и Афанасию Пашкову, первым военным губернаторам Забайкалья и декабристам. Именно в тех давних временах его начало, предыстория.
     Старый Сибирский военный округ - в послереволюционный период был образован в декабре 1919 года, однако приказом министра обороны РФ № 544 от 26.11.1993 года была восстановлена историческая дата его образования - 6 августа 1865 года.
     На земле Забайкалья и Сибири служили в разное время Маршалы Советского Союза В.К. Блюхер, М.Н. Тухачевский, Л.А. Говоров, В.Д. Соколовский, В.И. Чуйков, Г.К. Жуков, М.В Захаров, И.С. Конев, П.К. Кошевой, С.К. Куркоткин, Р.Я. Малиновский, К.С. Москаленко, К.К. Рокоссовский, Д.Т. Язов, главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов, генералы армии П.А. Белик, А.П. Белобородов, П.А. Курочкин, Д.Д. Лелюшенко.
     Серьезными боевыми испытаниями для воинов-сибиряков и забайкальцев после Гражданской войны стали: конфликт на КВЖД, спровоцированный китайскими милитаристами в 1929 году; бои с японскими самураями у озера Хасан (1938 г.), реки Халхин-Гол (1939 г.), которые развязали боевые действия против дружественной нам Монголии.
     В годы Великой Отечественной войны полки и дивизии сибиряков участвовали в битвах под Москвой, Сталинградом и Курском. За отличия в боях они в числе первых стали гвардейскими.
     В зоне ответственности СибВО - крупнейший по геополитической и экономической значимости регион, тысячи километров Государственной границы, сложнейшие приграничные районы, крупные народнохозяйственные и инфраструктурные объекты Западной и Восточной Сибири, Забайкалья и Севера. Воины Сибирского военного округа принимали участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. Около 2 тысяч из них награждены орденами и медалями, несколько человек удостоены звания Героя России.


     Константин КУЗЬМИН, директор Окружного информационного центра «Сибирь» (Сибирский федеральный округ):
     - Хотелось бы заострить внимание на еще одном сегменте информационного поля, к которому военные пока в силу ряда причин относятся весьма настороженно. Это Интернет. Общеизвестно, что «всемирная паутина» обладает огромными возможностями. Присутствовать там гораздо дешевле, чем в печатных СМИ или на ТВ. Может быть, начать с малого - нести свою информацию, не только рассылая по электронной почте пресс-релизы, поскольку из-за огромного количества СМИ охватить всех просто невозможно, но и одновременно размещать ее вместе с профессионально сделанными фотографиями, к примеру, на сайте или на первых порах создав страницу Сибирского военного округа? Это значительно облегчило бы журналистам доступ к информации. Кроме того, они могли бы всегда найти необходимое сообщение, статистику, другую информацию, заглянув в архив.
     Можно ставить и более масштабные цели. Интернет дает возможность охватить самую широкую аудиторию для создания положительного образа российского солдата, привлекательного имиджа военной службы, военно-патриотического воспитания молодежи. Сошлюсь на пример из нашей работы. Недавно Окружной информационный центр «Сибирь» стал одним из инициаторов конкурса Интернет-сайтов «Защитники Отечества». Конкурс поддержал полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе. Задача конкурса - ярко осветить ратные победы российского народа в разные эпохи путем привлечения внимания к сайтам соответствующей тематики, способствовать формированию в обществе позитивного отношения к военной службе. Подведение итогов и награждение победителей планируется в формате видеомоста между Москвой и Новосибирском с возможностью подключения других городов.
     Понятно, что основная часть пользователей всемирной сети - образованные молодые люди, прежде всего студенты, либо городские школьники старших классов. Их сверстники из отдаленных сельских районов пока не имеют таких возможностей. Но при столь стремительном развитии, в том числе в Сибири, современных информационных технологий вскоре и они станут равноправными пользователями «паутины». И упускать возможность влияния на умонастроения молодежи через интернет было бы, по меньшей мере, неразумно. Пока же присутствие в www-паутине, скажем, информации о контрактной службе ограничивается лишь небольшой страничкой на сайте Министерства обороны. Да, сайт с хорошим дизайном, максимально информативен, но он, увы, один. Могут возразить, что те студенты, которые постоянно «висят» в сети, никогда не пойдут служить в десантные войска и вообще в контрактники. Но ведь именно эти будущие и сегодняшние журналисты, психологи, социологи, просто образованные люди, постоянно пользующиеся интернетом, во многом и формируют общественное мнение. Кроме того, в профессиональной армии востребованы и интеллектуалы.
     И последнее. По информации из интернета, например в американской армии на территории некоторых воинских частей и на кораблях есть компьютерные классы или комнаты, где посредством электронной почты можно регулярно общаться с родственниками и друзьями, получать и отправлять фотографии. Может быть, и мы все же придем к тому, что каждая крупная воинская часть будет иметь свою интернет-страничку, предоставлять возможности прямого общения военнослужащих со своими сверстниками, родственниками? Положительный эффект от этого был бы просто огромен.


     Наталья ПОЦЕЛУЕНОК, редактор регионального выпуска «Московский комсомолец» в Новосибирске»:
     - На мой взгляд, военным журналистам и армейским пресс-службам не хватает свободы изложения, уж очень все у вас по-военному строго и гладко. И поэтому информация зачастую не привлекает внимания журналистов и редакторов СМИ, которые ее получают. Я бы посоветовала занимательнее, нестандартнее подавать факты, искать изюминку, своеобразие, уникальность. В армии происходит очень много интересного, но вот умения донести это до массового читателя, заинтересовать его вам не хватает. Хотелось бы и больше открытости. К примеру, в Новосибирске, в комитете солдатских матерей, в фонде «Право матери» можно практически сразу же получить обстоятельный комментарий на интересующую тему. Когда же дело доходит до военных комиссаров, то сразу завеса «военной тайны» возникает… Я не буду утверждать, что такое характерно для всех военкоматов, но иногда получается, что действительно журналисты располагают лишь односторонней информацией.
     Радует, что военное руководство стало об этом задумываться, и такие встречи с журналистами, руководителями СМИ, как сегодняшняя, надо сделать хорошей традицией.


     Геннадий ПОПРЫГА, начальник управления федеральной службы по надзору за соблюдением законодательств в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по СФО:
     - На территории Сибирского федерального округа на 1 января 2005 года зарегистрировано 2.846 газет, 859 журналов, 836 телестудий, 616 радиостанций - всего 5.524 различных СМИ, и их число будет увеличиваться. Общественно-политических, рекламных, культурно-досуговых изданий у нас предостаточно. Но остается дефицит СМИ, которые бы освещали социально-значимые темы, проблемы воспитания молодежи, подготовки ее к службе в армии, писали о культуре, ветеранах, в том числе их социальной защите. Да, тематика эта неприбыльная, здесь многое зависит от поддержки местных органов власти.
     Стоит отметить также, что стремительный рост количества СМИ стал причиной дефицита квалифицированных журналистских кадров, в том числе и тех, кто пишет на «армейскую тему». Может быть, военным следует как-то попытаться исправить этот пробел, организовать своеобразную «учебу», повышение квалификации журналистов, работающих на этом информационном поле? В год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне армия должна, на мой взгляд, шире использовать возможности в рамках Всероссийского конкурса по военно-патриотическому воспитанию молодежи, в котором принимает участие большое количество средств массовой информации самой различной тематической направленности. К сожалению, некоторые СМИ участвуют в этом конкурсе как бы обособленно, в стороне от армейских структур, общественности и от людей военных. Думаю, взаимодействие с ними армейских пресс-служб будет полезным для решения общих задач. Причем армия и СМИ должны вести диалог не только в период проведения призывных кампаний, как это часто бывает на практике. Давно замечено: как только начинается очередной призыв, тут же появляются набившие уже оскомину и зачастую не отражающие реальной жизни публикации о «дедовщине», «наркоманах в казармах» и т.д. К сожалению, невольно этому способствуют и сами военные, в частности отдельные военные комиссары. Не обладая умением работать со СМИ, они порой только дают повод для публикации негативных материалов об армии.
     И вообще чаще всего проблемы во взаимоотношениях со СМИ появляются в результате излишней скрытности, отсутствия информации именно со стороны военных. Кто-то не считает необходимым дать объяснение по тому или иному поводу. Кто-то просто лакирует действительность, и в результате опять-таки появляется повод к тому, чтобы эту информацию «дособирать» или «домыслить». На мой взгляд, всем нам надо стремиться к тому, чтобы процесс освещения жизни армии в СМИ протекал не скачкообразно - от призыва к призыву, а планово. И открытие в Новосибирске совместного пресс-центра СибВО и «Красной звезды», я надеюсь, будет способствовать этому.
     Пользуясь случаем, хотелось бы передать пожелание журналистам «Красной звезды» уже с позиции человека гражданского. Выскажу свое, может быть субъективное, мнение. Все же центральная военная газета, которой является «Звездочка», должна больше уделять внимания молодежной тематике, чтобы ее с интересом могли читать и будущие солдаты, и их родители. И, конечно же, газета должна стать более красочной, полноцветной.


     Галина ПОПОВА, генеральный директор региональной редакции «Комсомольская правда» в Новосибирске»:
     - В связи с тем, что крайне мало осталось государственных СМИ, безусловно, возможности государства влиять на их работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи, повышению авторитета военной службы весьма ограничены. И те «страшилки», которые передаются из уст в уста о нашей армии, о том, какие ужасы в ней творятся, это, разумеется, не подвигает наших юношей идти служить. И многие ищут возможности для того, чтобы почетную когда-то обязанность не выполнять. У меня самой сын-студент, учится в институте. Как мать, я, конечно, думаю в первую очередь о том, чтобы сохранить его здоровье, защитить от дедовщины, но и как мать я понимаю, что в случае опасности или военной угрозы только сын может защитить меня. Безусловно, военные, пропагандируя службу, должны работать не столько с призывниками, сколько с их родителями. Потому что никому другому сын не доверяет больше, чем своей матери или отцу.
     К сожалению, в армии, среди военных, как мне кажется, пока недостаточно специалистов, которых бы квалифицированно обучили именно промоушену, пиару, рекламе. Нет профессионалов, которые знают, как это делается. Поэтому либо нужно привлекать таких со стороны, либо выходить непосредственно на СМИ и искать совместные пути работы. Как зачастую бывает - нам просто дают информацию: где и что произошло. Этого далеко не достаточно по той простой причине, что да, эту информацию мы опубликуем, а вот пропаганда задействована не будет. Для того чтобы исправить тот негативный образ, который сложился у некоторых об армии, для СМИ нужна информация более подробная, более широкая и ненавязчивая. И не военные должны говорить, как все хорошо в армии, это должны делать гражданские журналисты, работающие в СМИ и знающие свою аудиторию. Должны быть разработаны совместные концепции, медиа-планы военных пресс-служб и массовых изданий. Если к нам поступит такое предложение, мы готовы к совместной работе. Не обещаю, что мы примем все, что нам предложат, но обязательно выберем те моменты, которые будут интересны нашим читателям. И еще один немаловажный момент. Издательский бизнес во всем мире очень затратный. Поэтому Российской армии для создания и поддержания своего имиджа надо шире использовать, как это давно делают на Западе, предоставление грандов СМИ для стимулирования публикаций определенной направленности. Мировая практика показывает, что эти гранды в конечном итоге себя окупают.

     

Итак, начало положено: первый совместный пресс-центр «Красной звезды» и пресс-службы округа создан и приступил к работе. К сожалению, мы не имеем возможности привести здесь высказывания всех участников встречи. Да и не со всеми их предложениями и пожеланиями, наверное, можно согласиться, многое требует осмысления. Но все же рациональное зерно было практически в каждом выступлении. А главное - мы убедились в искренней заинтересованности сибирских журналистов в продолжении диалога с военными, укреплении взаимодействия в деле патриотического воспитания молодежи, подготовки ее к военной службе, формирования в обществе объективного представления об армии.
     В соответствии с достигнутыми договоренностями подобные пресс-конференции, брифинги, «круглые столы» с участием представителей штаба и управлений округа, командования дислоцированных в регионе войск, руководителей предприятий оборонно-промышленного комплекса, советов РОСТО (ДОСААФ), представителей других силовых структур отныне станут традиционными. Естественно, обо всем этом наши читатели будут проинформированы.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex