на главную страницу

18 Февраля 2005 года

Наше достояние

Пятница

Их ждут, им рукоплещут

Сергей КНЯЗЬКОВ.



Ансамбль барабанщиков Московской военной консерватории существует с 2000 года. Он вырос из ансамбля ударных инструментов вуза, ведущего свою историю с 1998 года. За сравнительно небольшой срок военные барабанщики покорили своим искусством отечественных и зарубежных слушателей. Об истории и нынешнем дне уникального творческого коллектива Российской армии рассказывает его руководитель - начальник кафедры инструментов военных оркестров Московской военной консерватории полковник Виктор АНИКИН.

     - Виктор Иванович, 15 февраля военным барабанщикам рукоплескал Государственный Кремлевский дворец во время концерта в честь 16-й годовщины вывода войск из Афганистана. Незабываемое зрелище! Как часто ансамблю приходится выступать и для каких аудиторий?

     - Выступаем много и часто! По приглашению руководства Фонда святителя Николая Чудотворца мы приняли участие в юбилейном концерте, посвященном 20-летию Хоровой капеллы мальчиков и юношей города Иваново под управлением Александра Жуковского.
     Год назад этот фонд приглашал нас на встречу участников паломнической поездки в Бари (Италия) в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. Кроме того, в 2001 году состоялась поездка в Пекин. Там барабаны - культовые инструменты, и, надо полагать, наши выступления китайцы оценивали с пристрастием... Все прошло удачно - пекинские слушатели принимали ансамбль восторженно.
     Мы бы выступали даже чаще, чем это удается, но все дело в том, что наш коллектив состоит из курсантов и главное для них - учеба, поэтому, как правило, соглашаемся принять участие лишь в концертах, которые выпадают на выходные дни.

     - Ребята все с одного курса?

     - Нет, с разных! С 1-го по 5-й курс.

     - Получается, что ежегодно приходится заново обновлять состав коллектива?

     - Да, ротация кадров идет, от этого меняется и само наше представление...

     - А кто вообще определяет репертуар, как он создается?

     - Это творческий процесс. В нем участвую не только я как руководитель ансамбля, преподаватель консерватории. Ребята-то - будущие дирижеры военных оркестров, поэтому им важно проявить уже сейчас свой талант, свою мысль и попробовать себя в роли не только обыкновенного исполнителя, но и человека, воплощающего в представление свою творческую идею. И более того, попробовать свою методику работы с музыкантами, то есть проявить педагогические навыки.

     - А какую музыку играет ансамбль барабанщиков Московской военной консерватории?

     - Мы играем бои, которые включают в себя некоторые элементы музыки, пришедшей к нам из дореволюционной Русской армии, а также из Австрии, но в современной обработке. Даже с элементами джаза. Ведь барабан был, может быть, родоначальником самого джаза.

     - Известны ли авторы первоначальных версий боев, которые вы интерпретируете для современного слушателя? Есть ли среди современных композиторов поклонники барабанных боев?

     - Если брать ритмические рисунки боев, которые исполняем мы, то они пришли к нам, скажем так, из далеких времен. Наши сигналы были написаны в начале XVII века, часть из них, как я уже говорил, взяты из барабанных боев Русской и прусской армий. Мы включили в исполнение некоторые ритмы, принадлежащие английской армии. Иными словами, наше искусство в большей мере принадлежит к европейской школе, нежели к азиатской. Что же касается современных композиторов, то это направление в музыке, согласитесь, весьма специфично... Мне известно, что лишь Марк Пекарский увлечен барабанами, но его произведения мы не исполняем.

     - Известно, что первыми регулярными частями Русской армии были Преображенский и Семеновский полки. Они пользовались барабанными боями собственного сочинения или позаимствовали их из репертуара западноевропейских армий?

     - Часть боев была взята из Европы, а часть боев написал сам Петр I!

     - Откуда это известно?

     - Есть воспоминания его современников. В истории известен факт, когда на одном из дворцовых приемов Петр I, Александр Меншиков и один ближайший сподвижник царя втроем играли на барабанах военные сигналы.
     Кроме того, очевидцы вспоминали, что когда Петр был в 1698 году в Дрездене на приеме у князя Фюрстенберга и играл там на барабане, то исполненные им бои не были знакомы местным специалистам и вызвали у них большое удивление. Все-таки ритмические рисунки русской барабанной музыки и западноевропейской хорошо различимы.

     - Курсанты играют на каких-то особых барабанах или на обычных, которые есть в любом полковом оркестре?

     - Они играют на маршевых барабанах! То есть у этих инструментов определенный диаметр, определенный объем, определенный звуковой диапазон. В состав нашего ансамбля обязательно входят помимо малых барабанов большой барабан и парные тарелки.

     - Все зрители, которым посчастливилось слушать выступления вашего ансамбля, обращают внимание на военную форму, в которую одеты музыканты.

     - Это форма времен Русской армии при Александре II. Заметили, какой у нее необычный цвет? Прежде всего сочетание красного с голубым... А между тем эта форма имеется в обиходе современной Российской армии. Первыми ее надели военнослужащие Кремлевского полка. Причем, как и у «кремлевцев», наша форма пошита в Санкт-Петербурге и утверждена геральдистами. Вскоре будет аналогично утверждена и военная форма курсантов и офицеров Московской военной консерватории. У нас будут мундиры голубого цвета, красные погоны (правда, с современной символикой - буквой «К»), а также другие атрибуты золотистого цвета.
     Многими высказывается мысль, что эта военная форма связывает разные поколения русской армии. Той самой армии, которая стояла да и сейчас стоит не только на страже безопасности государства, но и на страже ее нравственных устоев.

     - Интересно, а во времена Александра II существовали ансамбли барабанщиков, подобные вашему?

     - Насчет ансамблей сомневаюсь, а вот, образно говоря, институт барабанщиков в Русской армии существовал с давних времен. Наиболее широкое распространение барабан получил в русском воинстве как инструмент, с помощью которого в армии «разговаривали», отдавали приказы со времен, как я уже говорил, Петра I. С 1699 года Петр утвердил в полку двух барабанщиков и одного флейтиста, а в 1808 году утвержден штат учебного гренадерского батальона, где имелись две «неранжированные» роты. Одна готовила музыкантов для штатных военных оркестров, вторая - барабанщиков и флейтистов.

     - В Москве хорошо известно шоу барабанщиц-девочек. Они украшают открытие многих городских мероприятий. Красивые, стройные, в ладно подогнанной псевдоармейской форме, с барабанами - невольно залюбуешься! Ваше искусство чем-то похоже?

     - Ну что вы! Это совершенно разные вещи!.. Барабанщицы красиво смотрятся, их выступления имеют свою эстетику, свое направление, только боя там нет. Я открою секрет, который известен начальнику Московской военной консерватории: наши курсанты работают в этих коллективах, помогают как барабанщики-наставники. У всех курсантов уже есть среднеспециальное образование, на 3—4-х курсах проявляется желание попробовать силы и претворить в жизнь какие-то свои идеи и планы.
     А наш ансамбль барабанщиков - это прежде всего военное искусство! Мы гордимся тем, что принадлежим к Российской армии и делаем все, чтобы достойно, присущими только нам средствами представлять ее перед отечественными и зарубежными слушателями.

     На снимках: полковник Виктор АНИКИН; рядовой мушкетер и барабанщинк русской армии 1786 - 1796 годов.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex