на главную страницу

5 Марта 2005 года

История Отечества

Суббота

Битва за Кавказ

Ярослав ЯСТРЕБОВ.



Интерес к проблеме присоединения Северного Кавказа к России постоянно растет. Однако зачастую начало этого сложного процесса относят к эпохе Петра I. Между тем борьба России с геополитическими соперниками за влияние в Кавказском регионе началась еще в XVI веке и неразрывно связана с выходом русских на Нижнюю Волгу, с присоединением Астраханского ханства в 1550-е годы. Уже в 1555 году Москва организует военный поход против Крымского ханства с целью оказания помощи адыгам в их борьбе с крымско-турецкой экспансией. Адыгские князья переходят под руку русского царя. Борьба России на юге оказывается тесно связанной с Ливонской войной, а переломным моментом в соперничестве с Османской империей и Крымом становится битва 1572 года, когда князь М.И. Воротынский с 30-тысячным войском разгромил 120-тысячную крымско-турецкую армию. Этим событиям были посвящены две статьи Я.И. Ястребова «Битва за Кавказ», опубликованные в нашей газете.

     

     Победа русских над крымско-турецкой армией под Москвой летом 1572 г. решила исход противостояния, начатого Османской империей в 1512 г.: Россия победила, и ее движение на юг могло остановиться лишь на естественных геополитических рубежах (Черное море - Кавказ - Каспий). Более того, после трех подряд поражений (от русских под Астраханью в 1569 г., под Москвой в 1572 г. и от европейцев в 1571 г. при Лепанто) турки несколько лет были заняты по сути обороной своей громадной империи, так что даже на слабый Иран они возобновили наступление лишь в 1578 г.
     Летом 1573 г. крымцы постарались забить «гол престижа», совершив неожиданный набег на каширские места, но их успех объясняется скорее неожиданной опалой князя М.И. Воротынского, который был арестован прямо на берегу Оки, где возглавлял войска, и подвергнут в Москве пыткам, от которых погиб.
     Иван Грозный ясно продемонстрировал, что больше не опасается серьезной угрозы с юга. Успокоилась и Казанская земля, где осенью 1573 г. повстанцы сложили оружие и получили полное прощение Грозного.
     После 1572 г. активизировалось казачество в регионе Дон - Волга - Яик. Уже в 1573 г. по приказу Москвы казаки нападают на столицу Больших ногаев город Сарайчик на реке Яик (Урал) и сжигают его, показав наглядно, кто хозяин в Диком Поле.
     В 1574 г. атаман Мишка Черкашенин устраивает на Дону до того небывалое: внезапно атакует Азов и пытается взять его одним молодецким приступом. Бой был жестоким, и, если бы у Мишки под рукой было больше сабель, он бы город взял. Турки понесли большие потери. Пал в бою и шурин султана, находившийся тогда в Азове. Крымцы пытались в 1574 г. совершить разбойничий набег, но под Печерниковыми Дубравами были разбиты князем Серебряным. Для серьезной войны против русских у них сил все еще не хватало.
     Турки в 1573 г. прекратили войну с Венецией, продолжив борьбу лишь с испанцами, которые в это время захватили Тунис, но уже на следующий год были выбиты оттуда. Жутким памятником той победы осман была башня из черепов павших испанских воинов, которая высилась на морском берегу в Тунисе до XIX в., когда наконец ее снесли по требованию французского консула.
     В 1574 г. молдавский господарь Иоанн Водэ Лютый выступает против своего сюзерена - турецкого султана. Османам приходится вести с ним настоящую войну, привлекая на помощь тех же крымцев. Днепровские казаки поддержали господаря в войне с турками и крымцами, а после его гибели совершали многочисленные нападения на турецкие владения в течение 1575 - 1578 годов.
     Таким образом, очевидно, что поражения, понесенные турками в 1569 - 1572 годах от русских, серьезно подорвали их позиции в Европе. Не случайно в 1576 году венецианский посланник в Турции Яков Соранцо в своем донесении сенату республики писал: «По двум причинам султан опасается русских: во-первых, потому что у них есть страшная кавалерия в 400 тыс. человек — отважных, сильных и послушных, а во-вторых, еще потому, что все народы Болгарии, Сербии, Босны, Мореи и Греции весьма преданны Московскому великому князю, с которым соединяет их единство вероисповедания, и вполне готовы взяться за оружие и восстать, чтобы освободиться от турецкого рабства и подчиниться его власти».
     Понятно, что такое внимание к русской коннице и авторитету Москвы в глазах православных Балканского полуострова связано именно с победой князя Воротынского над крымцами и турками под Москвой.
     В условиях, сложившихся после Московской битвы, вновь укрепилось влияние Москвы на Северном Кавказе. В 1578 году с Северного Кавказа прибыло новое посольство от адыгов в Белокаменную. Его возглавлял князь Камбулат Идарович (брат кабардинского князя Темрюка - тестя Ивана Грозного). Послы просили «ото всее черкаские Кабарды» принять их вновь на службу царю и построить крепость на Тереке. Иван Грозный отправил на Кавказ воевод, и крепость была поставлена. Так Русь пришла на Кавказ во второй раз.
     Казалось бы, весь ход событий после победы 1572 года должен был подтолкнуть Ивана Грозного к возобновлению активной политики на южном направлении. Однако этого не произошло. Напротив, благоприятный для России во внешнеполитическом отношении период 1572 - 1578 годов был использован практически впустую на малоэффективные походы в Ливонию.
     Ливонская война для русских явно заходила в тупик и вела к консолидации внешне разнородных европейских сил - Швеции, Речи Посполитой, австрийского императора, папы римского против Москвы. Показательно, что даже Англия и Дания, являвшиеся ее традиционными партнерами, к концу правления Грозного заметно охладели к нему. Внешнеполитический курс Грозного привел Россию к международной изоляции.
     Весной 1578 года турецкий султан возобновил войну с Ираном, которая была в первую очередь схваткой за Кавказ. В результате войн 1514 - 1555 гг. Турция и Иран разделили Кавказ по сферам влияния на западную и восточную части: Восточная Грузия, Восточная Армения (собственно нынешняя Армения), Азербайджан и Дагестан остались в иранской сфере влияния, а Западная Грузия, Западная Армения (турецкая Армения), Северо-Западный Кавказ - в турецкой. Помимо этого, турки утвердились на черноморском побережье Кавказа до Тамани включительно.
     В новой войне с персами османы решили раз и навсегда закрепить все Закавказье за собой. Это обеспечило бы им дальнейшее наступление на Иран, выход на Волгу и продолжение борьбы с Россией за Астраханское ханство, Казанское ханство и Большую Ногайскую орду, продвижение через Каспий в Среднюю Азию.
     Так началась решающая битва за Кавказ, которая и определила надолго дальнейшую его судьбу. В 1578 году турки восстановили крепость Карс (разрушенную по договору с персами в 1555 г.) и захватили восточную часть грузинского княжества Самцхе-Саатабаго (в XVII в. уничтожено турками и превращено в турецкую провинцию), затем при Чилдыре разгромили персидскую армию и вторглись в земли нынешнего Азербайджана. Правда, в том же году под Шемахой турки потерпели поражение и были временно отброшены на запад. Однако перевес был на стороне турок, тем более что уже с 1578 года через Дагестан на юг стали прорываться крымские татары.
     Персы не могли серьезно противостоять туркам, ибо их конные племенные ополчения часто были бессильны перед современной по тем временам, хорошо организованной и вооруженной армией Османской империи. В обстановке крушения персидского господства в Восточном Закавказье грузинские государства старались выйти из зависимости от Ирана и избежать подчинения туркам.
     У русских же дела в Ливонии шли все хуже и хуже. Даже в самом успешном для Грозного 1577 году литовцам удалось захватить несколько важных ливонских крепостей. Датский принц Магнус, поставленный Иваном Грозным в 1570 году «королем Ливонии», в 1578 году перешел на сторону нового польского короля Стефана Батория. Затем русские войска потерпели сокрушительное поражение под Кесью. В 1579 году Стефан Баторий перешел в решительное наступление. Усилили натиск и шведы. В 1580 г. Баторий взял русские крепости Великие Луки, Невель и ряд других. Правда, нападение части его войск на Смоленск закончилось полным поражением, но ситуация для русских складывалась критическая.
     В то же время на юге, в условиях, когда крымские войска неоднократно совершали марши вдоль всего Кавказского хребта, прорываясь в Дагестан и далее на юг - в Азербайджан и Иран, росло влияние крымского хана на Северном Кавказе, особенно при наличии на Кубани Малых ногаев. В это время Грозный совершил новую ошибку: приказал вывести с Терека русские войска.
     В 1580 г. мурза Урус из Большой Ногайской орды призвал жителей Казанской земли выступить против царя Ивана Грозного. Видимо, не случайно именно в этом же году начались нападения на владения Строгановых в Приуралье из Сибирского ханства. Вряд ли это было случайностью, ибо Кучум являлся союзником ногаев. В 1581 году в Казанской земле вспыхнуло восстание, которое длилось до 1585 года. Тогда же ногаи численностью в 25 тысяч человек разорили белевские, коломенские и алатырские места.
     По сообщениям русских документов, в 80-е годы XVI века «турский салтан, и крымской царь, и Большой Орды ногаи заволжские, и Казыев улус, и кабардинские черкасы, и горские кумытцкие люди, сложась заодин, беспрестани на государеву землю приходили войною и к городам и царского величества (т.е. русского царя. - Прим. Я.Я.) рати все были против них». Очевидно, что речь идет о прямом участии кабардинцев и кумыков в военных предприятиях против России. Таков был результат усиления крымско-турецкого влияния на Северном Кавказе вследствие ослабления там позиций русских.
     Показательно, что в 1579 - 1581 годах Иван Грозный придерживался строго оборонительной тактики, хотя войска для большого похода собирались ежегодно. Однако на требования помочь осажденным врагом русским крепостям царь реагировал крайне озлобленно: князя Мстиславского избил посохом, а сыну Ивану вообще нанес смертельную рану. Он откровенно боялся прямого столкновения в поле с Баторием и не желал поручать кому-либо командование главными силами.
     В результате в 1581 году Псков оказался осажденным главными силами польского короля без особой надежды на помощь извне. Однако Псков выстоял. Его оборонял один из героев битвы 1572 года под Москвой князь Иван Шуйский. Во Пскове же погиб и другой герой той битвы - атаман Мишка Черкашенин.
     Насколько бездеятелен был царь, настолько энергично действовали казаки. Волжские удальцы разорили в 1581 году Сарайчик так, что ногаи уже не смогли его восстановить. Это отрезвило знать Большой Ногайской орды, заставив ее вести себя миролюбивее. Ермак же в Сибири разгромил Кучума и уничтожил его ханство.
     В 1582 году было заключено десятилетнее перемирие России с Речью Посполитой, а в 1583 году Москва замирилась и со Швецией. Но в 1584 году скончался царь Иван Грозный. Соседи попытались воспользоваться ситуацией. Весной крымцы и подчиненные им ногаи большим войском обрушились на земли России. Удар был нанесен в неожиданном направлении - в район Козельска, Мещовска, Мосальска, то есть к западу от верховий Оки. Врагу удалось разграбить даже можайские, дорогобужские и вяземские места. Русские настигли отступающего противника под Калугой и разгромили. Чтобы оценить масштабы наносимого большими вторжениями степняков урона, следует обратить внимание на число освобожденных пленников - 70 тысяч человек!
     Однако со смертью Грозного период неуверенной политики России на юге завершился. Начинался новый этап наступления на юг и битвы за Кавказ.
     На снимке:Русский стрелец.Знатный воин крымского ханства.
     __________________________
     (Продолжение.Начало в №№ за 7.06.2003,23.08.2003)


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex