на главную страницу

25 Марта 2005 года

Армия сегодня

Пятница

Его призвание - завод

Александр БОГАТЫРЕВ.



     Таких специалистов, как Анатолий Михайлович, сегодня уж не сыскать. В этом году «стукнет» 20 лет, как полковник Ильдеряков тянет незавидную, особенно в наши проблемные времена, лямку начальника автомобильного ремонтного завода. Сначала 25-го, что в дальневосточном Уссурийске. А с 1997 года – 101-го Центрального автомобильного ремонтного завода, того, который в горячие дни войны создавался для ремонта легендарных «катюш», техники гвардейских минометных частей Западного фронта.
     Так вышло, что с заводским ремонтом автомобилей связана почти вся военная жизнь Анатолия Михайловича. Хотя начиналась карьера, конечно, в войсках. Два года после выпуска из Уссурийского военного автомобильного училища командовал учебным подразделением. Уже лейтенантом поступил в Военную академию тыла и транспорта, что и по нашим-то временам редкость. На курсе из 185 слушателей «вундеркиндов» с двумя звездочками на погонах было лишь трое.
     После академии старший лейтенант Ильдеряков сам попросился в Дальневосточный военный округ. Так молодой офицер занял не по годам солидную должность начальника технического отдела 19-го автомобильного ремонтного завода в Амурской области. А через каких-то полтора года – главного инженера. В 1980-м в этом же качестве Анатолий Михайлович пришел на 25-й автомобильный ремонтный завод, в котором позднее и началась его начальственная двадцатилетка.
     В Москву на 101-й завод полковника Ильдерякова назначили в 1997-м, в момент, когда предприятие фактически стояло на краю пропасти. Гособоронзаказ был до неприличия скромен и к тому же явно тяготел к ракетно-ядерной составляющей. Завод, специализирующийся в первую очередь на производстве подвижных ремонтных средств (ПРС) войскового звена, оказался почти не у дел. Жизнь кое-как поддерживали лишь заказы по второму профилю завода – капитальному ремонту автомобилей «Волга», двигателей и агрегатов к ним. Впрочем, заработанного не хватало даже на оплату коммунальных услуг. Поэтому и начальники на этом предприятии в 1990-е менялись каждые два-три года.
     Практик Ильдеряков за дело взялся творчески. Завод начал активно искать заказы на стороне. И находил. Удалось заработать, например, делая мастерские и вахтовые машины для перевозки людей для Мосводоканала. Не бесплодны были и напряженные поиски заказов на ремонт «Волг». Всемерную поддержку заводу и всем подобным предприятиям оказывали тогда начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ генерал-полковник Сергей Маев и начальник управления ремонта автомобильной техники ГАБТУ генерал-майор Федор Дикун. Таким вот непривычным для людей военных путем 101-й боролся за право жить в условиях рынка и армейского кризиса. И победил. К 2002 году завод окончательно пришел в себя, пошли заказы на изготовление подвижных ремонтных средств, хватает работы по ремонту «Волг», двигателей и агрегатов. По-прежнему случаются и выгодные сторонние предложения. В прошлом году, к примеру, 101-й делал для Останкино передвижную телестудию, в которой одного оборудования – на 3 миллиона долларов. Сейчас, впрочем, коммерческие проекты отходят на второй план. Гособоронзаказ на 2005 год, как известно, вырос по сравнению с предыдущим ни много ни мало на 50 млрд. рублей. На хозяйстве полковника Ильдерякова это сказалось самым кардинальным образом. Заказ, прежде всего по линии подвижных ремонтных средств, возрос в 3,6 раза. В течение года коллективу предприятия предстоит изготовить и модернизировать около 250 единиц подвижных ремонтных средств, провести капремонт примерно полутысячи «Волг» и четырех с половиной сотен агрегатов к ним. В настоящий момент, например, одна из задач – обеспечить современными подвижными ремонтными средствами миротворческую бригаду, что создана под Самарой в декабре прошлого года на базе отдельного мотострелкового полка общевойсковой армии ПУрВО. В общей сложности необходимо поставить в соединение около 15 единиц такой техники, как МТО-АМ1, МТО-АГ2М1, МРМ-М1 и ПАРМ-1А-М1. В ближайших планах – работа в интересах создаваемых в СКВО горных бригад.
     К слову, изготовление подвижных авторемонтных мастерских ПАРМ-1А-М1 на базе шасси «Урал-43203» первыми в России освоил именно 101-й Центральный автомобильный ремонтный завод. Полковник Ильдеряков за это был удостоен ордена «Знак Почета». По его словам, в ближайшие годы ПАРМ-1А-М1 пойдет во все округа, а значит, максимально расширится и зона ответственности завода. Тем временем предприятие уже готовится к работе над совершенно новым подвижным ремонтным средством – ПАРМ-3А-М1. Будут, несомненно, и другие новые проекты. Ведь 101-й завод плотно сотрудничает с подчиненными ГАБТУ 21-м Центральным научно-исследовательским институтом и 38-м опытным заводом. Именно по их разработкам предприятие модернизирует поступающие из войск подвижные ремонтные средства. Благо, что нынешний начальник Главного автобронетанкового управления генерал-полковник Владислав Полонский, начальник управления ремонта автомобильной техники ГАБТУ генерал-майор Анатолий Артемьев уделяют очень серьезное внимание развитию парка подвижных ремонтных средств в войсковом звене…
     Сегодня на счету Анатолия Михайловича не только тысячи единиц изготовленной, модернизированной, отремонтированной техники. Под его началом стали на ноги и выросли до начальников авторемонтных предприятий уже пять офицеров, трое из которых служат по сей день. 50-й автомобильный ремонтный завод в СКВО возглавляет воспитанник Ильдерякова полковник Александр Назаров. На Дальнем Востоке руководит 18-м заводом полковник Виктор Железных. А полковник Алексей Копеин догнал и уже перегнал учителя. Сейчас он начальник отдела капитального ремонта одного из управлений ГАБТУ.
     Кстати, уйти на повышение в главк Анатолию Михайловичу предлагали еще в начале 1990-х. Полковник Ильдеряков отказался. «Я практик, – скупо объяснил тогдашний свой отказ начальник 101-го центрального автомобильного ремонтного завода, – на предприятии мой опыт полезнее и нужнее».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex