на главную страницу

2 Апреля 2005 года

Черное золото

Суббота

«Черное золото» России



На протяжении последних полутора столетий мировая история неразрывно связана с нефтью. Обладание «черным золотом» дает необходимый ресурс для развития национальных экономик и укрепления военного потенциала государства. Эту роль нефть сохраняет и сегодня, в начале XXI столетия. Ни для кого не секрет, что экономическая ситуация в Российской Федерации, ее обороноспособность во многом зависят от положения в отечественной нефтяной промышленности. Редакция обратилась к вице-президенту крупнейшей российской нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Леониду ФЕДУНУ с просьбой рассказать о роли нефти в мировой политике и перспективах развития нефтяной отрасли России.

     

     
Наша справка


     Леонид Арнольдович Федун родился 5 апреля 1956 года в Киеве. Полковник запаса. Окончил Ростовское высшее военное училище Ракетных войск стратегического назначения в 1977 году, проходил службу в тех же войсках. После успешного окончания адъюнктуры при Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского остался служить в академии преподавателем. Кандидат философских наук. В 1993 году окончил Высшую школу приватизации и предпринимательства (по специальности «социология», «работа с ценными бумагами»). В 1993—1994 годах занимал должность генерального директора АО «ЛУКОЙЛ-Консалтинг». С 1994 года - вице-президент нефтяной компании «ЛУКОЙЛ».
     


     

     Оставим будущим поколениям судить, какую роль играла нефть в мировой истории: являлась она исключительно двигателем прогресса или же была также источником международной нестабильности и военных столкновений… Ясно одно: нефть, образно выражаясь, - это «кровь» современной экономики, без нее невозможно успешное развитие ни одной страны. Россия – не исключение.
     Нашей стране повезло в отношении сырьевых ресурсов. Природа щедро наградила нас огромными запасами нефти. И сегодня очевидно: без правильного использования этого потенциала нам не удастся модернизировать все отрасли национальной экономики, обеспечить России достойное место в международном разделении труда. Без дальнейшего развития нефтяной промышленности будет невозможно существование России как великой державы, по крайней мере, до конца нового столетия.

     
Движитель прогресса


     Считается, что о возможности использовать сочившуюся из недр на поверхность нефть люди догадывались еще в доисторические времена, примерно три тысячи лет до нашей эры. Тогда ее собирали с поверхностей водоемов и использовали в лечебных целях. В VII веке нашей эры на Востоке было изобретено супероружие - «греческий огонь», одним из компонентов которого являлась нефть. Первый нефтяной фонтан в России был получен в 1866 году на нефтяном промысле гвардии полковника Новосильцева в районе реки Кудако, на Кубани. В Америке коммерческая добыча нефти началась в 1859 году, а первой компанией, достаточно быстро превратившейся в мирового монополиста в нефтяной промышленности, стала знаменитая «Standard Oil Companу» (1870 г.) хрестоматийного капиталиста Джона Рокфеллера. Именно с этого времени начали складываться система хозяйственных отношений в нефтяном секторе и мировой рынок торговли нефтью.
     С тех пор нефть и прогресс стремительно и синхронно развивались, уже не имея возможности обойтись друг без друга. Двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, самолет - все эти достижения человечества просто не появились бы без нефтепродуктов.
     Нефть перевернула представления человечества о возможностях прогресса, изменила мировую экономику и, естественно, традиционные взгляды на войну: ее цели, тактику и стратегию. Первая мировая война стала войной людей и машин: нефть и двигатель внутреннего сгорания коренным образом изменили традиционные характеристики военных действий, мобильность и скорость стали во главу угла.
     Еще в 1911 году Уинстон Черчилль пришел к выводу о преимуществе мазута пред углем для заправки кораблей. Британский полковник Эрнест Свинтон, после изучения уже применяемых тогда американскими фермерами тракторов, выдвинул идею бронированного экипажа. 8 августа 1918 года при Амьене лавина из 456 танков прорвала германский фронт - и эта атака означала поражение Германии. Помимо танков свою лепту в разгром Германии внесли и другие «самодвижущиеся экипажи»: грузовики, автомобили, мотоциклы и мопеды, число которых у англичан возросло за годы войны с нескольких штук до десятков тысяч. Воздух также завоевали двигатели внутреннего сгорания.
     Первая мировая война показала, что при решении тактических задач ведения войны необходимо обеспечивать безоговорочное превосходство в «моторах»: танках, самолетах, тягачах, автомобилях, самоходных орудиях, кораблях и лодках. Одной из основных стратегических задач становится обеспечение доступа к нефтяной ресурсной базе, обеспечения необходимых запасов горючего для продолжительных боевых действий и лишения противника доступа к ресурсам.
     Все это со всей очевидностью проявится во Второй мировой войне. Вплоть до войны Германия практически на 100 процентов зависела от импорта нефти: ведь в стране из полезных ископаемых в избытке лишь уголь. Незадолго до войны впервые в истории Германия предприняла значительные усилия, чтобы найти замену нефти. Германские промышленники смогли изготовить эрзац-бензин из каменного угля, который оставался главным топливом рейха на протяжении всей войны.
     Единственным, но непреодолимым недостатком синтетического топлива была его высокая стоимость. Потому одной из целей нападения Германии на СССР была попытка получить доступ к советским месторождениям нефти на Кавказе. Аналогичные цели преследовало наступление нацистов в Африке и на Ближнем Востоке. Африканский экспедиционный корпус Роммеля должен был разбить британские войска в Северной Африке и перекрыть Суэцкий канал, через который британские войска в Средиземноморье снабжались нефтью. Более масштабные планы Германии предусматривали захват ближневосточных месторождений нефти и опять же поход на Баку.
     Как известно, благодаря усилиям Советской Армии и ее союзников гитлеровским планам не суждено было сбыться. Катастрофические масштабы военных поражений Германии зимой 1942-1943 годов дополнились расставанием с надеждами на внешние источники топлива. В мае 1944 года американские бомбардировщики нанесли, наконец, сокрушающие удары по заводам синтетического топлива, а также нефтепромыслам в Румынии. А в конце августа советские войска, освобождая Румынию, окончательно отбили у Германии нефтеразработки. К осени 1944 года немцы могли производить лишь десятую часть от минимально необходимого для люфтваффе топлива.
     Кстати, на другом конце мира, в Тихом океане, война тоже заканчивалась. В ней «нефтяной фактор» сыграл еще большую роль. Япония собственно и напала в 1941 году на Перл-Харбор потому, что ей позарез был нужен выход к нефти южных морей для подпитки своей агрессии в Китае и Индокитае. Но японцы недооценили экономические возможности США, которые, оправившись от шока, восстановили свой флот.

     
Войны мирного времени


     После окончания Второй мировой войны нефть стала главным видом топлива, оттеснив на второй план каменный уголь. Не удивительно, что окрепшие за военные годы и превратившиеся в сверхдержаву Соединенные Штаты Америки с удвоенной силой взялись за завоевание новых источников топлива и с тех пор как любой нормальный капиталист пытаются диктовать с большим или меньшим успехом свои правила игры на нефтяном поле.
     Серьезным игроком на мировом рынке нефти постепенно становится и наша страна. Добыча нефти на Каспии росла и в 1951 году достигла рекордного уровня в 850.000 баррелей в день. Баку оставался крупным промышленным центром, около двух третей советского нефтяного оборудования производилось в этом регионе.
     В это же время советские планирующие органы приступили к развитию разведочных работ в Волго-Уральском регионе, разработка которого началась еще в тридцатые годы. Месторождения в регионе зачастую находились недалеко от транспортной инфраструктуры, и их геология не была особенно сложной. С пятидесятых годов добыча с новых месторождений составляла около 45% от общей добычи Советского Союза.
     Рост добычи позволил Советскому Союзу значительными темпами наращивать экспорт нефти. Москва стремилась максимизировать валютные поступления от экспорта нефти и активно боролась за увеличение своей доли на мировом рынке. В начале 1960-х годов Советский Союз вытеснил Венесуэлу со второго места в мире по добыче нефти. В 1962 году заработал знаменитый нефтепровод «Дружба», ставший прорывом в советском экспорте.
     Выброс больших объемов дешевой советской нефти на рынок вынудил многие западные нефтяные компании снизить цены на нефть, добываемую на Ближнем Востоке. Снижение доходов было одной из причин создания в 1960 году Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) с целью согласования нефтяной политики. Сейчас в ОПЕК входят 11 государств.
     Впервые «нефтяное оружие» было использовано в 1973 году, когда поддержанные Советским Союзом войска Сирии и Египта атаковали Израиль, а его в свою очередь поддержали США. Арабские страны постановили снижать добычу нефти на 5% ежемесячно и к тому же ввели нефтяное эмбарго для США и их союзников. В результате мировые цены выросли почти в четыре раза, настолько же подорожал бензин в США, и для американской автопромышленности настал «момент истины». В 1974 -1975 годах страны Северной Америки и Западной Европы вошли в период тяжелого экономического кризиса, выразившегося в промышленном спаде, массовом разорении и безработице, обнищании среднего класса, социальных волнениях.
     В свою очередь СССР получил колоссальные доходы от продажи нефти (на его долю приходилось 15% мировой добычи), что позволило не только стабилизировать ситуацию в экономике, но и начать масштабные программы военного строительства и поддержки дружественных режимов и движений в Африке, Азии и на Ближнем Востоке. В сжатые сроки СССР смог изменить стратегический баланс сил в мире, осуществить модернизацию наступательных ядерных вооружений, ликвидировав технологический отрыв от США в этой сфере. Колоссальные доходы от экспорта «компенсировали» все более выдыхающуюся советскую экономическую систему, которая к тому времени уже отошла от наметившихся было в середине 60-х «косыгинских» реформ.
     Добыча в Волго-Уральском регионе достигла пика в 4,5 млн. баррелей в день в 1975 году, но позже вновь упала на две трети от этого уровня. Как раз в то время были обнародованы данные об открытии первых крупных месторождений в Западной Сибири. В начале 1960-х годов были разведаны первые запасы этого региона. Главным открытием стало месторождение-супергигант Самотлор (1965 год) с извлекаемыми запасами около 14 млрд. баррелей (2 млрд. тонн).
     Для Западносибирского бассейна характерны сложные природно-климатические условия на огромной территории, простирающейся от зоны вечной мерзлоты в районе Полярного круга до непроходимых торфяных болот на юге. Но, несмотря на трудности, Советский Союз наращивал добычу в регионе с астрономической скоростью. Рост добычи в Западной Сибири предопределил рост добычи в Советском Союзе с 7,6 млн. баррелей (более миллиона тонн) в день в 1971 году до 9,9 млн. баррелей (около 1,4 млн. тонн) в день в 1975 году. К середине 1970-х годов добыча в районе Западной Сибири заполнила разрыв, образовавшийся из-за падения добычи в Волго-Уральском регионе.

     
Упадок советской «нефтянки»


     После достижения феноменальной добычи из месторождений Западносибирского бассейна советская нефтяная промышленность стала проявлять признаки упадка. Западносибирские месторождения были относительно дешевы в разработке и давали существенный выигрыш за счет своих размеров, а советские плановые органы отдавали приоритет максимизации краткосрочной, а не долгосрочной нефтеотдачи. Производственные объединения стремились добыть как можно больше нефти с месторождений, чтобы выполнить план по добыче, при этом не учитывалось влияние последствий разработки на состояние месторождений, бурилось слишком много скважин и закачивалось слишком много воды. К тому же мало кто занимался повышением эффективности инвестиций в разработку и внедрением новых технологий. Проблемы вскоре начали проявляться в падении производительности скважин, низком пластовом давлении и увеличении обводненности. Недра просто «изматывались».
     К середине 1970-х годов в Москве уже поняли, что назревает падение добычи. Первое падение, обусловленное хроническим недофинансированием разведки в Западной Сибири, началось в 1977 году, но его удалось приостановить за счет очень больших капиталовложений в бурение. Второе падение произошло в период с 1982 по 1986 год. К нему добавилось резкое снижение мировой цены на нефть с 27 до 10 долл. за баррель в начале 1986 года. Как теперь уже ясно, это был во многом целенаправленный шаг со стороны Саудовской Аравии, спровоцированной администрацией Рейгана, которая считала своей главной задачей борьбу с коммунизмом. Учитывая катастрофическое сокращение доходов бюджета (доходы от нефтегазовой отрасли составляли 20-30% годового бюджета страны), Советский Союз впервые встал перед системной угрозой бюджетного дефицита.
     И все же и на этот раз кризис удалось преодолеть за счет увеличения финансирования. К тому же Советскому Союзу удалось воспользоваться благоприятной международной обстановкой. Началась война между Ираном и Ираком в Персидском заливе. В результате два крупных игрока - Багдад и Тегеран - были выведены из игры, цены на нефть подскочили, а сливки снимали Эр-Рияд и Москва.
     В 1988 году Советский Союз достиг нового рекордного уровня добычи в 11,4 млн. баррелей в день. В то время страна была крупнейшим нефтепроизводителем в мире с объемом добычи существенно выше, чем в США и Саудовской Аравии. В этот же год уровень добычи в Западной Сибири достиг 8,3 млн. баррелей в день. Но кризиса нефтяной промышленности уже невозможно было избежать из-за плохих технологий управления добычей, да и в целом из-за тупиковой экономической модели развития. Несмотря на значительный рост капитальных вложений, Советский Союз мог сдерживать падение добычи нефти только до начала 1990 года. Затем наступил провал. В то время началась новая война в Персидском заливе - Ирак попытался захватить нефтеносный Кувейт. ООН ввела санкции, мировые цены поднялись вдвое - до 36 долларов за баррель, но даже они уже не могли спасти советскую экономику. После распада Советского Союза падение добычи нефти в России продолжалось и окончательно прекратилось лишь в 1997 году.

     
Время России


     В новой исторической обстановке Россия по-прежнему остается великой геополитической державой. Но геополитическое влияние нашей страны определяется уже не ядерными боеголовками, как во времена СССР, а новым качеством ее экономического значения для всего мира - как перспективного и стабильного поставщика энергоносителей.
     Если для Европы Россия представляет интерес прежде всего в газовой области, то для остального мира в лице США, Китая и членов ОПЕК она является вторым в мире производителем нефти. За последние пять лет добыча нефти в РФ увеличилась более чем на 50% - до 9,4 млн. барр. в день. За это же время общемировая добыча нефти (за исключением России) выросла всего на 4%. На пике расцвета в советские времена (в конце 80-х гг.) наша доля на мировом рынке достигала 18-19%, а через десятилетие она резко упала - до 7-8%. Сегодня Россия постепенно возвращает утраченные ранее позиции (наша доля вновь возросла до 12%).
     Одной из очевидных причин, заставляющих Запад и прежде всего США искать альтернативные ближневосточным источники сырья, является политическая нестабильность региона и рост там экстремистских настроений, вылившийся в угрозу терроризма. В то же время, согласно данным аналитического отдела министерства энергетики США, зависимость от импорта нефти и газа к 2025 году значительно вырастет и составит 68% (сегодня – 55%). Общая же потребность США в нефти к 2025 году увеличится с 19,8 млн. до 29,2 млн. барр. в день. «По некоторым оценкам, в будущем спрос на нефть по всему миру будет расти в среднем на 2% в год, в то время как объем добычи на существующих месторождениях будет по естественным причинам снижаться не менее чем на 3% в год, - заявил вице-президент США Дик Чейни. - Это означает, что к 2010 году нам потребуется дополнительно около 50 миллионов баррелей в день».
     Кроме того, нынешние крупнейшие мировые источники дешевой и высококачественной нефти скоро истощатся. Начавшееся падение добычи нефти на шельфе в Мексиканском заливе и в Северном море - традиционных источниках нефти (нефть добывается в непосредственной близости от центров потребления) - ставит под угрозу энергетическую стабильность в странах Европы и США.
     Сегодня 60% мировой добычи нефти приходится на нестабильные регионы. В Латинской Америке это Венесуэла с ее внутренней нестабильностью и Колумбия с извечной проблемой наркоторговли и партизанскими вылазками. В Западной Африке - Нигерия и Кот-д’Ивуар, где то тлеют, то разгораются этнические конфликты вперемежку с борьбой с «иноземными захватчиками» в лице миротворцев. В Юго-Восточной Азии нет стабильности в Малайзии и Индонезии: и там, и там периодически напоминают о себе исламские экстремисты-сепаратисты.
     И все же основной регион, исторически объединивший в себе источники нестабильности и нефти, - Ближний Восток. Вашингтон не скрывает, что одной из главных причин его вооруженного вмешательства в этот регион является стремление контролировать источники и пути транспортировки нефти. Дело даже не в том, что в шести государствах региона Персидского залива сосредоточено две трети мировых запасов углеводородов (680 млрд. баррелей), а в том, что их разработка происходит гораздо более медленными темпами, чем в других регионах. Это означает, что другие источники иссякают быстрее, чем в Персидском заливе.
     Таким образом, доля этого региона в мировой добыче будет постоянно нарастать. По расчетам Международного энергетического агентства, к 2030 году доля стран Персидского залива в мировой добыче нефти увеличится с нынешних 28% до 43%. В связи с этим в серьезную зависимость от арабской нефти могут попасть европейские страны, Индия и Китай.
     Отсутствие новых крупных открытий нефтяных месторождений мирового значения привело к структурным изменениям глобальной нефтяной индустрии, изменению коридора цен на нефть и усилило конкуренцию за доступ к новым источникам и запасам нефти. За последние три года средняя цена на нефть удвоилась.
     Одним из немногих источников стабильно растущих поставок нефти для мирового рынка является Россия. Именно поэтому резко повысился интерес в мире к российским энергоносителям. Первым результатом меняющегося отношения к России стали поиски путей к налаживанию стратегического партнерства в энергетической области. Успех «Бритиш Петролеум» на российском рынке заставил и другие компании пристальнее посмотреть на российские активы, которые от этого только продолжают расти в цене.
     По результатам 2004 года «Бритиш Петролеум» доказала инвесторам, что не зря приобрела нефтяные активы в России. По итогам 1 полугодия 2004 года британская компания объявила рекордную прибыль - 8,63 млрд. долл., которая была достигнута благодаря росту цен и увеличению добычи на 18%. Последнее - заслуга российских месторождений ТНК-ВР, ведь добыча предприятий компании в других частях света сокращается.
     Приход «КонокоФиллипс» в Россию и покупка пакета «ЛУКОЙЛ» являются знаковыми событиями и для российской компании, и для российского рынка в целом. Желание американской компании осуществлять крупные и долгосрочные инвестиции в России означает признание успешности российских реформ, рост стабильности и инвестиционной привлекательности российского рынка. Безусловно, это событие означает дальнейшую интеграцию России в мировую экономику и создает предпосылки для роста международных инвестиций в ее экономику.
     Однако для существенного повышения степени использования ресурсной базы России требуется достаточно много времени и средств. Это связано с относительно низким качеством российских запасов, так как большая их часть истощена или испорчена нерачительной разработкой и добычей. Наибольший ущерб был нанесен западносибирским месторождениям, где в советские времена активно использовались варварские методы извлечения сырья. Положение осложняется ухудшением качества запасов. В общем числе разведанных месторождений 82% составляют мелкие. Выработанность запасов в целом по России достигла 50%. Доля запасов с выработанностью более 80% превышает четверть всех разрабатываемых запасов. Пятая часть запасов нефти находится в подгазовых зонах нефтегазовых залежей, одна шестая - представлена тяжелыми и высоковязкими сортами нефти.

     
«ЛУКОЙЛ» служит Родине


     С учетом всех этих обстоятельств Правительство России в 2003 году приняло Энергетическую стратегию РФ до 2020 года. Ведущая роль в обеспечении ресурсного потенциала для добычи нефти и газа, естественно, принадлежит новым регионам: Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, Восточной Сибири и Якутии, континентальному шельфу (в первую очередь дальневосточных и северных морей), Каспию. Но для реализации этого потенциала необходимо, чтобы отечественные компании располагали достаточными средствами для инвестирования крупных проектов. Всего пять лет назад для любой российской нефтяной компании было трудно самостоятельно «поднять» проект стоимостью в несколько сотен миллионов долларов. А сегодня «ЛУКОЙЛ» инвестирует миллиарды долларов и создает новые рабочие места в России, на Каспии, в странах СНГ.
     Российский бизнес окреп с финансовой точки зрения, и общество вправе ожидать от него большей отдачи. Доля налогов только компании «ЛУКОЙЛ» в консолидированном бюджете Российской Федерации составила в 2004 году 4,1%. По предварительным данным, общая сумма налогов и сборов, уплаченных компанией в бюджеты всех уровней, составила около 261,6 млрд. рублей, или 9 млрд. долларов. По сравнению с 2003 годом сумма уплаченных налогов и сборов увеличилась более чем в 1,5 раза.
     В соответствии с предварительными расчетами, до 2020 года в развитие нефтедобычи необходимо вложить от 700 млрд. до 1 трлн. долларов. В этом случае нам удастся привлечь ресурсы для производства дополнительных 100-120 млн. т нефти в год в течение последующих 30-50 лет, что в свою очередь обеспечит все возрастающий и стабильный источник доходов для государства и общества.
     Моделью для решения этой общегосударственной задачи может и должно стать сотрудничество российской компании «ЛУКОЙЛ» и американской «КонокоФиллипс» по разработке новых запасов углеводородов в Тимано-Печоре. Истощение запасов жидких углеводородов в Западной Сибири и в Волго-Уральском регионе привело к снижению добычи нефти в этих районах, которые долгое время служили основными источниками нефти и газоконденсата. Степень истощенности тимано-печорских запасов нефти, напротив, не превышает 5-8%, тогда как в целом по стране показатель составляет 55-65%.
     Наземные совокупные запасы Тимано-Печорской провинции оцениваются приблизительно в 6 миллиардов тонн нефтяного эквивалента. Шельфовые месторождения могут оказаться еще более привлекательными для инвесторов. Основной российской компанией, работающей в Тимано-Печоре, является «ЛУКОЙЛ». Компания рассматривает провинцию как стратегический плацдарм для дальнейшего роста, в ближайшие десять лет «ЛУКОЙЛ» планирует инвестировать в регион около 3 млрд. долларов, что позволит в среднесрочной перспективе практически утроить добычу нефти в этом регионе и добывать более 30 млн. тонн в год.
     «ЛУКОЙЛ» активно вводит в действие новые месторождения в России (ежегодно 10-12 месторождений). Вот яркий пример. Пока мы не начали работать на российском секторе Каспия, среди специалистов существовало мнение о невысоких перспективах его нефтегазоносности. Но наша геологоразведка не только подтвердила высокие перспективы российского сектора Каспия, но и открыла сразу пять крупных месторождений. В результате прогнозные ресурсы российского сектора Каспия увеличились в разы - до 4,5 млрд. тонн. По нашему мнению, в перспективе до 2018 года в российском секторе Каспия можно довести добычу до 50 млн. тонн условного топлива. Это позволит в данном регионе в ближайшей перспективе создать новый крупный центр добычи нефти и газа Российской Федерации.
     Восполнение ресурсной базы, откровенно говоря, - это общенациональное дело. Одна из главных задач государства в экономической сфере сегодня - создание условий для освоения новых, неисследованных нефтегазовых провинций Восточной Сибири и Дальнего Востока, шельфов Каспийского и арктических морей.
     Российской нефтяной отрасли нужно наращивать экспортный потенциал, а значит, строить новые экспортные трубопроводы, дающие выход российской нефти в открытое море и позволяющие отправлять нефть на глобальные рынки. Реализация новых эффективных экспортных трубопроводных проектов (Западная Сибирь - Мурманск, порт Омишаль в Хорватии, Ангарск - Дальний Восток) и расширение присутствия на мировых рынках будут способствовать дальнейшему росту финансовой мощи России и российских компаний, что в свою очередь приведет к росту геополитического влияния России.
     Конечно, сами компании предпринимают зависящие от них меры по улучшению транспортировки нефти и нефтепродуктов. Так, компанией «ЛУКОЙЛ» уже реализован крупный инфраструктурный проект по созданию экспортного терминала в Высоцке (Ленинградская область). Но трубопроводы в России принадлежат государственному предприятию «Транснефть». А оно действует по поручениям Правительства РФ.
     Россия должна расширить географию своего присутствия на глобальном рынке. Мы сегодня, к сожалению, замкнуты на региональных рынках, присутствуем в основном в Восточной и Западной Европе. Для расширения географии поставок необходима инфраструктура. Я повторяюсь, говоря о Мурманском терминале, но только он позволит российской нефти присутствовать и влиять на глобальный рынок. Потому что даже труба от Ангарска до Дацина даст нам возможность выйти пусть и на важный, но внутренний региональный рынок Китая. Строительство же терминала в Мурманске, через который пойдет более 100 млн. тонн нефти на экспорт, может создать дополнительный приток валюты в пределах 50 млрд. долларов.
     В России существует четкое понимание того, что ориентация на Европу как на единственного потребителя себя исчерпала. Уже несколько лет российские компании осуществляют пробные поставки сырья как в западном, так и в восточном направлениях. В 2004 году экспорт российской нефти в США составил 145 тыс. баррелей в сутки, в Китай - 216 тыс. баррелей в сутки. Окончательный выбор будет сделан только тогда, когда станет ясно, какое из этих направлений будет более развито с точки зрения трубопроводной и портовой инфраструктуры.

     
Приоритет - потребителю


     Сегодня много говорится о ценах на нефтепродукты, тенденции к их росту. В связи с этим отмечу, что наша компания заинтересована в стабильных ценах, которые давали бы возможность производителю нефти иметь норму рентабельности, позволяющую поддерживать его основные фонды и получать прибыль. В то же время уровень цен должен давать возможность потребителю использовать этот продукт эффективнее, чем альтернативные виды топлива. Мы считаем, что такие цены колеблются в пределах 23-27 долларов за баррель.
     Принято считать, что нефтяники, завышая цены на качественные нефтепродукты, делают их недоступными для большинства россиян. Это совершенно абсурдное утверждение. Мы, производители, больше всех заинтересованы в том, чтобы наша продукция стала предметом массового спроса. Однако мы не в состоянии самостоятельно контролировать ее конечную стоимость. Стоимость сырья, в частности, зависит от цен на продукцию трубной промышленности, электроэнергию и особенно - от размера налога на добычу полезных ископаемых. Затраты на производство нефтепродуктов - от цен на электроэнергию. Транспортные затраты - от тарифов «Транснефти» и цен на железнодорожные перевозки. Конечная цена нефтепродуктов зависит от величины акциза и наценки, которая устанавливается владельцем АЗС.
     Существуют и более глубокие причины роста цен. В России назревает кризис системы обеспечения нефтепродуктами. Рост цен на бензин определяют прежде всего опережающие темпы роста спроса на него. Так, если с 1999 по 2003 год производство автобензина выросло на 15%, то парк автомобилей увеличился на четверть. Российским потребителям не хватает около 1 млн. тонн горючего! Кроме того, более современные машины требуют большей степени очистки топлива. Заводы не в состоянии производить тот ассортимент топлива, который соответствует потребностям владельцев транспортных средств. Выход светлых нефтепродуктов на отечественных НПЗ ниже, чем в Америке и Европе, в среднем в полтора раза.
     Необходима дорогостоящая модернизация наших НПЗ. В модернизацию своих заводов «ЛУКОЙЛ» вложил более 3 млрд. долл., а их продукция соответствует самым строгим международным экологическим стандартам.
     Кроме того, с каждым годом все более остро ощущается несоответствие между географическим расположением ресурсной базы, крупнейших НПЗ и наиболее перспективных рынков сбыта нефтепродуктов. Целый ряд нефтеперерабатывающих заводов испытывает дефицит сырья. Усложняется логистика поставок нефтепродуктов потребителям. В четырех из семи федеральных округов потребление нефтепродуктов существенно превышает мощности по их производству. Возникает локальный дефицит топлива, который ведет к росту цен.
     Необходим целый комплекс мер, направленных на поощрение инвестиций в модернизацию российских НПЗ, выравнивание соотношения между производством и потреблением нефтепродуктов в различных регионах страны, сокращение затрат на транспортировку нефтепродуктов до конечного потребителя.
     Что касается регионального монополизма, то предотвратить его можно только одним способом: распространив антимонопольное законодательство на розничную торговлю нефтепродуктами и обеспечив равный доступ владельцев АЗС к объектам нефтебазового хозяйства. Думаю, эти меры поддержат все российские вертикально интегрированные компании. «ЛУКОЙЛ», кстати, идет навстречу потребителю, снижая цены на бензин, как это было в конце прошлого года, когда руководство компании распорядилось уменьшить отпускную цену на всех бензоколонках компании на 5 процентов.

     
По всем азимутам


     Россию со стратегической точки зрения, безусловно, интересует расширение своего экономического влияния, и нефтяная отрасль здесь находится в фарватере событий. Не секрет, что на международном рынке «ЛУКОЙЛ» воспринимают прежде всего как российскую компанию. В определенном смысле мы представляем Россию во внешнем мире. Для нас это серьезная ответственность, для России - серьезные возможности.
     Инвестиции нашей компании в экономику прикаспийских и восточноевропейских государств к настоящему моменту превысили 3 млрд. долларов. По числу инвестиционных проектов в Казахстане «ЛУКОЙЛ» опережает своих зарубежных коллег, в том числе таких именитых, как «ШевронТексако» и «ЭкксонМобил». Дочерние предприятия компании формируют около 10 проц. ВВП Болгарии, а их налоговые отчисления – 25 проц. доходной части болгарского бюджета. Принимая во внимание эти факты, я бы не стал утверждать, что Россия полностью утратила влияние на постсоветском пространстве и в Восточной Европе.
     Геополитические позиции России укрепляются по мере расширения географии деятельности национальных компаний. Совместные проекты выводят межгосударственное взаимодействие на совершенно новый уровень, делают его более прагматичным, а значит, и более продуктивным.
     Кроме того, у нашей страны появляется еще один повод для активного участия в международной политике - защита российской собственности за рубежом. Сегодня это особенно актуально, поскольку российские компании приступают к реализации крупных проектов на Ближнем Востоке. Этот регион наше государство (а вслед за ним и нефтяные компании) рассматривают как входящий в сферу наших интересов.
     При поддержке Президента и Правительства России «ЛУКОЙЛ» продолжает укреплять свои позиции в Ираке. СССР, а затем и Россия всегда тесно сотрудничали с этой страной. К концу 1997 года российские фирмы подписали контракты на разработку нефтяных месторождений Ирака на общую сумму более 3,5 млрд. долл. США. В частности, «ЛУКОЙЛ» заключил контракт на разработку одного из крупнейших месторождений нефти - Западная Курна-2. Российские компании контролировали почти третью часть из общих разведанных запасов иракской нефти.
     В марте прошлого года «ЛУКОЙЛ» и министерство нефти Ирака подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве. В рамках программы гуманитарной помощи по восстановлению материально-технической нефтяной отрасли Ирака стороны рассмотрели конкретный перечень поставок на 2004 - 2005 годы общей стоимостью 5 млн. долларов. Иракские специалисты проходят стажировку на объектах «ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь». В последующие пять лет на стажировку из Ирака будет направляться до 150 человек ежегодно. Кроме этого, с 1 сентября 2004 года компания организовала обучение иракских студентов в РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина и Уфимском государственном нефтегазовом техническом университете.
     Разработка месторождения Западная Курна-2 в Ираке станет первым из зарубежных добывающих проектов, в реализации которых намерены активно сотрудничать «ЛУКОЙЛ» и «КонокоФиллипс». Привлечение «КонокоФиллипс» к этому проекту позволит нам снизить финансовые риски и ускорить ввод месторождения в эксплуатацию. Хочу особо подчеркнуть, что освоение Западной Курны будет способствовать ускоренному экономическому развитию Ирака. Накопленная добыча нефти за время жизни проекта составит около 550 млн. тонн нефти, а доходы иракского бюджета - не менее 45 млрд. долларов. Российское государство получит от реализации проекта 2,5 млрд. долларов в виде налоговых поступлений.
     По сути это означает, что Россия полноценно возвращается на Ближний Восток. Только движущей силой этого процесса выступают теперь не военные, а экономические интересы.
     География интересов российских нефтяников продолжает расширяться. Так, «ЛУКОЙЛ» активно работает по месторождениям в Венесуэле, Колумбии, Ираке, Саудовской Аравии и других странах - мировых лидерах добычи углеводородов.
     Эти усилия компании, безусловно, лежат в русле реализации национальных интересов России на международной арене. Собственно, «ЛУКОЙЛ» никогда не возьмется за реализацию проекта, противоречащего национальным интересам страны. С другой стороны, мы не будем вкладывать средства в проект, который априори экономически неэффективен. Кредо нашей компании - отстаивать интересы России путем принятия максимально эффективных экономических решений.
     Хочу подчеркнуть, что, несмотря на активное расширение масштабов деятельности и наличие значительного количества иностранных акционеров, «ЛУКОЙЛ» остается российской компанией. Точно также, несмотря на планетарные масштабы деятельности, «Бритиш Петролеум» остается британской, а «КонокоФиллипс» - американской компанией. И дело здесь не только в структуре акционерного капитала и расположении штаб-квартиры, но и в сознательной экономической политике, и в той «сверхзадаче», которую подразумевает компания в своей деятельности.
     Все наши действия направлены на обеспечение энергетической безопасности России, укрепление ее геополитических позиций. Ведь понятие «энергетическая безопасность» включает в себя не только стабильное обеспечение страны качественным топливом. Оно относится и к позициям страны на мировом рынке энергетического сырья, и к способности национальных компаний влиять на экономическое развитие других государств.
     Наша главная цель в области обеспечения национальной энергетической безопасности - планомерное развитие углеводородной сырьевой базы с опережением геологической разведки перспективных месторождений в новых регионах, наращивание экспорта и присутствия за рубежом, отстаивание экономических интересов России.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex