на главную страницу

22 Февраля 2005 года

ДОЛЕСТЬ.ЧЕСТЬ.ОТВАГА.

Вторник

АТАКУЯ ИЗ-ЗА ОБЛАКОВ

Старший лейтенант Владислав Гончаренко стал Героем Советского Союза в 25 лет

Сергей БОГДАНОВ, «Красная звезда».



     
Чествование лучших

     Пятьдесят лучших офицеров России из военных округов и флотов, видов и родов войск Вооруженных Сил РФ чествовали в клубе Главного управления воспитательной работы ВС РФ в канун Дня защитника Отечества. Среди них – Герои Российской Федерации, кавалеры боевых орденов и медалей.
     Поздравляли собравшихся с профессиональным праздником заместитель начальника Главного управления воспитательной работы ВС РФ капитан 1 ранга Юрий Нуждин и представители Союза социальной справедливости России. Ю. Нуждин вручил каждому офицеру письменное именное поздравление от министра обороны Российской Федерации. Руководители Союза во главе с генеральным директором Евгением Шаховым порадовали виновников торжества весьма полезными в праздничные дни подарками. А участвовавший в празднике знаменитый композитор народный артист Белоруссии Эдуард Ханок вживую спел вместе с офицерами несколько своих песен.
     Впрочем, культурная программа для приглашенных этим мероприятием не ограничивается. По решению начальника ГУВР ВС РФ генерал-полковника Николая Резника офицерам представится возможность побывать на спектаклях в столичных театрах, на концерте симфонического оркестра в Московском доме музыки, в Храме Христа Спасителя. Самым же ярким событием праздничной недели станет традиционный концерт в Государственном Кремлевском дворце, посвященный Дню защитника Отечества.

     


     За год службы в Афганистане командир истребительно-бомбардировочного звена старший лейтенант Владислав Гончаренко совершил 415 боевых вылетов. На своем Су-25 – а именно к этим самолетам за необычный силуэт «приклеилось» неофициальное название «грачи» – он выполнил более полутора тысяч боевых задач, налетав при этом более трехсот шестидесяти часов. Были дни, когда со взлетно-посадочной полосы на Баграмском аэродроме, где базировался полк штурмовиков, приходилось взлетать по пять-шесть, а то и семь раз в течение дня. Подчас на заправку своего, только что вышедшего из боя, самолета не было времени. Тогда он, лишь совершив посадку, пересаживался на другой и снова взмывал под облака – войскам Ограниченного контингента крайне была нужна поддержка с воздуха. Вот лишь несколько примеров.
     В декабре 1985 года недалеко от Кандагара в засаду попали десантники. В результате многодневного преследования одно из бандформирований душманов оказалось зажатым в горах. Для его уничтожения была спланирована специальная операция. Но, едва высадившись из первых двух вертолетов, десантники поняли, что оказались на минном поле. И практически сразу же попали под обстрел из крупнокалиберных пулеметов. Первыми же очередями, а душманы стреляли почти в упор, были выведены из строя не успевшие набрать высоту вертолеты. Десантники заняли оборону и открыли ответный огонь.
     Через считанные минуты от баграмской «взлетки» оторвались шасси двух штурмовиков. В кабине одного из них находился старший летчик старший лейтенант Владислав Гончаренко. Учитывая сложность ситуации, пару повел сам командир полка полковник Александр Руцкой. Вскоре они уже вступили в бой.
     Главной проблемой для летчиков в том бою стало то обстоятельство, что огневые точки душманов находились на расстоянии всего тридцати-сорока метров от рухнувших вертолетов и мужественно оборонявшихся двух десятков десантников, поэтому применение мощного оружия исключалось. Офицеры, «заходившие» на цель, могли использовать лишь пушки и рассчитывать только на свое боевое мастерство. Но и при таком крайне драматическом развитии событий удача не изменила нашим солдатам – в первой группе десантников, завязавших бой, находился авиационный наводчик, который уверенно координировал действия военных пилотов.
     Штурмовики в очередной раз подтвердили репутацию летчиков-асов: после очередного «захода» на цель снайперским огнем пулеметы были уничтожены. Как бывало уже не раз, потерь среди наших военнослужащих удалось избежать.
     * * *
     А вот еще один боевой эпизод. Летом 1986 года звено командира эскадрильи майора Сергея Яковлева находилось на боевом дежурстве, готовое взлететь в любую минуту. В середине дня поступила информация о том, что в пригороде Хоста замечено передвижение каравана. Пара штурмовиков, в кабинах которых находились старшие лейтенанты Владислав Гончаренко и его ведомый Вадим Янков, взлетев с аэродрома в Баграме, взяла курс на юго-восток Афганистана.
     Непродолжительный поиск оказался, как всегда, результативным. На изгибе горной дороги летчики увидели и перевалочную базу, и сам караван, состоявший из полутора десятков верблюдов. Внезапно появившись и пройдя лишь в нескольких метрах над землей, летчики заставили боевиков броситься врассыпную. Через считанные секунды последовала атака. Во время первого захода неуправляемые ракеты попали точно в цель – караван исчез в клубах дыма и пламени. Почти сразу прогремел еще один мощный взрыв – это неподалеку сдетонировали привезенные душманами боеприпасы. Во время второго захода были уничтожены стоявшие под погрузкой более десятка «студебеккеров» - машин повышенной проходимости, которые активно использовались бандами для доставки грузов в труднодоступной горной местности.
     Экипажи вертолетов поисково-спасательного обеспечения, вскоре оказавшиеся в районе уничтоженной перевалочной базы, подтвердили, что пара штурмовиков отработала отлично.
     * * *
     М ногому боевым летчикам приходилось учиться непосредственно на войне. Одно дело - отрабатывать приемы воздушного боя на полигоне, где все уже «пристреляно», а противодействие лишь имитируется. Совсем другое – оказаться в настоящем бою, когда нужно не только выполнить задачу, но еще и уберечь самолет от горных зенитных установок, ракетных комплексов, крупнокалиберных пулеметов и других средств ПВО.
     Полковник Владислав Гончаренко до сих пор помнит тот воздушный бой под Хостом в августе 1986-го. Уже при подходе к району, где проводилась операция по уничтожению бандформирования, звено из четырех Су-25 попало под ураганный огонь душманов. Казалось, между шапками от разрывов зенитных снарядов в небе над горами пролететь невозможно. Тем не менее четыре штурмовика, находясь под огнем средств ПВО, друг за другом пикировали на цель. Она была уничтожена во время первой же атаки, но в то же время душманам удалось подбить самолет ведущего звена – заместителя командира эскадрильи майора Константина Осипова. Повреждения оказались значительными: сначала загорелся правый двигатель, затем остановился и левый. Сразу же вышла из строя система энергоснабжения, пропала индикация, работала только радиосвязь. Внезапно офицер, уже приготовившийся к катапультированию, изменил свое решение: «Один двигатель все-таки запустился. Буду садиться!»
     Трое военных летчиков – старшие лейтенанты Владислав Гончаренко, Сергей Ситников и Вадим Янков – находились в воздухе рядом со своим командиром, готовые в любую секунду прикрыть огнем. Так они и сопровождали его несколько десятков километров до аэродрома, где майору Осипову все-таки удалось посадить горящую машину.
     Молодые офицеры, а большинство в эскадрилье старшего лейтенанта Владислава Гончаренко были однокашниками по Борисоглебскому высшему военному авиационному училищу летчиков и на войне оказались уже через два года после выпуска, очень быстро мужали в Афганистане и буквально на глазах становились настоящими профессионалами. Интенсивность боевой деятельности летчиков истребительно-бомбардировочной авиации была настолько высока, что по количеству боевых вылетов и налету часов их можно сравнить с легендарными асами Великой Отечественной. Впрочем, на фронтовиков они похожи и тем, как смело шли в бой, рискуя собой и прикрывая товарища, как летали днем и ночью, не обращая внимания на погоду, забыв о сне и отдыхе, как защищали интересы страны даже ценой своей жизни.
     Там же, в Афганистане, у многих из них на груди появились первые боевые ордена. Были отмечены мужество, отвага и героизм, проявленные в боях и старшим лейтенантом Владиславом Гончаренко - двадцатипятилетний офицер стал первым летчиком-штурмовиком из состава Ограниченного контингента, удостоенным звания Герой Советского Союза.
     * * *
     П осле замены и возвращения в Союз служба старшего лейтенанта Гончаренко хоть и косвенно, но по-прежнему была связана с войной. Будучи заместителем командира смешанной эскадрильи Центра по подготовке летного состава к боевым действиям в Афганистане, он два года передавал боевой опыт начинающим военным летчикам, которым еще только предстояло вступить в бой.
     Судьба распорядилась таким образом, что боевое мастерство военного летчика Владислава Гончаренко потребовалось стране и в наше время. Сменив за двадцать лет службы одиннадцать гарнизонов, он прошел и все «горячие точки». В Абхазии, Таджикистане и Чечне проявилось, еще одно - на первый взгляд неожиданное для боевого офицера – качество: возглавляя крупные воинские коллективы, ему удавалось не допустить обострения межнациональных конфликтов и предотвратить кровопролитие. Впрочем, подобная дипломатичность закономерна: ведь именно военные, знающие войну изнутри, зачастую оказываются мудрее и дальновиднее иных местечковых вождей, все чаще пытающихся разрешить деликатные вопросы силой оружия.
     Последние годы заслуженный военный летчик Российской Федерации и кавалер шести боевых орденов полковник Владислав Гончаренко занимается обучением и воспитанием тех, кто сядет за штурвалы боевых самолетов завтра. Заместитель начальника Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского, в активе которого более девятисот боевых вылетов и две тысячи проведенных в небе часов, считает, что нельзя идти в бой, не осознавая главного – защищая свой народ и интересы страны, офицер должен быть патриотом и профессионалом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex