на главную страницу

12 Марта 2005 года

Планета людей

Суббота

Джон КОЛЬСТОН:
«Россия и НАТО cнова работают вместе»

Беседу вел Алексей ЛЯЩЕНКО.



В России побывал помощник генерального секретаря НАТО по вопросам оборонной политики и планирования Джон Кольстон. За время визита высокопоставленный представитель НАТО встретился с руководством Генерального штаба ВС РФ, с которым обсудил состояние и перспективы отношений России и Североатлантического альянса. Также в Москве Джон Кольстон подписал с Институтом США и Канады РАН соглашение о поддержке со стороны НАТО создания в институте курсов переподготовки офицеров российских Вооруженных Сил. Помощник генерального секретаря альянса по оборонной политике и планированию выступил перед слушателями ежегодно проводимой в России «Зимней академии НАТО», рассказав им о деятельности, роли и значении альянса в борьбе с терроризмом и о сотрудничестве с Россией в этих вопросах. О конкретных результатах деятельности Совета Россия – НАТО, проблемах и достижениях сотрудничества альянса и нашей страны, состоянии трансатлантического единства и перспективах расширения НАТО с Джоном Кольстоном побеседовал наш корреспондент.

     

     Визитная карточка
     Джон Кольстон родился 12 февраля 1954 г. в Ридинге (Англия). Получил высшее гуманитарное образование (степень магистра) в Оксфорде. C 1976 г. - на работе в министерстве обороны Великобритании, где занимался вопросами планирования сил в поддержку НАТО и отношениями с отраслями британской промышленности. В 1996 - 2000 гг. был советником по военным вопросам при делегации Великобритании в НАТО и Западноевропейском союзе. В 2000 - 2003 гг. - секретарь командующего флотом Великобритании в Нортвуде и Портсмуте, отвечал за планирование, политику и обеспечение ресурсами оперативного командования королевских ВМС. С сентября 2003 г. работает в Международном секретариате НАТО в качестве помощника генерального секретаря НАТО по оборонной политике и планированию. Женат, имеет троих детей.

     - Сэр, 21 - 22 февраля в Брюсселе прошел саммит НАТО, в котором участвовали президент США Джордж Буш-младший и лидеры стран – союзников США по Североатлантическому альянсу. Каковы итоги этого заседания?

     - Последний месяц у нас в НАТО оказался «горячим» и деловым. 9 февраля мы провели встречу министров иностранных дел стран - членов альянса, штаб-квартиру впервые в качестве госсекретаря США посетила Кондолиза Райс. 10 - 11 февраля в Ницце состоялась неформальная встреча министров обороны стран - членов НАТО и заседание Совета Россия - НАТО на уровне глав военных ведомств. Кульминацией стала встреча Совета НАТО на высшем уровне, в которой принял участие президент США.
     В ходе всех этих встреч детально обсуждалась ситуация в Афганистане. За безопасность и стабильность в этой стране с 1 августа 2003 года отвечает НАТО, поэтому Афганистан сейчас для альянса – важнейшая задача. Одним из решений саммита стало расширение ответственности альянса на западные районы страны. Этого планируется добиться, в частности, через создание в Афганистане передовой базы поддержки. Одной из ее задач станет постепенное распространение на западные провинции страны опыта провинциальных групп реконструкции, успешно завершивших свою работу на севере Афганистана. Еще одна важная тема, обсуждавшаяся в контексте Афганистана, - более тесное взаимодействие контингента НАТО с силами коалиции под руководством США в рамках операции «Несокрушимая свобода».
     Конечно, говорили на саммите и об Ираке. Все 26 государств - членов Североатлантического союза выразили свою поддержку миссии НАТО. Она выражается в поставках военной техники, финансировании операций и предоставлении инструкторов для обучения иракских сил безопасности.
     Еще одним основным вопросом саммита в Брюсселе стали перспективы вывода отношений США и их европейских союзников по альянсу на новый уровень.

     - В этом плане встреча в верхах НАТО прошла на фоне инициатив Германии, предложившей начать немедленное реформирование альянса. Канцлер Германии Герхард Шредер считает, что «НАТО больше не является местом, где принимаются решения».

     - Есть общее понимание того, о чем говорили канцлер Германии Герхард Шредер, президент США Джордж Буш и генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер. Оно заключается в следующем: существует необходимость обеспечения роли НАТО как более эффективного форума проведения политических дискуссий. Но альянс по-прежнему остается главным органом для проведения трансатлантических консультаций и взаимодействия США и их европейских союзников в сфере безопасности. Об этом договорились главы государств и правительств стран - членов НАТО на прошедшем саммите.

     - И тем не менее прозвучавшие прямо перед приездом Джорджа Буша инициативы одного из крупнейших и весьма влиятельных членов альянса были несколько неожиданными. Насколько все же крепко сегодня трансатлантическое единство? Удалось ли Вашингтону вывести отношения с Европой, которые, как считается, дали трещину после начала военной кампании против Ирака, на новый уровень?

     - Многие цели и задачи США и Европы, в частности Европейского Союза, где Германия остается одним из лидеров, совпадают. Но есть в их сотрудничестве вещи типа Киотского протокола, которые не относятся к компетенции НАТО. Я бы хотел напомнить, что одним из первых международных мероприятий переизбранного президента США стала его встреча с генеральным секретарем НАТО. А первый иностранный визит во второй президентский срок Джордж Буш совершил в Европу, в частности в штаб-квартиру НАТО. На мой взгляд, это символично и показательно.
     Разногласия по Ираку между членами НАТО действительно имели место. Но сегодня, после прошедших в этой стране выборов, все меняется – отсюда и единое мнение о необходимости поддержки демократических сил в Ираке и подготовки собственно иракских сил безопасности. Я повторюсь, но сегодня все члены НАТО в той или иной форме и степени поддерживают и участвуют в миссии в Ираке.

     - Обсуждалась ли на саммите тема Ирана, ситуация вокруг которого в свете его ядерной программы и заявлений США и Израиля о возможности превентивных ударов по иранским атомным объектам становится все более напряженной?

     - Все страны - члены НАТО, так же, как и Россия, озабочены возможным распространением оружия массового поражения. И, на наш взгляд, было бы очень плохо, если бы Иран принял решение иметь ядерное оружие. Вероятный факт потенциального получения Ираном ядерного оружия не может радовать никого, в том числе и Россию. Однако президент Буш четко выразил свою позицию: Иран – это не Ирак. И никаких обсуждений возможных военных акций против этой страны не было. НАТО внимательно следит за развитием переговоров Евросоюза, которые ведут Великобритания, Франция и Германия с Ираном по его ядерной программе.

     - Выше вы сказали о состоявшемся очередном заседании Совета Россия - НАТО на уровне министров обороны. Как вы оцениваете деятельность совета с момента его создания в 2002 году?

     - Важным достижением и преимуществом Совета Россия - НАТО является то, что мы, как партнеры, имеем возможность совместно обсуждать все вызовы и проблемы, которые сегодня перед нами возникают. Это взаимодействие позволяет нам также ответить на новые вызовы ХХI века, какими прежде всего являются терроризм и распространение оружия массового поражения. Сотрудничество России и НАТО имеет значение для развития политических консультаций или контактов, а также практического противодействия угрозам, которые одинаково опасны для обеих сторон. Наверное, нет больше такого органа, где министры обороны или иностранных дел стран - членов НАТО и России обсуждали бы любые проблемы, с которыми сталкиваются и НАТО, и РФ, – будь то операции альянса в Афганистане и Косово или военная реформа в России. За время работы СРН мы многого достигли во всех областях: политической, дипломатической, военной, на экспертном уровне.

     - Какие-то конкретные примеры?

     - Мы часто проводим «военно-дипломатические учения» - офицеры и дипломаты отрабатывают процедурные вопросы, узнают, как принимается решение на проведение, например, миротворческой операции.
     На экспертном уровне – а в совете работают около 20 рабочих групп по различным направлениям – мы прорабатываем то, о чем договорились политики и дипломаты. В соответствующих экспертных группах достигнуто взаимопонимание и есть наработки по таким темам, как миротворчество или система противоракетной обороны на ТВД. Или, к примеру, группа военной реформы курирует курсы переподготовки офицеров российских Вооруженных Сил, уходящих в запас. Это реальный, конкретный и конструктивный пример сотрудничества России и НАТО в рамках проведения военной реформы.
     Еще пример - совместная работа и обмен опытом России и НАТО по нетрадиционным взрывным устройствам. Россия – единственная страна, не входящая в альянс, которая весьма широко участвует в этой программе НАТО. Еще один пример – защищенность ядерных объектов и материалов. В августе 2004 года Россия впервые провела в Мурманской области очень успешные учения по этой проблематике, на которых присутствовали многочисленные наблюдатели из стран - членов НАТО. В сентябре этого года запланировано проведение учений по защищенности ядерных объектов и материалов под эгидой СРН в Великобритании.
     Вместе с тем растет количество совместных мероприятий России и НАТО по военной линии. Только российско-натовских учений, априори предполагающих непосредственные контакты военнослужащих России и НАТО, в 2005 году запланировано почти вдвое больше – порядка 100, чем состоялось в 2004 году. Цифры говорят сами за себя.
     Наконец, еще один конкретный пример – поддержка Россией антитеррористической операции НАТО «Активное усилие». Вы знаете, что в 2004 году два боевых корабля Черноморского флота России патрулировали в Средиземном море. ВМФ РФ продолжит участие в этой операции и в этом году. НАТО считает участие России в этой операции очень важным шагом - после Балкан Россия и альянс снова работают вместе.

     - Военное сотрудничество России и альянса развивается. Но на этом фоне звучат оценки, что в отношениях России и НАТО, интересных обеим сторонам, по военной линии достигнут потолок. При этом Россия неоднократно заявляла, что в отношениях с альянсом готова идти настолько далеко, как к этому готова сама НАТО. Мяч сейчас на стороне альянса – как далеко готова идти НАТО?

     - Одно из главных достижений Совета Россия - НАТО в том, что в нем нет никаких сторон. Есть 27 стран, представители которых сидят за одним столом и обсуждают темы, которые им интересны. Поэтому мяч – посередине. Каждая из этих 27 стран может обращать внимание на какие-то аспекты, которые интересуют именно ее. Но все стороны разделяют позицию, что совет – это форум для политических дискуссий, помогающих выявить области, где наши взгляды совпадают, а где – нет. При этом все без исключения сферы нашего сотрудничества обладают весомым потенциалом. То есть оно всегда может быть поднято на более высокий уровень. Именно об этом, кстати, недавно говорил и Президент РФ Владимир Путин.

     - Каковы перспективы присоединения новых членов НАТО к соглашению об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и ратификации этого документа всеми государствами - членами НАТО. Россия выполнила все обязательства по фланговым ограничениям, предусмотренные договором, и ратифицировала его. Дело – за альянсом…

     - Ситуация вокруг ДОВСЕ – это как раз один из вопросов, по которому взгляды России и НАТО не совпадают. Я бы хотел сразу отметить, что все страны - члены НАТО полностью привержены положениям этого документа и считают его краеугольным камнем системы безопасности в Европе. А страны Балтии и Словения обязательно присоединятся к соглашению об адаптации ДОВСЕ - как только смогут это сделать. Эта позиция была четко обозначена в совместном заявлении Совета Россия - НАТО в сентябре 2004 года.
     Что же касается ратификации, то парламенты стран - членов альянса не могут этого сделать, пока не выведены российские базы и войска из Грузии и Молдавии. НАТО исходит из того, что Россия зафиксировала в 1999 году на встрече в верхах ОБСЕ в Стамбуле свои обязательства по этому вопросу. Пока этот важный пункт не выполнен. Поэтому нет и ратификации. Но здесь снова просматривается позитив Совета Россия - НАТО – именно такие вопросы на нем и обсуждаются.

     - Но проблема неприсоединения новых членов НАТО к ДОВСЕ и соответственно нераспространение действия этого документа на них может привести к резкому увеличению военного присутствия и размещению ядерного оружия, к примеру, в странах Балтии. Это вызывает у России озабоченность…

     - Обязательства, которые мы дали в этой связи во время подписания Основополагающего акта России и НАТО, остаются в силе. У альянса сегодня нет оснований, необходимости и причин для размещения в странах Балтии и крупных воинских контингентов, и боевой техники. И мне трудно представить, что эта ситуация может измениться – НАТО не видит угрозы с Востока даже в стратегическом плане. Сегодня и Россия, и НАТО сталкиваются, как я уже говорил, с одинаковыми вызовами и угрозами.

     - В 2004 году произошла очередная волна расширения НАТО. Впервые в альянс вступили бывшие советские республики, получившие независимость. Грузия, Украина, Молдавия – также постсоветские государства – объявили интеграцию в евроатлантические структуры своими внешнеполитическими приоритетами. Стоит ли ожидать еще одной волны расширения НАТО, в том числе и за счет этих государств?

     - НАТО проводит политику «открытых дверей» для всех европейских государств, желающих вступить в альянс. И сейчас эта дверь остается открытой. Грузия, Украина и Молдавия, равно как и десятки других государств, участвуют в программе «Партнерство ради мира», а с Украиной НАТО провозгласила, так же как и с Россией, особые отношения. Но сейчас три страны – Албания, Хорватия и Македония – проявляют большой интерес и демонстрируют готовность к вступлению в НАТО. Альянс им активно помогает в этом направлении. Вместе с тем НАТО пока не приняла решений о географии и сроках своего дальнейшего расширения. Я лично считаю, что НАТО расширится тогда, когда страны-кандидаты будут удовлетворять требованиям альянса.

     - Насколько отвечали требованиям и стандартам НАТО, в том числе и в военной сфере, 7 государств, вступивших в альянс в марте 2004 года?

     - Они были лучше подготовлены к вступлению, чем Венгрия, Польша и Чехия в 1999 году, ведь в 2004 году НАТО уже обладала таким опытом. Но вместе с тем новые страны-члены еще находятся в процессе трансформации вооруженных сил для наиболее полного соответствия стандартам альянса. Тем не менее некоторые успехи уже очевидны. Например, Литва возглавит одну из групп по реконструкции в Афганистане, которая будет находиться в Чакчаране, в горных районах. Это, кстати, - серьезный вызов для литовских военнослужащих: Литва – не горная страна. Поэтому для НАТО будет иметь значение, как быстро литовские военнослужащие извлекут уроки из этого и получат соответствующий опыт.

     - Два из семи новых членов НАТО – Латвия и Эстония - фактически не имеют пограничных договоров с соседним государством - Россией. В этих же государствах многие международные организации – ООН, ОБСЕ, Совет Европы и Европейский союз – признают наличие проблемы, связанной с национальными меньшинствами. Способствует ли НАТО разрешению этих проблем?

     - Эти вопросы, равно как и ситуация вокруг ДОВСЕ, давно уже обсуждаются не столько в рамках Совета Россия – НАТО, сколько между самими государствами, которых они касаются. Да и по внутренним проблемам отдельных государств - членов НАТО мы дискуссий не разворачиваем. Хотя Россия вопрос о национальных меньшинствах в странах Балтии поднимает. На Совете Россия – НАТО всегда было возможно обсуждать подобного рода вопросы, равно как и проблему ДОВСЕ. Однако это вопросы скорее для двустороннего обсуждения, а не для рассмотрения на заседаниях СРН.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex