на главную страницу

23 Апреля 2005 года

Фронтовик

Суббота

А Яков - тот!

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».




     Только-только прибыв из Германии в Забайкалье, майор Яков Семченко получил от родителей из Харьковской области письмо. Дескать, приезжал офицер из военкомата, кое-что уточнил и сказал, что якобы тебе, нашему сыну, присвоено звание Героя Советского Союза. Все вроде бы совпадает.
     Как говорится, Семченко принял это к сведению и на время забыл. Только спустя много месяцев, уже в 1946 году, когда ехал в отпуск через Москву, зашел в Главное управление кадров Министерства обороны. Заполнил анкету и по просьбе принимавшего его офицера задержался в столице. Правда, не надолго, уже через два дня его вызвали прямо в Кремль, где и вручили Золотую Звезду. Тогда, год спустя после салюта Победы, как считает Семченко, для него и закончилась война...
     - Когда я порой слышу, что молодого офицера через год-два после окончания училища вряд ли стоит назначать командиром роты или батареи, то не могу с этим согласиться, - говорит Яков Сергеевич. - А как же было в годы Великой Отечественной войны?
     Семченко знает, о чем говорит. В мае 1944 года его, 25-летнего офицера, только-только получившего капитанские погоны, назначили командиром 685-го легкого артиллерийского полка. Комбриг полковник Пароваткин считал Семченко одним из самых бывалых, самых обстрелянных командиров. Такие никогда не подводят.
     Войну Яков Семченко, выпускник Харьковского артиллерийского училища, встретил командиром батареи под Черкассами, где спешно формировался 27-й механизированный корпус.
     - Потом были очень тяжелые бои под Киевом, - вспоминает Яков Сергеевич. - Нам удалось вырваться из окружения южнее украинской столицы. Всех уцелевших направили к Красному Лиману, что под бывшим Сталино, нынешним Донецком.
     При обороне Москвы пришлось выступать в роли артиллерийского разведчика: выявлял цели, засекал их, снабжал дивизионы и батареи координатами. Это не устраивало, даже огорчало. Хотелось командовать. Но до окончания Сталинградской битвы пришлось заниматься только разведкой. Лишь когда его 1099-й полк расформировали и на его базе создали артиллерийскую дивизию прорыва Резерва Верховного Главнокомандования (РВГК), Семченко перевели командиром артдивизиона в только что созданный 685-й легкий артиллерийский полк. Полк состоял из двух дивизионов и был вооружен 76-мм пушками, практически универсальными, способными вести огонь как прямой наводкой по танкам, так и с закрытых огневых позиций.
     Боевое крещение полк принял летом 1943 года под Орлом. Дальше вышел в знакомые Семченко места - к Киеву. Потом был Житомир. Весной 1944 года, когда началось освобождение Западной Украины, Якова и назначили командиром полка. Тогда артиллеристы находились в противотанковом резерве 1-й гвардейской армии, которой командовал генерал-полковник Андрей Гречко.
     - Скажу откровенно, мы тогда даже завидовали пехоте, - делится пережитым Семченко. - Они воевали, если так можно сказать, планомерно: наступление, передышка, выдвижение, снова наступление, опять восстановление сил. И так от рубежа к рубежу. Сравнительно спокойно принимали пополнение, решали какие-то хозяйственные задачи. А мы сегодня в одном месте, завтра - в другом. Название противотанковый резерв говорит само за себя: прорвались вражеские танки или ожидается их подход - нас без промедления туда.
     Помню, под Винницей враг бросил в прорыв лавину танков. Сплошного фронта там не было, поэтому бронированные клинья пробивали бреши в боевых порядках наших войск, и сдержать их удалось только за счет таких противотанковых резервов, как наш. Нередко против полка действовало несколько десятков тяжелых танков.
     Одним из первых полк вышел к польской границе. Наиболее ожесточенные бои разгорелись на Сандомирском плацдарме за Вислой в районе города Стопниц. 685-й легкий артиллерийский полк там поддерживал 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию.
     Артиллерийские батареи в боевых порядках стрелковых батальонов вели в первую очередь яростную борьбу с танками. Причем успешно: был уже значительный опыт организации противотанкового огня. Да и пехотинцы, в большинстве своем обстрелянные бойцы, не подводили.
     В конце января сорок пятого полк вместе с частями 14-й гвардейской стрелковой дивизии вышел к Одеру. Казалось, природа была на стороне противника. Западный берег более крутой, с его высот видны все действия наступающих. Поддерживая 41-й стрелковый полк, подчиненные Семченко пробились за реку, захватили плацдарм ночью. Двое суток отражали контратаки. Выстояли! И тут же получили другой приказ: поддержать 228-й гвардейский стрелковый полк, который вышел к Одеру в районе Гросс-Дебри. Чтобы выйти в указанный район, предстояло совершить своим ходом многокилометровый марш вдоль линии фронта. И это после двух суток кровавого, тяжелейшего боя. Однако жалобы на войне не принимаются. Вперед!
     В новом районе Семченко на свой страх и риск решил переправить первый дивизион, которому и предстояло захватить вражеский берег, прямо по льду. «Пробу» снял командир батареи старший лейтенант Иосиф Тарлинский, который еще на «гражданке» волей судьбы занимался чем-то похожим. Провели эксперимент с примерно равнозначным по весу орудия грузом: лед держит. Вот так каждое орудие на лямках, следом - снаряды на самодельных санках и переправили.
     С немецкой стороны еще предстояло выбраться на берег – там примерно на 2-3 метра возвышалась дамба. Напрягались до потемнения в глазах. К счастью, выручал туман над рекой, служил своеобразной дымовой завесой...
     Каким затем был бой в окрестностях деревни Фишбах, Семченко и сегодня вспоминать трудно. Сходились в рукопашной. До победы рукой подать, а тут столько крови!
     — И только после Победы, да и то не сразу выяснилось, что командир 15-й артиллерийской бригады полковник Трушковский направил по команде представление на присвоение мне звания Героя Советского Союза, – завершает рассказ генерал-майор в отставке Яков Сергеевич Семченко. – Командование 13-й армии его поддержало. Документы ушли в Москву. А затем уже военкомат начал прояснять мою судьбу. Нашли среди живых. Бывало же и по другому...
     

На снимке: Герой Советского Союза генерал-майор в отставке Я.С. СЕМЧЕНКО.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex