на главную страницу

15 Февраля 2005 года

Военно-политическое обозрение

Вторник

«Холодной войны» не будет

Алексей ЛЯЩЕНКО, «Красная звезда».



На прошлой неделе в центре внимания мировой общественности оказались отношения между США и Европой, ситуация вокруг НАТО, роль и место России в Североатлантическом альянсе и российско-американское сотрудничество. Этому способствовали ряд натовских встреч, визиты в Европу госсекретаря США Кондолизы Райс и главы Пентагона Дональда Рамсфелда и переговоры с ними их российских коллег Сергея Лаврова и Сергея Иванова.

     
Презентация госсекретаря

     Кондолиза Райс на прошлой неделе совершила первое турне в качестве госсекретаря США: Польша, Турция, Израиль, Палестина, Италия, Франция и Бельгия. Эти страны оказались первыми в ее списке, что весьма символично.
     Польшу Вашингтон расценивает как одного из важнейших своих союзников в Европе. Причем в «новой Европе», под которой в США, по заявлениям главы Пентагона Дональда Рамсфелда, сделанным еще в первой стадии военной кампании в Ираке в марте 2003 года, понимают практически все посткоммунистические страны Центральной и Восточной Европы. Именно они тогда поддержали США в их стремлении свергнуть режим Саддама Хусейна, а многие послали в Ирак национальные воинские контингенты. Польша за свою весьма активную поддержку оказалась удостоенной многих лестных эпитетов из Вашингтона, в том числе была названа основой «новой Европы», на которую Америка «всегда может положиться», и возглавила целый сектор в оккупированном Ираке. Тема продолжающейся совместной миссии в Ираке стала в ходе переговоров Кондолизы Райс в Варшаве одной из главных.
     Затем госсекретарь США направилась в Турцию, которая, наоборот, из-за своей «курдской проблемы» оказалась весьма несговорчивой в той же самой первой стадии кампании США и Великобритании в Ираке. И отказалась открыть «второй фронт», пустив со своей территории американские войска (впрочем, в качестве основы согласия был назван многомиллиардный кредит со стороны США с очень низкими процентами). «Своеволие» стратегического союзника США в регионе и южного форпоста НАТО, которыми является Турция, доставило немало неудобств американским стратегам (Анкара, кстати, кредита тогда так и не получила - Вашингтону пришлось перебрасывать войска в другие страны-плацдармы, что стоило немалых денег). По большому счету США и Турция так до сих пор и не оправились от противостояния того времени. Хотя улучшения налицо. Что подтвердил и визит Кондолизы Райс, в ходе которого на переговорах с руководством страны обсуждались вопросы улучшения отношений двух государств, а также ситуация вокруг Ирака.
     Турцию госсекретарь США сменила на Израиль и Палестину, после посещения которых снова вернулась в Европу – в Италию, Францию и Бельгию. Запланированная встреча нового госсекретаря с папой Иоанном Павлом II не состоялась из-за болезни понтифика, гостью принял госсекретарь Ватикана. В Риме Кондолиза Райс призвала Европу присоединиться к американской кампании по распространению демократии во всем мире. «Великий альянс со славным прошлым ждет не менее славное будущее, если мы сообща станем трудиться на благо тех, кто хочет освободиться от тирании и построить демократию», – сказала госсекретарь США.
     Отношения США и Европы оказались лейтмотивом и в выступлении Кондолизы Райс в Парижском институте политических исследований, ставшем кульминационным пунктом турне госсекретаря США. Она отметила, что Европа с Америкой уже «работали бок о бок от деревень Афганистана до площадей Украины, от избирательных участков в Грузии до Ирана», и особо подчеркнула, что «обновленное трансатлантическое сотрудничество» будет распространяться далеко за пределы Старого Света. Кондолиза Райс напомнила об инаугурационной речи Джорджа Буша, в которой он заявил, что партнерство США и Европы станет приоритетом его второго президентского срока. Очевидно, Джордж Буш имел в виду именно «старую Европу», в сравнении с которой «новая» даже близко не стояла по политическим и экономическим ресурсам. За этим партнерством, сообщила гостья, президент США скоро приедет в Европу.
     Однако в отличие от «новых» «старые» европейцы не поддерживают американские методы «демократизации» оружием. Причем к разногласиям по Ираку добавляются споры по стратегии действий в отношении Ирана, против которого Вашингтон также готов применить силу – заявления о возможных превентивных ударах по атомным объектам Исламской Республики Иран безостановочно раздаются из США уже целый месяц. Эти вопросы Кондолиза Райс обсуждала и в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, где и закончилось ее первое в качестве госсекретаря США дипломатическое турне.
     
Сюрпризы Ниццы и Мюнхена

     Эстафету Кондолизы Райс в деле укрепления трансатлантического духа в НАТО и восстановления отношений с европейскими союзниками буквально на следующий день после ее отъезда принял глава Пентагона Дональд Рамсфелд – в Ницце состоялась неформальная встреча министров обороны стран - членов альянса. Среди других основных вопросов обсуждалась ситуация в Афганистане, за восстановление мира и стабильности в котором отвечает как раз НАТО. Итогом здесь стало решение министров обороны стран альянса официально расширить зону действия натовского контингента на всю страну. Конечно, был затронут и Ирак, где по-прежнему заправляют США, которые при этом настаивают на все большем вкладе союзников по НАТО в продолжающуюся «демократизацию» этой страны. «Старые европейцы» из НАТО, в первую очередь Франция, Германия, страны Бенилюкса и Испания, против этого.
     Так, министр обороны Франции Мишель Альо-Мари заявила, что США не смогут превратить НАТО в инструмент поддержки своей политики в отношении Ирака или России. НАТО - это политический альянс, в рамках которого при принятии решений действуют правила консенсуса, подчеркнула министр в интервью газете «Монд». Она высказалась против объединения Международных сил по обеспечению безопасности в Афганистане с силами, действующими в рамках американской операции «Несокрушимая свобода». Они выполняют разные задачи. Первые, по ее словам, призваны обеспечить восстановление нормальной работы афганских институтов власти, вторые - вести борьбу с терроризмом, талибами и формированиями «Аль-Каиды».
     В свою очередь Германия, как заявил ее министр обороны Петер Штрук, считает, что Североатлантический альянс отныне не является главным местом для консультаций и координации стратегических представлений партнеров. Он предложил создать комиссию с участием независимых экспертов, призванную выдвинуть новые идеи к намеченному на начало будущего года саммиту НАТО. Дональд Рамсфелд сдержанно отреагировал на инициативы ФРГ. Он подчеркнул, что НАТО является прекрасной организацией, лучшим военным союзом в истории человечества, и что работа над усовершенствованием структур Североатлантического союза ведется постоянно.
     Таким образом, стремление Вашингтона вывести отношения Соединенных Штатов и Европы на качественно новый уровень явно наталкиваются на нежелание «старой Европы» во всем потакать своему заокеанскому союзнику, и прежде всего его политике бряцания оружием.
     
Достижения и проблемы

     В Ницце состоялось и очередное заседание совета Россия —НАТО на уровне глав военных ведомств – без России трансатлантические отношения явно ущербны. В нем принял участие министр обороны России Сергей Иванов.
     Новых вопросов в отношениях России и альянса не появилось. Глава российского военного ведомства обозначил круг достижений и проблем сотрудничества Москвы и НАТО. К первым Сергей Иванов отнес «заключенный и работающий» совместный план борьбы с терроризмом. Очевидным успехом считается и подготовленный к подписанию российско-американский документ о контроле за переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК). Министр обороны РФ призвал альянс ужесточить контроль за этим видом оружия и выйти на подобный документ в рамках всей НАТО. Кроме того, к визиту Сергея Иванова было приурочено рассмотрение и принятие российским правительством «Соглашения о статусе войск (сил)». Теперь документ будет направлен Президенту РФ, от него - в Государственную Думу. После ратификации, как сказал Сергей Иванов, «нам будет легче посылать своих военнослужащих с оружием за границу, а натовских - к нам», значительно упростится и военный транзит. И, что немаловажно, будет подведена черта под процессом, который длится уже более десяти лет, - переговоры о подписании соглашения начались в 1994 году.
     А вот вторых – проблем в сотрудничестве - по-прежнему остается значительно больше. В их числе - дальнейшее расширение НАТО за счет уже Грузии и Украины и вообще активность, особенно военная, альянса на постсоветском пространстве; перспективы ратификации соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе и присоединение к нему новых членов альянса, особенно стран Балтии; двойные стандарты в подходах к борьбе с терроризмом (для США и НАТО чеченские боевики все еще нередко проходят по линии «борцов за свободу и независимость»). В этом же ряду – военная экспансия НАТО под знаком борьбы с терроризмом. Например, Сергей Иванов выступил против переноса сферы действия военно-морской операции альянса «Активные усилия», направленной как раз на борьбу с терроризмом и укрепление режимов нераспространения оружия массового поражения, его компонентов и средств доставки, на Черное море.
     Вместе с тем становится очевидной некая тенденция. уже второй подряд визит министра обороны России на Запад сопровождается активными обвинениями со стороны, в частности, США в «нарушениях режимов торговли вооружением и военной техникой». Так, на сей раз госдепартамент США выразил свои «озабоченности» о поставках российского оружия в Венесуэлу, в частности, хоть и крупной партии, но такого в общем безобидного по сравнению с современными авиационными комплексами или системами ПВО оружия, как российские автоматы Калашникова. Напомним, что до этого – в ходе январского визита Сергея Иванова в США – официальный Вашингтон говорил о возможности введения против России санкций за «готовящиеся поставки» Сирии новейших оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-Э», которые способны изменить баланс сил в регионе. Сергей Иванов тогда опроверг информацию израильских и американских СМИ о возможности таких поставок, заметив, что даже если бы это и было правдой, то «Искандер-Э» не подпадает под международные ограничения оружейного экспорта.
     То же самое официальная Москва заявила и в отношении военно-технического сотрудничества с Венесуэлой: «Россия, как и другие государства, имеет право развивать военно-технические связи с любой страной, не находящейся под санкциями СБ ООН или же других международных организаций на поставку оружия. Венесуэла не находится в состоянии войны или военного конфликта ни с одним государством Латинской Америки, а в данном случае речь идет о решении руководства Венесуэлы о плановом переоснащении своих вооруженных сил». Россия также не преминула отметить, что армия Венесуэлы имеет в своем распоряжении не только стрелковое, но и более тяжелые виды оружия американского, немецкого, бельгийского, французского и израильского производства, но никто не ставит под сомнение правомочность продажи этими государствами оружия и военной техники Венесуэле. Эксперты же считают, что подобные протесты американской администрации можно рассматривать только как форму недобросовестной конкуренции и попытку выдавить российских производителей с рынка вооружений.
     
Геометрия партнерства

     Нельзя исключить, что «правила игры» на оружейных рынках станут одной из тем планируемого российско-американского саммита на высшем уровне. Подготовке встречи Владимира Путина и Джорджа Буша, которая, как намечено, должна состояться 24 февраля в столице Словакии Братиславе, были посвящены переговоры Сергея Иванова и Дональда Рамсфелда в Ницце и министра иностранных дел России Сергея Лаврова с Кондолизой Райс в Стамбуле. Как заявил после переговоров с американской коллегой глава МИД РФ, этот саммит «призван определить тональность взаимодействия» двух стран на ближайшие четыре года.
     Следует отметить, что, еще не состоявшись, эта встреча уже имеет широкий резонанс. Например, МИД России выступил со специальным заявлением, в котором сообщает, что «спекуляции относительно того, что готовится какой-то договор, предусматривающий среди прочего международный контроль над объектами ядерного комплекса России, абсолютно беспочвенны». Это было сделано после появившихся сообщений о возможной совместной российско-американской охране российских же ядерных объектов и о получении в таком случае Америкой полноценного контроля над ядерным потенциалом России, который, как известно, остается чуть ли не последней гарантией независимости нашей страны.
     Вместе с тем, указывают эксперты, партнерство, которое явно возникло между Москвой и Вашингтоном после первой встречи Владимира Путина и Джорджа Буша-младшего в Любляне в 2001 году, оказалось партнерством асимметричным. В одних вопросах - борьба против терроризма, контроль над стратегическими вооружениями, нераспространение оружия массового поражения - это партнерство было в сущности равноправным; в других - ситуация в отдельных регионах мира, экономика, валютно-финансовые отношения - в положении Москвы и Вашингтона по-прежнему существуют значительные и непреодолимые разногласия.
     Когда в 2003 году Россия отказалась поддержать действия США в Ираке против режима Саддама Хусейна, в одночасье оказалось, что обе стороны по-разному смотрят на многие вопросы, касающиеся Ирана, Грузии, Украины, судеб демократии и мира. И за все это время отношения между РФ и США так и не продвинулись вперед. Теперь, если судить по заявлениям нового американского госсекретаря Кондолизы Райс, Вашингтон намерен всерьез рассмотреть вопрос об отношениях с Москвой. Россия же явно не намерена сдавать позиции.
     Разумеется, отметил на днях министр иностранных дел России, далеко не во всем наши отношения выглядят безоблачно. Есть в них и разногласия, и трудности, которые необходимо устранять совместно. Не будем строить иллюзий: на пути развития стратегического партнерства России с США, НАТО и Евросоюзом будет еще немало испытаний. «Главное, - считает Сергей Лавров, - надо отдавать себе отчет в том, что ни одну из стоящих перед нами проблем на путях конфронтации не решить. «Холодную войну» и «холодный мир» мы уже проходили. Справиться с общими угрозами, отстоять общие ценности можно только объединенными усилиями, действуя в международно-правовом поле, при уважении демократического выбора каждой страны». «Логика многостороннего сотрудничества сильнее логики противостояния и отчуждения. Именно поэтому ей принадлежит будущее», - подчеркнул глава российского внешнеполитического ведомства.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex