на главную страницу

26 Марта 2005 года

Геополитика

Суббота

Черное золото викингов

Подготовил Владимир СВИРИДОВ, эксперт Института геополитической информации «Энергия».



     
Для нынешнего и будущего поколений

     И все же главное, что дала нефть всем норвежцам, – развитие страны по пути создания государства всеобщего благоденствия. В 2003 году, согласно рейтингу Программы развития Организации Объединенных Наций (UNDP), Норвегия третий раз подряд заняла по этому показателю первое место. Так, средняя продолжительность жизни в Норвегии составляет 78,7 лет (данные на 2001 год), в то время как уровень смертности среди новорожденных очень невелик. Процент грамотных людей в стране фактически составляет 100 процентов, практически все граждане получили среднее образование. В Норвегии невозможно встретить нищих людей, да и количество относительно бедных людей очень мало.
     В соответствии с идеей государства всеобщего благоденствия в Норвегии внедрена система универсального государственного медицинского обслуживания, которая финансируется налогоплательщиками, а также система национального всеобщего страхования, которая распространяется на всех граждан Норвегии и на лиц, постоянно проживающих в стране. Эта система предоставляет право на широкий спектр социальных льгот. Размеры выплат на зарплаты и побочные, социальные выплаты в Норвегии самые высокие в мире. По сравнению с другими странами средняя продолжительность рабочего времени в Норвегии самая короткая. Семьи получают пособия в размере 1.620 долларов в год на каждого ребенка моложе 17 лет. Каждые 10 лет все трудящиеся имеют право на годовой отпуск с сохранением полной заработной платы для обучения в целях повышения квалификации.
     По уровню жизни Норвегия давно уже обогнала не только Швецию – она прочно занимает лидирующие позиции среди наиболее развитых промышленных стран мира. Важно также подчеркнуть, что за счет продуманной социальной политики не произошло радикального социального расслоения в обществе. Нефть фактически не повлияла на норвежский менталитет, норвежцы остались такой же трудолюбивой и невосприимчивой к излишней роскоши нацией.
     Заботясь о ныне живущих норвежцах, государство подумало и о будущих поколениях. Для этого в 1990 году создан специальный нефтяной фонд, в котором аккумулируются доходы от освоения континентального шельфа, полученные государством как в процессе продажи нефти, находящейся в его собственности, так и за счет налогов. Задача фонда состоит в том, чтобы в будущем, когда доходы от нефтяной деятельности будут падать, как можно лучше сохранить ту систему социального обеспечения и общественного благосостояния, к которым привыкли норвежцы. Кроме того, он решает задачу избежать «перегрева» национальной экономики. Ведь если пустить все доходы, полученные от нефти, в норвежскую экономику, то она перегорела бы и росла бы неуклонно инфляция. Другими словами, и в отношении фонда мы еще раз сталкиваемся с одним из основополагающих принципов нефтяной политики Норвегии – принципом перераспределения народного достояния на все слои населения.
     Жесткого правила, по которому определяется размер отчислений в фонд, не существует. Сумма утверждается отдельно парламентом страны в рамках общего бюджетного процесса. Схема выглядит следующим образом. Сначала все доходы, в том числе от продажи нефти, поступают в бюджет, затем власти, в зависимости от ситуации, решают: переводить или нет деньги на счета фонда. Первые переводы из бюджета в фонд были сделаны в 1996 году, а сейчас его величина составляет больше 100 млрд. долларов, а это означает, что на каждого из 4,3 миллиона жителей страны приходится почти по 24 тыс. долларов.
     Средства фонда вкладываются в государственные ценные бумаги развитых зарубежных стран, таких как США, Германия, Швеция и другие. И в акции наиболее перспективных промышленных и финансовых коммерческих структур, таких как «Майкрософт», «Мицуи», «Дрезднер банк» и других корпораций. При этом с целью сокращения возможных потерь от изменения курсов валют или финансовых катаклизмов на определенных рынках иностранные инвестиции фонда распределены следующим образом: 40–60 процентов всех вложений направляются в Европу, 20–40 – в США, 10–30 процентов – в Азию и Океанию. По итогам, например, 2000 года дивиденды по этим ценным бумагам и проценты по вкладам превысили 3 млрд. долларов, из которых в норвежский бюджет попало лишь около миллиарда. В основном он пошел на дополнительное финансирование образования, здравоохранения и научно-исследовательскую деятельность. Заимствование больших сумм допускается лишь в крайнем случае. Правительство может взять и потратить деньги только в экстраординарных случаях, вроде резкого роста безработицы, обесценивания национальной валюты либо необходимости единовременно повысить пенсии из-за высокой инфляции. Однако на то требуется решение парламента.
     
На благо мира

     Опыт Норвегии еще раз свидетельствует об успехе функционирования рыночного социально ориентированного хозяйства при активной регулирующей роли государства. Более того, эта система позволила стране фиордов занять одно из ведущих мест в геополитике. Норвегия является как производителем, так и достаточно крупным потребителем энергоресурсов, поэтому имеет много общих интересов со странами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Она – член Международного агентства по энергетике и Мирового энергетического форума, первым генеральным секретарем которого был избран норвежец Арне Волтер. Богатство Норвегии позволяет ей принимать активное участие в оказании финансовой помощи слаборазвитым странам Африки и Азии. Она приняла активное участие в процессе арабо-израильского урегулирования и других миротворческих операциях, что также требует от нее значительных расходов. Кроме того, как участник нефтяного рынка Норвегия встала на путь сотрудничества с ОПЕК с целью удержания цен на выгодном для стран-производителей уровне. При этом она не спешит вступать в данную организацию, поскольку посредничество между странами-экспортерами и ведущими промышленными странами ОЭСР, которые являются потребителями нефти, также дает Норвегии определенные преимущества на внешнеполитической арене.
     Как известно, норвежцы проголосовали против членства в Евросоюзе. Многие обозреватели считают, что, поставив себя вне ЕС, Норвегии удалось сохранить собственное лицо и способность действовать на международной арене, исходя из национальных интересов, без оглядки на европейских партнеров. В то же время Норвегия, будучи членом Европейского экономического пространства, выполняет директивы ЕС, касающиеся не только торговли и товарообмена, но и регулирующие вопросы условий труда, социальной защищенности, производства ряда товаров и предоставления услуг. Тем более что свыше 50 процентов норвежского экспорта приходится на страны – члены ЕС, что свидетельствует о прямой зависимости и соответственно заинтересованности Норвегии в развитии отношений с ними. Ведь объединенными усилиями легче повлиять на тенденцию развития цен и создать благоприятные условия для экспорта энергоносителей.
     Исходя из того же принципа открытости к иностранному участию в работах на континентальном шельфе, Осло поощряет свои крупные нефтяные компании к участию в проектах за границей. Подобные проекты также ведут к получению дополнительной практики и опыта, к диверсификации рисков и создают альтернативную базу деятельности на период после истощения внутренней ресурсной базы, что рано или поздно неизбежно. Наиболее важными странами для получения концессий считаются Ангола, Казахстан, где «Статойл» работает в паре со своим давним стратегическим партнером «Бритиш Петролеум», и Венесуэла.

     Нефтяная политика Норвегии базируется на открытости и создании благоприятных условий для иностранных и норвежских компаний и, с другой стороны, на контроле и сохранении национальных интересов… В соответствии с нашей общей политикой открытости для иностранных инвесторов в нефтяном секторе мы приветствовали бы проявление интереса со стороны российских компаний к участию в нефтегазодобывающей деятельности в нашей стране.
     
Посол Норвегии в РФ Ойвинд НОРДСЛЕТТЕН, 2004 год.

     
Как добрые соседи

     Самые широкие перспективы имеет и российско-норвежское сотрудничество в области развития нефтегазового сектора двух стран, являющихся и партнерами с общими интересами, и, в некоторой степени, конкурентами. Нет необходимости особо подчеркивать, что и для российских, и норвежских нефти и газа достаточно места на европейских и мировых рынках. Москва и Осло в организации взаимодействия по проведению нефтегазовой политики уже добились определенных успехов. Так, между соответствующими структурами, занимающимися вопросами топливно-энергетического комплекса, установлен весьма плодотворный и тесный контакт – регулярно происходит обмен визитами на уровне министров, должностных лиц и экспертов, заключены специальные договоры о сотрудничестве. Во время визита Президента РФ Владимира Путина в Норвегию в ноябре 2002 года была создана рабочая группа по вопросам сотрудничества в области энергетики. Первые ее заседания уже состоялись, и на них обговорен вопрос о создании подгрупп по разным профилям, например таким, как перспективы развития рынка и технологий. Разработан объемный план дальнейших действий.
     Для России, перед которой стоит задача освоения своего континентального шельфа с его колоссальным углеводородным потенциалом, актуальное значение имеет норвежский опыт разработки шельфовых месторождений Северного моря. В частности, российским компаниям, которым предстоит освоение уникального Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря, может быть интересен опыт норвежцев в области применения автоматизированных систем добычи природного газа и транспортировки сырья, а также мероприятий по экологической безопасности и сохранению рыбных запасов.
     Впрочем, у российских нефтяников также есть немалый опыт в сфере освоения шельфовых месторождений. Это компания «ЛУКОЙЛ», которая работает с применением новейших технологических разработок на шельфе Каспийского моря, а также на шельфе Балтийского моря (Калининградская область). Не секрет, что в ходе подготовки и реализации калининградского проекта D-6 российские нефтяники испытывали очень жесткое давление со стороны Евросоюза, имевшее под собой не столько экологическую, сколько политическую и экономическую подоплеку. Поэтому, чтобы исключить формальные поводы для претензий, «ЛУКОЙЛ» предпринял беспрецедентные меры по обеспечению экологической безопасности, продемонстрировав: российская компания способна без ущерба для окружающей среды построить современную инфраструктуру для морской добычи нефти.
     Опыт российских нефтяников из компании «ЛУКОЙЛ» по соблюдению требований экологической безопасности объективно устраняет все опасения, существующие в Норвегии по поводу освоения российского шельфа Баренцева моря и планов строительства крупного терминала в Мурманске для экспорта нефти на американский рынок.
     Одним из направлений в расширении двухстороннего сотрудничества является сближение российских и норвежских законов и правил по освоению нефтегазовых ресурсов. Кстати, в настоящее время в российском правительстве рассматривается проект федерального закона «О недрах». Видимо, при подготовке окончательного варианта законопроекта неплохо было бы учесть норвежский опыт рачительного подхода к использованию углеводородного сырья в интересах всего общества и улучшения системы социального обеспечения.
     Существует и ряд серьезных проблем, например разграничения континентального шельфа и экономических зон в Баренцевом море, которые несколько сдерживают поступательное развитие российско-норвежского сотрудничества в освоении углеводородных ресурсов. Сейчас ведутся активные переговоры по их разрешению. При этом и Москва, и Осло высказывают взаимную заинтересованность в объединении усилий двух стран в разработке нефтегазовых месторождений, особенно в арктических регионах.
     

Сотни лет назад викинги, одетые в звериные шкуры и вооруженные тяжелыми длинными мечами, на крепко сколоченных ладьях в поисках легкой добычи наводили ледяной ужас на всю Европу. А сегодня их потомки, умело распоряжаясь доставшимся от природы богатством, снабжают европейские и другие страны нефтью и газом, не только неся им тепло и возможность развиваться на благо своих народов, но и неуклонно повышая уровень своей жизни, а также авторитет государства на международной арене.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex