на главную страницу

30 Марта 2005 года

Военный космос

Среда

Реальный фактор сдерживаня

Александр ДОЛИНИН, Александр БОГАТЫРЕВ.



По традиции 31 марта страна и армия празднуют День войск ракетно-космической обороны. За четыре с лишним десятилетия существования они претерпели немало различных реорганизаций и сегодня решают свои задачи особой важности в качестве отдельной армии РКО Космических войск. Об истории, буднях и перспективах ракетно-космической обороны России рассказывает командующий объединением генерал-лейтенант Сергей КУРУШКИН.

     – Сергей Михайлович, что представляет собой подчиненное вам объединение, какие задачи решает сегодня?

     – В состав объединения входят технические средства трех увязанных между собой единой логикой и алгоритмами автоматической работы систем: предупреждения о ракетном нападении (ПРН), противоракетной обороны (ПРО), контроля космического пространства (ККП) и соответствующие воинские формирования, организационно сведенные в соединения и воинские части. Объединение решает три основные задачи. Во-первых, мы отвечаем за обеспечение высшего руководства страны и всех звеньев управления Вооруженными Силами полными, своевременными и достоверными данными о текущем состоянии ракетной и космической обстановки во всем приземном пространстве и особенно о ее изменениях, несущих угрозу безопасности страны. Отмечу, что точное знание опасности ракетно-космической обстановки обеспечивает возможность осознанного выбора ответной реакции, соразмерной степени угрозы, вплоть до ответно-встречного удара всей мощью стратегических ядерных сил, что является мощнейшим фактором сдерживания от применения ракетных и космических средств нападения любого их обладателя, дорожащего своим существованием.
     Вторая наша задача – уменьшение последствий состоявшегося ракетного нападения путем уничтожения атакующих баллистических ракет на траекториях их полета. Даже при наличии ограниченной системы ПРО расширяется спектр возможных реакций на ракетные и космические угрозы (в том числе провокационные и террористические ракетные удары), так как существенно снижается вероятность потери управления страной и Вооруженными Силами при упреждающем ударе по центрам управления. А это в свою очередь позволяет обоснованно воздержаться до крайней необходимости от полномасштабных ответных действий стратегических ядерных сил.
     И третье - обеспечение суверенных прав на беспрепятственное ведение законной космической деятельности и парирование угроз нарушения международного космического права.
     По сути, объединение является инструментом поддержания стратегической стабильности и обеспечения мира. На современном этапе, когда нет материальных, интеллектуальных и производственных возможностей создания полномасштабных систем противоракетной и противокосмической обороны, способных эффективно и достаточно полно поражать СВКН, исключительно важна роль своевременного получения необходимой и достоверной информации для принятия решения об ответном или даже ответно-встречном ракетно-ядерном ударе.
     Понимание потенциальным агрессором гарантированной возможности принятия военно-политическим руководством России такого решения – самый реальный фактор сдерживания агрессии.
     С учетом особой важности стоящих задач, технологической насыщенности, повышенных требований к интеллектуальному уровню личного состава войска РКО с первых шагов своего существования более чем наполовину состояли из офицеров. И сейчас основу личного состава объединения составляют элитные военные кадры – инженеры-электронщики, высококлассные технические специалисты.
     Как объединение РКО наше хозяйство сравнительно молодо – оно было создано 1 октября 1998 года, интегрировав армию предупреждения о ракетном нападении и соединения ПРО и ПКО. С 1 июня 2001 года объединение выполняет боевую задачу в составе Космических войск.

     – А с чего все начиналось? Как зарождались и становились на ноги войска ракетно-космической обороны?

     – История войск РКО началась немногим более полувека назад, в самом начале «холодной войны». И зарождение, и становление, и развитие как каждой системы, так и РКО в целом закономерно вытекали из военно-политической обстановки и были по сути ответом на вызов. А этапы определялись изменениями этой обстановки, уровнем развития науки и техники в стране, ее экономическими возможностями и в немалой степени уровнем ответственности и профессионализма высшего военно-политического руководства.
     Исторически первой по времени проблемой, с решения которой началось создание РКО в ее современном понимании, стала необходимость строительства противоракетной обороны. Не вдаваясь в подробности, скажу, что к началу 50-х годов необходимость создания системы ПРО наиболее важных стратегических объектов в связи с угрозой внезапного ракетно-ядерного удара вероятного противника по важнейшим административно-политическим, военным, промышленным объектам стала очевидной. Это понимание воплотилось в ряд важных решений на высшем государственном уровне, которые предопределили развертывание гигантской по размаху, высочайшей по интеллектуальному уровню и невиданной по темпам работы многотысячных коллективов ученых, инженеров, техников, рабочих десятков оборонных предприятий и военных строителей.
     Первый блестящий успех пришел 4 марта 1961 года, когда впервые в мире противоракетной системой «А» генерального конструктора Г.В. Кисунько, противоракетой, разработанной под руководством академика П.Д. Грушина, была уничтожена в полете головная часть баллистической ракеты. США смогли осуществить нечто подобное только 23 года спустя. 9 июня 1970 года штатный боевой расчет подмосковной ПРО А-35 впервые выполнил боевую задачу уничтожения боеголовки БР в режиме дежурства. В 1978 году противоракетная система А-35 была поставлена на боевое дежурство.
     Начало разработки и создания СПРН относится к первой половине 60-х годов. Основой этой системы стали радиолокационные станции (РЛС) надгоризонтного обнаружения, разработанные Научно-исследовательским радиотехническим институтом Академии наук СССР под руководством академика А.Л. Минца. Первая очередь будущей СПРН в составе узлов в Заполярье и Латвии и командного пункта в Подмосковье заступила на боевое дежурство в феврале 1971 года. В последующем шло непрерывное наращивание средств, создание полномасштабной комплексной СПРН с включением в ее состав космических и загоризонтных средств обнаружения старта баллистических ракет. Очень важным этапом было формирование в 1977 г. уникального оперативно-стратегического объединения – отдельной армии особого назначения (предупреждения о ракетном нападении).
     К этому же периоду относится и зарождение СККП, решение о создании которой принято в ноябре 1962 года. Основой ее первоначально также были РЛС надгоризонтной локации, РЛС дальнего обнаружения ПРО и пункты оптического наблюдения. С 1965 года в подмосковном Ногинске началось строительство центра ККП, первая очередь которого в 1970 году поставлена на боевое дежурство. Вывод новых космических аппаратов систем военного назначения США на орбиты с высотой 20.000-40.000 км потребовал создания новых средств по их обнаружению. Были начаты работы по созданию специализированных комплексов ККП, а именно: радиолокационных, оптико-электронных и лазерных, способных обнаруживать и сопровождать космические аппараты на высоте до 40.000 км. Данные работы были в последующем успешно реализованы в виде комплексов «Крона» и «Окно».
     Одновременно с созданием технических средств осуществлялось военное строительство – формирование воинских частей и соединений, обучение личного состава и боевое слаживание воинских коллективов. И здесь уместно с благодарностью вспомнить имена первопроходцев, генералов и офицеров И.Е. Барышпольца, М.М. Коломийца, В.К. Стрельникова, Н.Н. Ефимова, Н.Г. Завалия, В.А. Едемского, И.Д. Аркадьева, С.А. Сандрыгайло, Н.А. Прасолова, И.Р. Орла, Д.И. Баштана, Н.И. Родионова, Ю.В. Соколова, В.П. Гловацкого, И.Ю. Юхневича, Г.Д. Мостового и многих других.
     В 1967 году части и соединения были объединены в войска ПРО и ПКО в составе Войск ПВО страны. Первым командующим родом войск стал генерал-полковник Ю.В. Вотинцев, внесший поистине неоценимый вклад в их создание, совершенствование и развитие и чьи заслуги высоко оценены присвоением ему звания Героя Социалистического Труда.

     – Четыре года назад 24 марта 2001 года был подписан Указ Президента РФ о создании Космических войск, в состав которых вошло в том числе и подчиненное вам объединение. Насколько возросла за эти годы эффективность системы ракетно-космической обороны?

     – За эти годы принята и реализуется государственная Программа, направленная на поддержание боевой готовности и продление технического ресурса существующих РЛС системы ПРН – «Днепр», «Дарьял» и «Волга». Основу этой долгосрочной, рассчитанной до 2010 года, программы составляют проведение комплекса мероприятий по замене аппаратуры и оборудования станций, выслуживших свой гарантийный срок, а также морально и физически устаревших, на более новые, созданные с учетом последних достижений и разработок отечественной науки и техники, обеспечивающих не только требуемый технический уровень боевой готовности, но и значительное сокращение расходов на их эксплуатацию. Проводимая ныне модернизация многофункциональной РЛС «Дон» системы ПРО, рассчитанная на период до 2009 года, позволит в 2 раза повысить ее тактико-технические характеристики и в 2 - 3 раза снизить эксплуатационные расходы.
     Что касается модернизации средств системы ККП, то в перспективе планируется доведение комплекса оптико-электронной разведки «Окно» до полного состава и проведение поэтапной модернизации аппаратуры.

     – С какими результатами подчиненные вам соединения и части завершили 2004 учебный год?

     – Прошедший год в целом был одновременно и сложным и радостным для нас. Задачи поддержания боевой готовности, организации боевого дежурства, воспитания и обучения личного состава, тылового обеспечения приходилось решать в непростых условиях сегодняшней действительности. Главная задача, поставленная на 2004 учебный год министром обороны и командующим Космическими войсками по поддержанию боевой и мобилизационной готовности войск армии, выполнена. Это подтверждают все проверки, которым подвергались в течение года объединение, подчиненные соединения и части. В прошлом году дежурными средствами армии обнаружено 11 пусков баллистических ракет и 5 запусков космических аппаратов. В марте поставлены на боевое дежурство средства комплекса «Окно», проделана большая работа по подготовке к заступлению на опытно-боевое дежурство комплекса «Крона». Принят в состав армии перебазируемый комплекс «Момент». Сейчас ведется работа по его подготовке к заступлению на боевое дежурство. Это заслуга каждого военнослужащего армии, а среди тех, кого мне хотелось бы особенно отметить, – личный состав соединений и частей, которыми командуют полковники И. Протопопов, В. Рубаник, С. Старостин, В. Галковский, С. Чистяков, Р. Мингариев.

     – В одном из интервью «Красной звезде» командующий Космическими войсками генерал-полковник Владимир Поповкин упомянул о том, что в ближайшее время на вооружение объединения начнут поступать радиолокационные станции высокой заводской готовности. Что представляют собой РЛС ВЗГ и в чем их преимущества по сравнению с их предшественниками?

     – Радиолокационные станции высокой заводской готовности – это уникальные по сути средства надгоризонтной радиолокации системы ПРН, разработанные с учетом самых последних достижений отечественной и мировой науки и техники. Конструктивно они состоят из собранных на заводах и уже полностью готовых к работе модулей (радиоэлектронных комплексов), которые необходимо только привезти на заранее подготовленное место, установить, подключить к системе энергоснабжения, проверить, и можно приступать к выполнению задач дежурства. Главное отличие РЛС ВЗГ от развернутых в настоящее время РЛС «Днепр» и «Дарьял», составляющих основу надгоризонтной составляющей системы ПРН, – малое время развертывания станции на объекте, высокая степень функциональной завершенности и надежности всех без исключения радиоэлектронных комплексов, ограниченная номенклатура запасных частей, а также высокая степень интеграции всей аппаратуры, основанная на применении современной элементной базы, автономность и значительное сокращение расходов, связанных с затратами на эксплуатацию как всей станции в целом, так и отдельных ее составляющих.
     Все это приведет, с одной стороны, к повышению боевой объединения РКО, достоверности получаемой информации, надежности функционирования новых средств, снижению затрат на их эксплуатацию и техническое обслуживание, сокращению числа военнослужащих, занятых в процессе выполнения задач боевого дежурства и техническим обслуживанием данного типа станций. Но, с другой стороны, предъявляет дополнительные, более жесткие требования к уровню их технической и специальной подготовки.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex