на главную страницу

22 Февраля 2005 года

ПАМЯТЬ

Вторник

Наш Борисыч!

Павел ГЕРАСИМОВ, «Красная звезда».Фото автора.



     9 Мая у Большого театра трудно было не заметить Николая Борисовича Крапивко среди других ветеранов. В гимнастерке с автомобильными эмблемами улыбчивый седой старшина смотрелся очень браво и привлекательно. Было видно, как уважительно человек относится к форме, иному кадровому военному не мешало бы этому поучиться. До позднего вечера в майский праздник, так и не расстегнув ни одной пуговицы своей гимнастерки и не расслабив портупеи, он веселил народ под баян, общался с молодежью, ну и, конечно, не забывал пропустить с ветеранами по 100 граммов фронтовых. Когда люди приходили в самый центр Москвы поздравить фронтовиков, многие из года в год встречались с Николаем Крапивко уже как со старым знакомым.
     Среди них был и я. Помню, какой-то малыш в форме морского пехотинца засмотрелся на награды Борисыча. «А на груди его светилась медаль за город Будапешт», сияли медали за взятие Вены, освобождение Праги. Тогда дед посадил любопытного «морпеха» к себе поближе, что и запечатлел мой объектив. Вглядываясь в фотографию, можно понять, насколько дорожат ветераны этим простым вниманием.
     Конечно, награды могут много рассказать о себе, а еще из скромных коротких рассказов старшины мне было известно, что в ноябре 42-го, восемнадцатилетним, он попал на Юго-Западный фронт на «катюшу». В аккурат к первому залпу, возвестившему о начале наступления под Сталинградом. Осколки не раз секли кабину его полуторки. В дальнейшем Николаю Крапивко было суждено «прокатиться» по всем боевым дорогам 2-го Украинского фронта. Освобождал Украину, Молдавию, Европу.
     После Победы написал домой, в Донецк, весточку, что жив-здоров, и по приказу Родины бывший артиллерист, водитель-ас продолжил службу в автомобильных войсках до демобилизации в 1950-м. Мать не узнала своего Николая таким повзрослевшим.
     Как ни странно, и потом Николаю Крапивко машины не надоели. Более полувека он отдал узловой автобазе Московской железной дороги. Был и водителем, и механиком, и инженером, и вообще часто незаменимым человеком. «Борисыч стал нам как отец родной, - вспоминает один из его учеников Николай Гунько. - И совет добрый даст и накормит, когда допоздна заработаешься, придешь путевку подписывать. Но и строгости было не занимать - на уборке урожая ли или на выезде на линию». Кто, как не он, лучше знал, что дороги ошибок не прощают.
     ...Николай Крапивко оставил добрый след на земле. Он не дожил до 60-летия Победы чуть менее ста дней, хотя буквально по дням отсчитывал время, надраивал до блеска награды и созванивался насчет встречи с друзьями. Его родные и друзья обязательно придут к Большому театру и будут долго его вспоминать добрым словом.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex