на главную страницу

4 Марта 2005 года

Тыл и снабжение

Пятница

Вместе, но не рядом

Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».



     

     О межведомственной унифицированной системе тылового обеспечения (МУСТО) Вооруженных Сил и других войск говорилось и писалось уже немало. Да и с той поры, как был разработан совместно силовыми министерствами и ведомствами при координирующей роли Совета Безопасности план по переходу к МУСТО, одобренный затем в феврале 2002 года Президентом России и утвержденный распоряжением Правительства РФ № 212р, многое уже сделано. В основном сформирована нормативная правовая база, организованы совместное стратегическое и оперативное планирование, централизованный подвоз материальных средств с привлечением ведомственного транспорта. Завершена инвентаризация материальной базы. По территориальному принципу начинает действовать медицинское обеспечение: например, уже более 170 тысяч военнослужащих других войск прошли лечение в госпиталях Минобороны. В течение двух лет проводятся совместные конкурсы по закупке однотипной продукции.

     Интеграционный процесс по плану должен быть завершен уже в этом году. Однако практика, промежуточные итоги показывают, что в этой созидательной работе возникает немало трудностей и препятствий. Где-то допускается медлительность, а то и явные сбои - и по объективным, и по субъективным обстоятельствам.

     Вот почему по инициативе Тыла Вооруженных Сил 28 февраля прошла научно-практическая конференция, посвященная реализации плана перехода к МУСТО. На нее были приглашены представители Совета Безопасности, Госдумы, Минфина и Минэкономразвития, командующие войсками округов, их заместители по тылу - все они в той или иной степени имеют отношение к созданию единой системы тылового обеспечения.

     В докладах начальника Тыла ВС – заместителя министра обороны РФ генерала армии Владимира Исакова и начальника штаба Тыла ВС генерал-полковника Дмитрия Булгакова, в выступлениях участников конференции отмечалось, что в активе МУСТО значится немало положительных фактов. Так, в 2002 – 2004 гг. Министерством обороны поставлено в интересах частей и учреждений других войск: ГСМ – 97,8 тысячи тонн, продовольствия – 89,8 тысячи тонн, вещевого имущества - на общую сумму 483,1 млн. рублей, медимущества – на 10,7 млн. рублей. На 735 млн. рублей были организованы транспортные перевозки. Особая тема - «северный завоз», уже три года осуществляемый Тылом ВС досрочно. В рамках интеграции тыловых структур состоялся и перевод из Пермского военного института Внутренних войск МВД курсантов в Вольское высшее военное училище тыла. Еще раньше здесь же стали готовить тыловые кадры для Пограничных войск.

     Но это с одной стороны, а с другой - о чем говорилось на конференции, до сих пор не нашли совместного решения и, более того, единого понимания некоторые стержневые вопросы. Например, как будет строиться управление межведомственной системой? В Тыле ВС считают, что нужно руководствоваться принятым недавно Законом «Об обороне». В нем в пункте 7 статьи 14 говорится: «Министерство обороны Российской Федерации... заказывает и финансирует производство и закупку вооружений и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, воинских формирований и органов в пределах выделенных на эти цели средств...» У некоторых же силовиков на этот счет другое мнение: как бы оберегая свой суверенитет, они не идут на единое финансирование и желают все делать по старинке, мол, сам себе голова...

     Примерно такой же подход у них и при согласовании вопроса о формировании объединенной складской, транспортной, медицинской и другой инфраструктуры тыла - пусть, дескать, склады будут «кое-какие», но зато «свои». Разумеется, никакой мобильности управления и экономии средств в этом случае не получается. Не достигнут консенсус и в вопросе упразднения дублирующих (по решаемым задачам) структур тыла других войск, организации контрольно-ревизионной службы (очевидно, кому-то хочется обойтись без стороннего контроля).

     Можно ли эти вопросы разрешить? Безусловно, если разумно вникнуть в суть вещей, на основе даже простого арифметического подсчета увидеть конечный результат, экономический эффект. Ведь уже сейчас только проведение совместных конкурсов дает несколько миллионов рублей экономии.

     А о чем свидетельствуют опыт прошлого, боевой опыт? Тыл должен быть централизованным, единым. Так было и в годы Великой Отечественной войны (вспомним деятельность Хрулева!), и в первую чеченскую кампанию, где также практически был единый тыл.

     Но, видимо, кто-то в угоду сбережения своей тыловой вотчины, где сам себе хозяин, не хочет поступаться привычными подходами. Именно такое убеждение прозвучало в выступлении на конференции начальника штаба Тыла - заместителя начальника Тыла ВВ МВД генерал-майора Николая Любченко. Для видимости признавая необходимость создания межведомственной системы, представитель Тыла Внутренних войск выставил целых 12 пунктов, по существу сводящих на нет организацию МУСТО. По его мнению, и качество подготовки курсантов в вузах Тыла ВС хуже, чем было во Внутренних войсках, и при проведении совместных конкурсов Тыл ВВ оказался в неравных условиях, и в объединении медицинских служб нет необходимости, и излишествующих структур в Тыле ВВ как таковых нет, и контрольно-ревизионная служба со стороны МУСТО не требуется.

     Выступление генерал-майора Любченко удивило участников конференции. Действительно, после трехлетней работы по созданию единой тыловой системы, одобренной президентом страны, - и вдруг такая обструкция. Стали понятны и предыдущие возражения по вышеназванным вопросам со стороны тыла Внутренних войск, но ожидалось, что после терпеливого разъяснения их в ходе переговоров и уже опробованной жизнью практики все встанет на свои места и межведомственная система заработает в полную силу. Но получается, что ее по существу отвергают на последнем этапе.

     Выступившие на конференции представители аппарата Правительства РФ - Александр Балыбердин, Минфина - Вера Чистова, Минэкономразвития - Владислав Путилин, командующий Железнодорожными войсками генерал-полковник Григорий Когатько, начальник Центрального продовольственного управления Минобороны генерал-лейтенант Анатолий Петриченко отмечали большую и полезную работу, проделанную по созданию МУСТО, вносили предложения по ее совершенствованию на завершающем этапе, говорили о необходимости приложить все усилия, чтобы в срок завершить эту работу.

     - Нужно не искать причины для затягивания создания межведомственной системы, - сказал в заключение генерал армии Владимир Исаков, - жизнь уже подсказала ее актуальность и наша задача сделать все, чтобы выполнить решения Президента и Правительства России, поднять на новый уровень тыловое обеспечение всех силовых структур.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex