на главную страницу

24 Марта 2005 года

Армия и общество

Четверг

У качества нет «второй свежести»

Анатолий АНТИПОВ, «Красная звезда».



Это аксиома: боеготовность Вооруженных Сил РФ напрямую зависит от качества вооружения и военной техники (ВВТ). А оно-то как раз и вызывает большую озабоченность у руководства военного ведомства. Достаточно сказать, что сегодня приблизительно третья часть ВВТ, поставляемых оборонными предприятиями, не соответствует заданным требованиям по надежности. Проигрываем мы зарубежным аналогам и по такому важному показателю, как безотказность. Об этом и многом другом речь шла на первой Общероссийской конференции по проблемам качества вооружения и военной техники, прошедшей недавно в Ростове-на-Дону. В ее работе принял участие заместитель начальника Управления начальника вооружения ВС РФ по исследованиям генерал-лейтенант Александр РАХМАНОВ, с которым встретился наш корреспондент.

     - Александр Алексеевич, насколько остро стоит проблема качества вооружения и военной техники?

     - Для нас, военных, это очень болезненный вопрос, ведь эксплуатация некачественной техники, в том числе и в боевых условиях, нередко приводит к человеческим потерям. Назову лишь несколько цифр, характеризующих положение дел в этой области. Так, например, заданным требованиям надежности в настоящее время соответствует всего около 70 проц. основных типов ВВТ. Чувствительным индикатором качества является срок хранения ВВТ без потери эксплуатационных свойств. Этот показатель также нуждается в улучшении.
     Заметно возросла интенсивность отказов оборудования кораблей, особенно электромеханического, по сравнению с кораблями предыдущего поколения. При этом продолжительность их технического обслуживания и ремонта нередко превышает нормативные значения. Стоит ли после этого удивляться, что стоимость заводского ремонта кораблей неуклонно растет!
     Ремонтопригодность многих наших образцов ВВТ значительно проигрывает аналогичным показателям вооружения и военной техники армий наиболее развитых государств. На крайне низком уровне находятся системы встроенного контроля и диагностики различных систем, что не позволяет своевременно обнаруживать и устранять отказы, реализовывать режим эксплуатации по техсостоянию.
     Если к этому добавить не всегда умелую эксплуатацию вооружения, что обусловлено высокой текучестью и слабой подготовкой кадров, то становится очевидным: масштаб бедствия огромен.

     - Но есть и положительная статистика: из года в год снижается число рекламаций, поступающих из войск. Чем это можно объяснить?

     - Действительно, рекламаций, приходящихся на 1 млрд. рублей гособоронзаказа в части серийных поставок, становится меньше. Но это слабое утешение, поскольку такие рекламации относятся к достаточно малому количеству поставляемых оборонпромом ВВТ.
     Сегодняшние объемы серийных поставок ВВТ не идут ни в какое сравнение с теми, которые были до 1990-х годов, поэтому и количество рекламаций, приходящихся на один поставленный образец, остается более чем значительным. Вот почему проблема формирования современной системы обеспечения качества оборонной продукции вышла на общероссийский уровень и получила широкий отклик от всех участников на прошедшей конференции.



































     - Извечные русские вопросы: кто виноват и что делать?

     - Отвечу вопросом на вопрос: кто виноват в утрате научных школ, вымывании конструкторских кадров «оборонки», развале кооперации, отсутствии необходимой элементной базы и т.д. и т.п.? Этот вопрос, что называется, из разряда риторических. Но есть основная причина, в результате которой хромает качество ВВТ. Она в неспособности старого механизма обеспечения качества эффективно функционировать в новых экономических условиях.
     Здесь есть факторы как объективного, так и субъективного характера. К первым можно отнести значительное сокращение численности ВС РФ и как следствие - потребностей в ВВТ, резкое (на порядок) снижение возможностей государства в финансировании нужд армии и флота, несоответствие действующего нормативно-правового поля новым рыночным условиям хозяйствования, постоянное трансформирование системы управления ОПК и системы заказов и другие. Ко вторым - иждивенческие настроения в «оборонке», неспособность перенимать адекватные рыночным отношениям формы и методы обеспечения качества, устаревание научно-технологической и производственной баз ОПК, потеря квалифицированных кадров и т.д. Если объективно действующие факторы трудно корректировать, то субъективные можно и нужно динамично изменять, переходя на интенсивные пути обеспечения качества ВВТ.
     И еще одно наблюдение. Необходимость удержания своих сегментов рынка как военной, так и гражданской продукции заставила многие предприятия «оборонки» внедрять свои способы повышения конкурентоспособности продукции. Это позволяет говорить о зарождении новой системы качества, соответствующей существующим реалиям.

     - Говорят, на Бога надейся (в данном случае – на рынок), а сам не плошай. Что делает военное ведомство в этом направлении?

     - Мы не сидим сложа руки. Минобороны как государственный заказчик настойчиво овладевает экономическими методами управления качеством продукции. Во главу угла ставится дальнейшее совершенствование контрактно-конкурсной системы размещения оборонных заказов. Благодаря ее внедрению в жизнь появились реальные механизмы воздействия на качество продукции военного назначения как со стороны государственного заказчика - Министерства обороны, так и организаций промышленности. Кроме того, ускоренными темпами идет создание системы единого заказчика, внедрен в практику работы программно-целевой метод планирования развития ВВТ, спланированы и финансируются Минобороны РФ работы по стандартизации и унификации вооружения, информационному обеспечению на основе внедрения CALS-технологий каталогизации вооружения и военной техники и другое. Все это реальные инструменты повышения качества оборонной продукции.
     Большие надежды мы связываем с комплексной целевой программой (КЦП) «Качество», разработанной в рамках Государственной программы вооружения. Главная задача КЦП – отработка практического внедрения перспективных технологий, современных технических средств, передовых форм и методов обеспечения контроля качества на всех стадиях жизненного цикла ВВТ.

     - Как известно, проблемы в области военной стандартизации и каталогизации не менее болевые…

     - Дело в том, что в сложной, высокоинтеллектуальной военной и специальной технике используются сотни тысяч наименований комплектующих, сделанных из различных веществ и материалов. Все это невозможно совместить без установления жестких требований к их характеристикам, унификации и взаимозаменяемости. Контроль и оценка соответствия их параметров заданным требованиям также невозможны без создания и постоянной актуализации целостной системы стандартизации военной продукции, являющейся специфическим товаром.
     Трудно переоценить в этом деле унификацию вооружения и военной техники, предназначенную для сдерживания роста номенклатуры изделий при создании ВВТ. Это достигается за счет меж- и внутрипроектной унификации, разработки ограничительных перечней составных частей и комплектующих изделий межотраслевого (межвидового) применения, параметрических и типоразмерных рядов и так далее.

     - Какова роль современных компьютерных технологий для повышения качества ВВТ?

     - В их основе лежит создание и использование полных электронных конструктивных и функциональных моделей ВВТ. Все эксплуатационные свойства изделия - ремонтопригодность, надежность, экономичность - уже заложены на этапе проектирования и производства. Для сложных наукоемких изделий машиностроения, например, около 25 проц. затрат на жизненный цикл приходятся на стадию проектирования и производства, а остальные 75 - на стадию эксплуатации и капитального ремонта. По оценкам специалистов, более половины (!) имеющихся дефектов готовой машиностроительной продукции вызваны ошибками в конструкторских решениях, третья часть - недостатками технологии изготовления, и только 5—15 проц. возникают по вине эксплуатирующей стороны.
     Применение САLS-технологий дает ощутимый технический и экономический эффект, связанный с ускорением вывода на рынок новых изделий, повышением их конкурентоспособности, снижением стоимости жизненного цикла и т.д.
     По зарубежным источникам, эффективность внедрения САLS в промышленности США привело к сокращению: затрат на проектирование - от 10 до 30 проц., времени разработки и вывода новых изделий на рынок - от 25 до 75 проц., доли брака и объема конструктивных изменений - от 25 до 75 проц., затрат на подготовку техдокументации - до 40 проц.
     И мы не стоим в стороне от этой работы. На уровне Правительства РФ утверждены и реализуются основные межведомственные программы в данной области. Безбумажная технология проектирования, стандарты обмена данными, полные электронные модели изделий, логистическая поддержка всего жизненного цикла – это и многое другое, несомненно, имеют непреходящее значение в повышении качества ВВТ.

     - Камнем преткновения зачастую называют слабую элементную базу в отечественных разработках ВВТ. Как говорится, доколе?

     - Действительно, без современной элементной базы невозможно вести речь о создании вооружения новых поколений, тем более, например, самолета 5-го поколения. Коль скоро речь зашла об этой проблеме, я не стал бы сгущать краски. Что сегодня в нашем активе? Это мини-фабрика по производству СБИС, в том числе и радиационно стойких, с проектной нормой 0,5 мкм. Это порядка 20 СБИС микропроцессоров с тактовой частотой 120 МГц, системных и интерфейсных контролеров, более 20 процессорных и периферийных электронных модулей на основе разработанных СБИС. Это операционная система реального времени и ряд ЭВМ серии «Багет» с производительностью до 1 млрд. операций в секунду для применения в составе комплексов вооружения, функционирующих в масштабе реального времени.
     В ближайшей перспективе проектные нормы возрастут до 0,35-0,25 мкм, увеличится тактовая частота до 500-600 МГц. Производительность ЭВМ серии «Багет» достигнет 1-3 млрд. оп. в сек. для малогабаритных встроенных ЭВМ, до 50 млрд. оп. в сек. - для многопроцессорных систем, до 150-200 флопс - для систем обработки сигналов. Также будут освоены технологии проектирования СБИС типа «система на кристалле» и сборка многокристальных модулей и т.д.

     - Выше мы говорили о военных представительствах. Будут ли они реформированы в контексте рассматриваемых нами проблем?

     - Существующая ныне система мониторинга технического состояния ВВТ не охватывает военные представительства, которые осуществляют контроль качества продукции, поставляемой оборонными предприятиями. Более того, данные о рекламациях, аккумулируемые в органах управления военными представительствами, пока еще недостаточно используются при формировании программ и планов развития системы вооружения. Это касается и контрактно-конкурсного механизма размещения оборонных заказов.
     Преобразования, осуществляемые в настоящее время в системе заказов ВВТ, должны устранить этот недостаток. Тем более что в соответствии с директивой министра обороны РФ об организационных мероприятиях, проводимых в органах военного управления ВС РФ в 2004 - 2005 годах, в настоящее время формируется управление военных представительств Минобороны РФ с упразднением служб и отделов контроля и кадров военных представительств видов и родов войск.
     То, что это управление включено в систему планирования органов единого заказа вооружения, позволяет сформировать так называемую обратную связь с предприятиями и организациями ОПК для управления качеством оборонной продукции.

     - Перефразируя известное булгаковское выражение, можно сказать, что у качества не бывает «второй свежести». Что еще предстоит сделать для повышения качества ВВТ?

     - Многие научно-технические достижения уже сегодня находят свое воплощение в создании перспективных высокотехнологичных образцов вооружения и оснащения ими войск. Назову только некоторые цифры, подтверждающие динамику движения. Так, в 2001 году было принято на вооружение 117 образцов (боевая машина огнеметчика БМО-Т и БМО-1, корабельные навигационные РЛС «Иртыш» и др.), в 2002 году – 101 образец (корабельный ракетный комплекс «Оникс» и др.), в 2003 году – 231 образец (разведывательно-ударный комплекс «Бал», 125-мм самоходная пушка «Спрут»-С, -Д, и др.), в 2004 году – 120 образцов (станции спутниковой связи, корабельный комплекс связи, ряд РЛС, комплекты боевой экипировки бойца и др.).
     В 2005 году основные усилия будут сосредоточены на завершении цикла работ по созданию перспективных образцов ВВТ нового поколения, которые составят основу системы вооружения до 2030—2050 годов. В этом году ожидается завершить опытно-конструкторские работы примерно по 300 образцам вооружения, в т.ч. по ракетному комплексу «Искандер», бронетранспортеру «Росток», модернизированному авиационному комплексу МиГ-31, подводной лодке проекта 677 «Лада» и многим другим.
     Теперь о первоочередных мерах по повышению качества оборонной продукции, поставляемой по гособоронзаказу. Мы многое связываем с завершением создания органов единого заказчика и необходимых условий для его функционирования. Министерство обороны должно стать полноправным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области технического регулирования в отношении оборонной продукции, ее производства, эксплуатации, реализации и утилизации.
     Кроме того, военное ведомство готово взять на себя руководство государственным метрологическим контролем и надзором за обеспечением единства измерений в сфере оборонной продукции. Предстоит разработать и ввести новую категорию нормативных документов по стандартизации оборонной продукции. На повестке дня - создание национального органа по стандартизации военной продукции, дальнейшее повышение эффективности контрактно-конкурсного механизма размещения оборонных заказов и многое другое.
     У нас есть четкая программа действий, которая будет последовательно проводиться в жизнь. Однако проблемы повышения качества оборонной продукции затрагивают не только Министерство обороны РФ, но и другие федеральные органы исполнительной власти, предприятия ОПК, законодательную власть. Только совместная и согласованная деятельность всех участников процесса создания ВВТ позволит кардинальным образом решить проблему повышения качества оборонной продукции.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex