на главную страницу

7 Апреля 2005 года

Планета людей

Четверг

«КОРИЧНЕВЫЕ» CНОВА НА МАРШЕ

Полковник запаса Николай АНДРЕЕВ,
член Союза ветеранов ГСВГ/ЗГВ.



В последние месяцы Германия проявляет серьезную озабоченность активизацией правых экстремистов, которых в немецкой печати в силу исторической схожести иногда называют «коричневыми». Так, 2 и 3 апреля в Мюнхене и в нижнесаксонском городе Верден под лозунгами «Нацисты, прочь!» прошли многотысячные демонстрации. Акция протеста была устроена как ответ на марши неонацистов и ультраправой национал-демократической партии Германии (НДПГ), которые с разрешения властей состоялись недавно в Германии.

     Между тем эта партия и близкий ей по духу Немецкий народный союз (ННС) пользуются определенной популярностью в стране, особенно в некоторых восточных федеральных землях. Осенью прошлого года НДПГ набрала 9,2 процента голосов избирателей на выборах в земельный ландтаг (парламент) Саксонии и, уверенно преодолев установленный для партий 5-процентный барьер, создала свою фракцию в этом законодательном органе. Воспользовавшись событиями середины февраля 1945 года, когда в результате массовых англо-американских воздушных бомбардировок Дрездена погибли многие десятки тысяч жителей этого города, члены фракции организовали ряд выступлений и демаршей. Так, 13 февраля в Дрездене прошли самые крупные за всю послевоенную историю манифестации крайне правых сил. В этот день сторонники неофашизма не стеснялись в выражениях. Особенно досталось федеральному канцлеру Герхарду Шредеру за его решение поехать в Москву для участия в торжественных мероприятиях 9 Мая. В речах лидеров и сторонников правого радикализма Удо Фоигта (предводитель ННС), Франца Шенхубера (бывший глава партии «республиканцев», ныне советник НДПГ) и других звучали легко узнаваемые и печально известные нацистские «идеи».

     НДПГ и ННС, выступающие, как правило, единым фронтом, добились немалых успехов на земельных парламентских выборах и в некоторых других восточных землях - Саксонии-Анхальт (главный город Магдебург) и в Бранденбурге (столица - Потсдам). Особую популярность НДПГ имеет среди молодежи, чья земельная организация в Саксонии носит красноречивое название «Восточная Пруссия». В целом по Германии правоэкстремистские партии, по оценкам экспертов, пользуются поддержкой от 10 до 15 процентов жителей, имеющих право голоса.

     Национал-демократическая партия Германии появилась на политической сцене в 1964 году, собрав в своих рядах разрозненные, в т.ч. запрещенные, националистические группы крайне правого толка. Уже в 1966-1969 годах партия добилась заметных успехов в ряде западных земель - Баварии, Баден-Вюртемберге, Нижней Саксонии, Гессене, получив на выборах в ландтаги до 10 процентов голосов избирателей и проведя своих депутатов в 7 земельных парламентов. В 1969 году в НДПГ насчитывалось до 30 тысяч членов. В 1970-е и 1980-е годы партия переживала упадок. Ее бывший лидер Гюнтер Деккерт был осужден за политическое подстрекательство к массовым противоправным действиям, и НДПГ оказалась на грани распада.

     С 1996 года партию возглавляет председатель ее баварской организации Удо Фоигт, откровенно взявший курс на еще большее сближение с явными неонацистами. Политическая программа НДПГ содержит типичные правоэкстремистские признаки: национал-шовинизм, расизм, реваншизм, враждебное отношение к иностранцам.

     В свою очередь Немецкий народный союз начинался с официально зарегистрированного в 1971 году общества издателя-миллионера из Мюнхена Герхарда Фрая, созданного с целью «подхвата» распадавшейся тогда НДПГ. Через 16 лет общество конституировалось в партию, которая в 1993 году насчитывала 26 тысяч членов. Печатные издания ННС – «Немецкая национальная газета» и еженедельник «Немецкий вестник» — выдержаны в правоэкстремистском духе и пропагандируют практически те же «идеалы», которых придерживается партия-единомышленница - НДПГ.

     ННС также удавалось преодолевать на земельных выборах 5-процентный барьер и занимать депутатские кресла в ряде ландтагов. Особо громкий успех сопутствовал партии в 1998 г. на выборах в Саксонии-Анхальт, когда ННС получил почти 13 процентов голосов избирателей. Это был рекорд правых экстремистов на выборах за всю новейшую немецкую историю.

     НДПГ и ННС неоднократно предпринимали попытки объединиться, однако разногласия между ними брали всегда верх. Несмотря на большую схожесть программных установок, эти партии имеют существенные различия. Если ННС заверяет немецкую общественность в своей приверженности конституции, то НДПГ открыто критикует парламентскую демократию и активно идет на сближение с воинствующими неонацистами. В начале 2005 года НДПГ и ННС создали свой союз под названием «Пакт Германия», договорившись о долгосрочном сотрудничестве на будущее. Согласно договоренности НДПГ выставит своих кандидатов на выборах в бундестаг осенью 2006 года. В их числе за места в федеральном парламенте будут бороться и 15 представителей от ННС. В случае преодоления 5-процентного барьера представитель новых «коричневых» Ф. Шенхубер, как старейший депутат по возрасту, может стать «дуайеном» бундестага. В свою очередь ННС, усиленный 6-7 представителями НДПГ, будет баллотироваться в 2009 году в Европарламент. Четко расписано и скоординировано участие претендентов от обеих партий также на предстоящих выборах в ряд ландтагов.

     Почему растет популярность неофашистов? Этому способствует целый ряд факторов. Так, в феврале этого года количество безработных превысило 5,2 миллиона жителей ФРГ. Уровень безработицы - 12,6 процента - рекорд, начиная с 1930 года. И это несмотря на реформы на рынке труда, активно проводимые правящей красно-зеленой коалицией (СДПГ и «Зеленые»), и многочисленные обещания перемен к лучшему. Сохраняются значительные различия и разногласия, как моральные, так и в жизненном уровне между «весси» (западными) и «осси» (восточными) немцами, несмотря на огромные финансовые вливания в Восточную Германию в рамках внутригерманского пакта солидарности и помощи новым землям со стороны Европейского союза.

     Уже 15 лет после объединения Германии (3 октября 1990 года) идет болезненный процесс очередной переоценки идейных ценностей, на этот раз тех, которые проповедовались в бывшей ГДР, что порой сопровождается выражениями протеста. Предпочтение крайне правых немалым числом избирателей на недавних выборах в Восточной Германии, видимо, можно трактовать отчасти как «протестное голосование», особенно со стороны молодежи. Свой вклад в настроения избирателей вносит также жесткое противоборство крупнейших партий правящей коалиции и оппозиции в их борьбе за власть, на чем умело спекулируют правые радикалы. Их формы и методы работы среди населения довольно профессиональны. Они предпочитают действовать прежде всего на тех направлениях, где наиболее вероятен их политический и идеологический успех, и пока что более активны в областях культуры, быта, исторического сознания. Ими организуются так называемые «молодежные кафе», «встречи соседей», «клубы по интересам», где основная ставка делается опять же на работу среди молодежи.

     В этих условиях возникает еще один вполне закономерный вопрос: а каковы реальные шансы у новых «коричневых» добиться сегодня более ощутимого политического успеха? Пожалуй, вряд ли: Германия ныне явно не та, что была около 75 лет назад. Однако факты и законная озабоченность официальных властей по этому поводу накануне 60-летия освобождения от фашизма заставляют серьезно задуматься. Неофашизм таит в себе опасность, поэтому в настоящее время предпринимаются меры для запрета или хотя бы ограничения деятельности НДПГ.

     Попытки доказать антиконституционный характер «коричневых» в ФРГ не новы. В 2003 г. правительство, бундестаг и бундесрат обращались в Конституционный суд в Карлсруэ с соответствующей инициативой. В случае положительного решения по данному ходатайству НДПГ была бы объявлена вне закона и запрещена без права создавать партию-преемницу. Для сбора обвинительных материалов использовались разные методы, в том числе и такие, которые не могли послужить в качестве доказательств в суде в силу их курьезности и юридической недозволенности. Как сообщала немецкая печать, в ряды НДПГ были внедрены доверенные люди и информаторы от органов власти, которые там действовали и даже якобы сочиняли речи для функционеров «коричневых». Аргументов против НДПГ не хватило, и суд не принял нужного решения.

     Между тем недавно бундестаг положительно рассмотрел предложения об изменениях в законе, в ряде случаев ограничивающих право на свободу собраний. Нововведение явно нацелено на правых экстремистов. Теперь уже на законных основаниях можно будет указать объекты, у которых будет запрещено проводить шествия и манифестации, и прежде всего в центре Берлина у Бранденбургских ворот и мемориала в память о еврейских жертвах нацизма. Однако полностью запретить проведение манифестаций неонацистов власти пока не могут. Так же как и не могут они запретить занятие правыми радикалами должностей в общественном секторе. Поэтому «новые коричневые» считают возможным публично восхвалять преступный нацистский режим и сожалеть о поражении фашистской Германии. Они не признают 8 мая днем освобождения Германии и готовятся по-своему отметить 60-летие со дня окончания Второй мировой войны в Европе.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex