В годы Великой Отечественной были случаи, когда муж и жена составляли экипаж самолета-штурмовика или били врага в одном танковом экипаже.
Мой рассказ о двух таких семьях.
Двое в небе
...Штурмовики. Я помню их по войне. Когда краснозвездные Ил-2 пересекали передний край, пехотинцы поднимались из траншей и шли в атаку, не опасаясь ответного огня. Гитлеровцы именно в этот момент прятались в щели. Не случайно наш штурмовик они называли «черной смертью».
На одном из таких самолетов эки
паж составили муж и жена Пересыпкины. Об этом я слышал еще на фронте. А много лет спустя после войны в военном архиве обнаружил их фотографию военных лет. У самолета-штурмовика двое – Федор и вера Пересыпкины. Как сложилась их судьба? Я начал поиск.
Для начала – слово архивным документам.
Гвардии старший лейтенант Пересыпкин Федор Иванович, 1920 года рождения, замкомэска 93-го гвардейского штурмового авиационного полка 5-й гвардейской штурмовой авиадивизии. В Советской Армии – с 1940 года. Участие в боях – с апреля 1943 года. Герой Советского Союза.
За время пребывания на фронте совершил 163 успешных боевых вылета.
Гвардии старший сержант Пересыпкина (Тростянская) Вера Федоровна, 1922 года рождения. Воздушный стрелок 93-го гв. шап 5-й гв. шад. В Советской Армии – с 1942 года. Участие в боях – с 1942 года.
За время пребывания на фронте совершила 151 успешный боевой вылет, отмечена орденами и медалями.
Вдумайтесь в эти две цифры: «163» и «151». А ведь каждый такой боевой вылет – это встреча со смертью.
С Верой Федоровной и Федором Ивановичем я познакомился в восьмидесятые годы в Киеве.
– Самый памятный для вас боевой вылет? – спросил супругов. Они переглянулись, задумались. Вера Федоровна первой проявила инициативу:
– Наверное, Федя, под Бродами в 1944-м. Помнишь?..
Из истории Великой Отечественной войны:
«К концу дня 18 июля войска 1-го Украинского фронта прорвали оборону врага на протяжении 200 км, продвинулись на глубину 50–80 км и окружили в районе Броды восемь дивизий. В результате ударов с нескольких направлений окруженная группировка была рассечена на части и 22 июля полностью уничтожена».
– В разгроме этой группировки противника важную роль сыграла авиация, – рассказывал уже Федор Иванович. – Штурмовики на бреющем полете расстреливали вражеские танки, орудия, автомашины, живую силу противника. В одном из боевых вылетов мы с Верой попали в беду. Вражеский зенитный снаряд разорвался под нами. Был разбит стабилизатор. Я с трудом развернул самолет и взял курс к аэродрому. «Мессеры» тут же попытались нас добить. Но Вера не потеряла присутствия духа и огнем удерживала их на почтительной дистанции. А тут на выручку пришел наш истребитель под номером 4. Позже я узнал: это был Як Михаила Васильевича Кузнецова, ставшего впоследствии дважды Героем Советского Союза. С трудом, но мы все же дотянули до аэродрома...
– А свой первый совместный боевой вылет помните? – спросил я.
– В первый боевой вылет с Верой Федоровной я отправился осенью 1943 года, - ответил Федор Иванович. - Когда сели в самолет, она полушутя-полусерьезно сказала: «Теперь вы, товарищ лейтенант, за моей спиной, как за каменной стеной». И это было правдой. За этой каменной стеной прошла вся моя жизнь.
А начинали они – муж и жена – свой боевой путь в разное время и в разных частях. Вместе, в одном полку, оказались лишь после Курской битвы. Командование сочло возможным удовлетворить их просьбу об этом.
Вот итог боевых действий Пересыпкиных только за первые 44 совместных вылета: уничтожено 13 вражеских танков, 6 автомашин, 19 повозок с грузом, сбит один Ме-109...
До самого Берлина, до самого Дня Победы Федор и Вера Пересыпкины оставались в одном экипаже, деля пополам радости и беды.
Встретились же новосибирский токарь Федор Пересыпкин и воронежская фрезеровщица Вера Тростянская в 1940 году в Новосибирске на спортивных соревнованиях. Их уже тогда роднила мечта о небе. До войны и создали семью.
На собственном танке
Супругов Александру и Ивана Бойко Великая Отечественная застала на далекой Колыме. Работали там водителями. От призыва в армию Иван имел бронь. Сколько ни обращались с просьбой направить на фронт, получали отказ.
В дни Сталинградской битвы в стране развернулось массовое патриотическое движение по сбору средств на строительство боевой техники для наших войск. Иван и Александра тоже сочинили письмо в Москву и внесли в банк 50 тысяч рублей на строительство танка.
Просьбу патриотов воевать на собственном танке уважили. Их обоих призвали в армию. После учебы в танковой школе прибыли на 2-й Прибалтийский фронт в гвардейскую часть. Александра – командиром машины, Иван – механиком-водителем.
О том, как воевали танкисты Бойко, вспоминал в мемуарах Маршал Советского Союза А.И. Еременко, командовавший тогда фронтом:
«В одной из засад находился танк с надписью на броне «Патриоты Бойко»... Экипаж танка метким огнем сразу вывел из строя одну из самоходок».
За первые две недели боев экипаж супругов подбил 5 вражеских танков. Механик-водитель был награжден орденом Красного Знамени, а командир экипажа – орденом Отечественной войны I степени. Там же, в Прибалтике, в одном из боев Иван Федорович и Александра Леонтьевна получили ранения, лечились в госпитале. А затем вернулись на фронт и День Победы встретили в Чехословакии.