на главную страницу

19 Февраля 2005 года

Армия России - XXI век

Суббота

Орган стратегического планирования

20 февраля - день Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ

Начальник Главного оперативного управления - заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации
генерал-полковник Александр РУКШИН.



     

     В ходе военной реформы 1924-1925 гг. органы военного управления вновь подвергаются реорганизации. В соответствии с приказом РВС СССР в 1924 г. на базе Штаба РККА создаются три самостоятельных органа: Административный штаб - Управление РККА; Штаб подготовки войск - Инспекторат РККА и Оперативный штаб - Штаб РККА. « ...Оперативный штаб, - отмечал его начальник и комиссар М.В. Фрунзе, - должен стать не только мозгом Красной Армии - он должен стать военным мозгом всего нашего Советского государства». Содержание этого крылатого выражения прекрасно раскрыл в своем фундаментальном труде «Мозг армии» Б.М. Шапошников.

     Очень скоро стало ясно, что проведенная реорганизация неудачна. Поиск оптимальной структуры высшего военного управления занял практически все предвоенные годы. Постановлением СНК от 22 сентября 1935 г. вместо Штаба РККА создается Генеральный штаб РККА. Это преобразование позволило сосредоточить в одних руках все вопросы управления Вооруженными Силами. Так, в Оперативном управлении, помимо 5 отделов по ТВД, были образованы отделы авиации и ПВО, морской, оперативной подготовки, связи, шифровальный.

     Главными в работе Оперативного управления Генерального штаба в предвоенный период были вопросы повышения боеспособности и боевой готовности войск (сил). Его сотрудникам приходилось внимательно следить за развитием международной обстановки и делать соответствующие выводы при разработке оперативных планов, принимать меры по укреплению как западных, так и дальневосточных границ государства.

     В 1938 г. был принят План развития и реорганизации РККА на третью пятилетку (1938 - 1942). Планом предусматривались усиление ударной мощи и оперативной маневренности РККА за счет увеличения стрелковых войск, артиллерии (войсковой и Резерва Главного Командования) и воздушных сил, создание крупных автомобильных соединений РГК оперативного назначения, дальнейшая моторизация тыла. Была отменена территориальная система строительства армии.

     После утверждения плана в Оперативном управлении началась разработка основ стратегического развертывания армии. Руководил этой работой непосредственно начальник Генерального штаба Б.М. Шапошников. Она осуществлялась в условиях нарастающей угрозы возникновения новой мировой войны. К вероятным противникам были отнесены государства фашистского блока и их союзники на западе, милитаристская Япония на востоке.

     Работа над этим важнейшим стратегическим документом шла очень трудно. Динамичные изменения военно-политической и стратегической обстановки на фоне возрастающей угрозы агрессии со стороны Германии и ее сателлитов требовали как никогда сосредоточенной и профессиональной работы офицеров-операторов по уточнению документов оперативно-стратегического планирования, в то время как развернувшаяся борьба с «врагами народа», репрессии против руководителей и ответственных работников Генерального штаба создавали атмосферу нервозности, неуверенности и сомнения в правоте принимаемых решений. Достаточно сказать, что за четыре предвоенных года сменились четыре начальника Генерального штаба (маршалы А.И. Егоров, Б.М. Шапошников, генералы армии К.А. Мерецков, Г.К. Жуков) и восемь (!) начальников Оперативного управления. В этом проявилась известная недооценка И.В. Сталиным и наркомом обороны К.Е. Ворошиловым роли Генерального штаба как основного рабочего органа Главного Командования по оперативно-стратегическому планированию и руководству вооруженной борьбой. Только с назначением начальником Генерального штаба в феврале 1941 года генерала армии Г.К. Жукова отношение к Генеральному штабу стало меняться в лучшую сторону.

     Несмотря на неблагоприятные условия, в Оперативном управлении был разработан и в октябре 1940 года утвержден «План стратегического развертывания Вооруженных Сил Советского Союза на Западе и на Востоке на 1940 - 1941 годы». Одновременно были разработаны частные планы возможных боевых действий против Финляндии, Румынии и Турции, что придавало общему замыслу гибкость и обеспечивало возможность развертывания группировок войск в зависимости от складывающейся обстановки.

     В стратегическом отношении концепция плана была верной: он исходил из неизбежности вооруженного столкновения Советского Союза и фашистской Германии, адекватно отражал состояние и тенденции развития военно-политической обстановки, основывался на теоретических положениях советского военного искусства относительно характера возможной войны и способов отражения нападения противника.

     В то же время необходимо признать, что план содержал серьезные просчеты относительно начала, сроков и последовательности развертывания противником боевых действий в начальном периоде войны. Генеральный штаб не смог «просчитать» возможность внезапного перехода германских войск в наступление всеми имеющимися и заранее развернутыми силами на всех стратегических направлениях.

     Великая Отечественная война стала суровым испытанием для нашего народа и его армии. Нелегко она далась и коллективу Оперативного управления. Процесс становления и выработки собственного стиля работы продолжался до осени 1942 года. Только к этому времени, как отмечает в своих мемуарах С.М. Штеменко, организационные формы Генерального штаба пришли в соответствие с содержанием его работы. Канули в прошлое авралы. Установилась планомерность, позволявшая глубоко обдумывать обстановку и вытекающие из нее задачи, все рассчитать во времени и пространстве, каждое оперативное мероприятие должным образом обосновать. Сложился опытный, работоспособный и дружный коллектив офицеров-операторов.

     Оперативное управление стало ведущим органом Генерального штаба, его основным рабочим ядром, «задающим генератором». Ни один вопрос не решался начальником Генерального штаба, если он не был согласован с Оперативным управлением. В свою очередь Оперативное управление постоянно запрашивало мнение других управлений Генштаба и Наркомата обороны и только после согласования всех вопросов по конкретной проблеме докладывало их начальнику Генерального штаба для принятия решения. В годы войны управление возглавляли такие выдающиеся военачальники, как А.М. Василевский, Н.Ф. Ватутин, А.И. Антонов, С.М. Штеменко.

     Оперативное управление накопило богатейший опыт решения многих проблем планирования и организации боевых действий войск. Достаточно сказать, что за годы войны с его участием было разработано свыше 300 операций фронтов и групп фронтов, из которых более 50 относятся к разряду стратегических. Многие из них составили золотой фонд мирового военного искусства.

     После войны была проведена новая реорганизация высших органов военного управления. 23 марта 1946 г. в соответствии с приказом начальника Генерального штаба Оперативное управление реорганизуется в Главное оперативное управление Генерального штаба. Первым начальником ГОУ - заместителем начальника Генерального штаба был назначен генерал-полковник С.М. Штеменко.

     Неоднократно подвергаясь реорганизациям и в последующие годы, Главное оперативное управление сохранило и упрочило свою роль ведущего органа управления войсками в мирное и военное время.

     В настоящее время Главное оперативное управление является органом военного управления Вооруженных Сил, предназначенным для организации и осуществления планирования строительства, развития, подготовки и применения Вооруженных Сил, оперативного управления войсками (силами) в мирное и военное время.

     К основным направлениям деятельности ГОУ относятся анализ военно-политической обстановки в мире, участие в определении источников военных угроз безопасности Российской Федерации и подготовка предложений военно-политическому руководству государства по вопросам военного строительства; определение основных направлений строительства Вооруженных Сил, координация разработки планов строительства других войск, воинских формирований и органов; стратегическое и оперативное планирование применения Вооруженных Сил; организация оперативной подготовки органов управления высшего звена; оперативное управление войсками (силами) в мирное и военное время.

     ГОУ организовывает взаимодействие Вооруженных Сил с федеральными органами исполнительной власти, в составе которых имеются другие войска, воинские формирования и органы, а также со Штабом по координации военного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств, Объединенным штабом Организации Договора о коллективной безопасности.

     2005 год является во многом знаковым как для Главного оперативного управления, так и для Вооруженных Сил России. Исходя из установленного пятилетнего цикла планирования в течение года необходимо принять решения по важнейшим вопросам, которые определят будущий облик Вооруженных Сил России.

     При непосредственном участии Главного оперативного управления ведется работа по определению перспектив развития военной организации государства на период до 2015 года и нового плана строительства Вооруженных Сил на 2006 - 2010 годы, соответствующих планов видов и родов войск Вооруженных Сил, а также других войск, воинских формирований и органов.

     Неустанного внимания требует уточнение плана применения Вооруженных Сил с целью адаптирования форм и способов применения войск (сил) к новым вызовам и угрозам национальной безопасности.

     ГОУ принимает активное участие в формировании предложений в проект новой Государственной программы вооружения на 2006 - 2015 годы.

     Одной из приоритетных задач является работа по наращиванию группировки войск (сил) постоянной готовности, осуществление контроля за системой боевой и мобилизационной готовности и оказание методической помощи органам военного управления в этих вопросах.

     Организация и контроль осуществления в Вооруженных Силах мероприятий антитеррористической деятельности - также работа, возложенная на ГОУ.

     Эффективным средством поддержания боевой готовности органов военного управления и войск (сил) является оперативная подготовка. В ходе ее мероприятий вырабатывается единый подход к организации военных действий и управлению войсками (силами), осуществляется слаживание штабов, оценивается реалистичность планов оперативного и стратегического развертывания, исследуются новые формы и способы применения войск (сил).

     Организация и контроль за проведением мероприятий оперативной подготовки составляет важное направление деятельности ГОУ. При этом хочу подчеркнуть, что количество мероприятий оперативной подготовки имеет стойкую тенденцию к увеличению и никак не связано с плановым сокращением Вооруженных Сил.

     Одной из крупных задач, решаемых ГОУ, является освоение новых уставных документов по руководству Вооруженных Сил, подготовке и ведению военных действий, службе оперативных штабов - по существу, «настольных книг» всех офицеров-операторов.

     Ситуация в мире такова, что ГОУ все больше и больше приходится втягиваться в международное военное сотрудничество: вопросы стратегической стабильности, обеспечения региональной безопасности, организация борьбы с международным терроризмом, взаимодействие в рамках Совета Россия - НАТО, реализация договоренностей по сокращению стратегических наступательных потенциалов, нераспространению оружия массового уничтожения приобрели сегодня важное значение для обеспечения военной безопасности государства.

     Приоритетным направлением остается укрепление отношений с государствами СНГ, прежде всего с участниками Организации Договора о коллективной безопасности. При активном и деятельном участии ГОУ создан и начал функционировать орган военного управления ОДКБ - Объединенный штаб, на который возложен широкий круг задач по созданию системы коллективной безопасности.

     Хочу отметить, что коллектив Главного оперативного управления в целом успешно справляется со своими обязанностями, подтверждая роль ведущего органа Генерального штаба, направляющего, координирующего и объединяющего деятельность органов военного управления, федеральных органов исполнительной власти в вопросах строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в интересах обороны Российской Федерации.

     История Главного оперативного управления - это не архив, а арсенал, хранящий подходы к решению многих современных задач по совершенствованию стиля и методов работы органов оперативного управления. Поэтому закономерно, что из Главного оперативного управления и его предшественников вышла замечательная плеяда крупных военачальников, оставивших заметный след в военной истории России. Среди них «спаситель Отечества» в войну 1812 г. М.И. Голенищев-Кутузов, начальники Генерального штаба Маршалы Советского Союза Б.М. Шапошников, А.М. Василевский, С.Ф. Ахромеев, генералы армии С.М. Штеменко, А.И. Антонов, А.И. Грибков, В.И. Варенников, А.В. Квашнин. 15 лет службы связывают с ГОУ и нынешнего начальника Генерального штаба генерал-полковника Ю.Н. Балуевского.

     Сегодня, выполняя возложенные на Генеральный штаб сложные и ответственные задачи, Главное оперативное управление стремится использовать богатый опыт своей истории в интересах укрепления военной безопасности и обороноспособности России, повышения боевого потенциала ее Вооруженных Сил.

     И еще об одном. 20 февраля мы рассматриваем не только как день рождения Главного оперативного управления Генерального штаба, но и как профессиональный праздник всех офицеров-операторов российских Вооруженных Сил. Позвольте через вашу газету поздравить представителей этой сложной и ответственной военной профессии, пожелать им доброго здоровья, благополучия и дальнейших успехов в ратном служении Отечеству!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex