на главную страницу

30 Апреля 2005 года

Авиация России

Суббота

Пламенные моторы «Сатурна»

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



Около 70 процентов самолетов Ил-76, составляющих основу авиационно-транспортного парка России, находятся в эксплуатации 10 - 15 лет. Помимо этого в отечественных ВВС есть «немолодые» самолеты-топливозаправщики Ил-78, российские аналоги АВАКСов – А-50. На всех этих лайнерах установлены двигатели Д-30КП. Так что стоящие на повестке дня вопросы об их модернизации и ремоторизации не из числа праздных. Добавьте к ним вступление в силу в ближайшем будущем требований ИКАО по эмиссии вредных веществ, уровню шума, и поймете, насколько злободневна эта тема для российских и зарубежных эксплуатантов, занимающихся грузоперевозками на Ил-76. Вот еще почему состоявшийся в Научно-производственном объединении (НПО) «Сатурн», ведущем двигателестроительном предприятии России, демонстрационный запуск авиадвигателя Д-30КП «Бурлак» вызвал повышенный интерес у представителей Министерства обороны, Федерального агентства по промышленности и других специалистов.

     

     
Основные характеристики SaM-146

     Тяга, кгс 6130-7945
     Диаметр вентилятора, мм 1.220
     Вес двигателя с гондолой, кг 2.200
     Срок службы на крыле до первого снятия, час 16.000
     
Основные характеристики Д-30КП «Бурлак»

     Взлет (МСА, М=0 Н=0)
     тяга, кгс 14.000
     Крейсерский режим (М=0,8 Н=11 км)
     тяга, кгс 2.750
     Степень двухконтурности 3,7
     Удельный расход топлива, кг/кгс.час 0,643
     Расход воздуха, кг/с 373,5
     Диаметр входа, мм 1.662
     Масса двигателя, кг 3.460
     

     Среди присутствующих шли разговоры о замене трехступенчатого компрессора низкого давления на одноступенчатый вентилятор, увеличении степени двухконтурности и о многом другом. Для обывателя более понятны другие преимущества, которые дает Д-30КП «Бурлак».

     НПО «Сатурн» пошло по пути «малобюджетной» модернизации, которая позволяет при минимальных затратах получить максимальный положительный эффект. Предприятие в инициативном порядке на собственные средства выполнило все необходимые работы. Только за прошлый год в проект вложено около ста миллионов рублей. В марте 2005 года объединение успешно провело этап стендовых испытаний двигателя «Бурлак».

     Специалисты шутят: летает двигатель, а самолет только тормозит его. При проектировании ставилась задача повысить тягу двигателя с 12.000 до 13.000 кг, конструкторы достигли параметра 14.000 кг. При дальнейшей доводке этот показатель решено сделать нормой. В таком случае можно увеличить взлетный вес самолета до 195 тонн, взлетать с более короткой ВПП, иметь запас мощности при более высокой температуре окружающей среды.

     Температуру газов перед турбиной уменьшили на сорок градусов. Вроде бы небольшое значение, но в конструировании этот шаг дается непросто, он позволяет повысить срок службы двигателя и увеличить ресурсы и сроки его службы. При этом заметно снижен и удельный расход топлива - на 11 - 18 процентов.

     Представители Генерального штаба ВС РФ и Военно-воздушных сил не скрывали своего интереса к демонстрационному запуску «Бурлака». Сложилось впечатление, что они волновались не меньше хозяев. Площадка у испытательного стенда не рассчитана на большое количество гостей, но военные специалисты были в первом ряду, заинтересованными взглядами считывали показания приборов.

     Еще совсем недавно немногие верили в успех модернизации двигателя Д-30КП-2. Страна переживала не лучшие времена, за отправную точку работ по обновлению авиапарка ВВС бралось то, что было в наличии. Военным предложили установить на транспортные самолеты двигатель другого класса мощности – ПС-90. Его и включили в федеральную целевую программу, выделив достаточно серьезные средства. На тот момент программа НИОКР пермских двигателестроителей была подобно победному знамени. Однако за прошедшие годы качественного прорыва не произошло и дальше деклараций дело не продвинулось. Так бы и доживали свой век Ил-76 без модернизации, если бы не рыбинские моторостроители.

     Предлагаемая НПО «Сатурн» ремоторизация в сравнении с ПС-90 с ориентировочной ценой 100 млн. рублей выглядит следующим образом: стоимость нового двигателя «Бурлак» около 36 млн. рублей, модернизация Д-30КП-2 при ремонте - 24 млн. рублей.

     Сегодня в эксплуатации находится более 2.000 двигателей Д-30КП-2, как говорится, работы непочатый край. Унификация «Бурлака» с базовой моделью составляет 75 процентов. Новая силовая установка в отличие от пермского конкурента не требует внесения дополнительных изменений в конструкцию планера.

     Есть и другая графа экономии, о которой не говорят. Однотипность «Бурлака» со своим предшественником позволяет провести переучивание инженерно-технического состава в короткие сроки без дополнительных денежных затрат, в том числе и на командировки. В войска будет поступать «знакомый» движок, особенности эксплуатации которого хорошо известны. Это значит, что можно будет избежать многих ошибок в обслуживании, которые, как известно, зачастую приводят к поломкам техники. Права на подобную «роскошь» у российских ВВС нынче нет.

     Как бы не интересовала военных новая разработка, но с окончательными выводами они пока не спешат, ожидая проведения всех испытаний и сертификации двигателя. Пока же представители НПО «Сатурн» и Министерства обороны обсудили перспективы и возможности ремоторизации парка ВВС, в котором более 300 самолетов нуждаются в «Бурлаке». Его серийное производство планируется на середину 2007 года. Помимо военного ведомства реализация планов объединения будет под пристальным вниманием авиационных специалистов МВД, МЧС, ФСБ и 17 ведущих гражданских авиакомпаний-эксплуатантов Ил-76. Впрочем, «Бурлака» ждут не только в России. Потенциальные зарубежные заказчики – Индия и Китай. В ближайшее время они получат более подробные официальные предложения от фирмы. НПО «Сатурн» рассчитывает получить заказы на проведение работ на 600 двигателях.

     Успешный демонстрационный запуск «Бурлака» стал своеобразной отправной точкой в обсуждении других разработок рыбинских моторостроителей. Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) - наиболее значимый проект для российских ВВС. НПО «Сатурн» выиграло конкурс и стало головным разработчиком силовой установки самолета 5-го поколения. По словам генерального директора НПО «Сатурн» Юрия Ласточкина, у программы ПАК ФА имеются трудности только финансового характера, технических проблем нет. Все работы идут по графику, первые прототипы двигателя уже переданы в ОКБ «Сухой».

     Заслуживает внимания и двигатель АЛ-55 для учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетов. Работы вышли на уровень заключения контрактов с потенциальными заказчиками. Разработка объединения выиграла индийский тендер на самолет HJT-36. Подписание контракта ожидается в этом году. В кооперации с индийской фирмой HAL планируется выпустить по лицензии более 1.000 двигателей. Объявлено, что после этого будет выполнена модернизация двигателя для HJT-39 и заключен следующий договор. Немало интересных предложений у «Сатурна» и по гражданской тематике.

     В настоящее время ежегодный рост рынка региональных самолетов составляет 20 процентов в год. Авиапарк как на внутреннем, так и на внешнем рынке требует постоянного обновления. АХК «Сухой», о чем писала «Красная звезда», плодотворно работает над проектом RRJ. Выставка в Ганновере – еще одно тому подтверждение. Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер посетили российскую экспозицию, ознакомившись с проектом нового российского регионального самолета RRJ с двигателями SaM-146. «Новый проект - это перспективная программа развития авиастроения и одно из самых перспективных направлений в развитии авиации вообще», - заявил Владимир Путин. НПО «Сатурн» участвует в создании двигателя для регионального самолета на паритетных началах с французской фирмой Snecma Moteurs, с которой сотрудничает уже более 6 лет. С 2003 года идут работы по программе SaM-146. Стороны поделили поровну связанные с ней объемы финансирования, конструирования и последующего производства.

     Реализация проекта требует вложения 600 млн. долларов. Французы на сегодняшний день выделили на свою часть программы около 200 млн. долларов. В России по федеральной целевой программе развития гражданской авиации в разделе двигателестроения для проекта SaM-146 запланировано 2 млрд. рублей, которые пока только ожидаются. И все же основное бремя финансирования лежит на частном бизнесе. НПО «Сатурн» готово вкладывать и собственные средства. Так, выручка по итогам прошлого года составила около 7 млрд. рублей, чистая прибыль за 2004 год - 1 млрд. рублей, а по итогам этого года планируется получить выручку порядка 9,5 млрд. рублей, а чистую прибыль - около 1,2 млрд. рублей. Рыбинские моторостроители уже инвестировали в совместный проект около 50 млн. долларов. И результаты налицо. «Сатурн» получил сертификат BVQI на систему качества, разработки, изготовления, ремонта и технического обслуживания газотурбинных двигателей. Подтверждены уровень технологических возможностей и система качества авиационного производства на соответствие международным стандартам ISO 9001, ISO 9002 и американскому AS 9000. А эти стандарты весьма жесткие. Например, при попадании птицы в авиадвигатель допускается обрыв не более одной лопатки вентилятора.

     НПО «Сатурн» и Snecma Moteurs для производства деталей и компонентов двигателя создали совместное предприятие «ВолгАэро». В реконструкцию производственного цеха, от которого прежними остались только несущие колонны, вложено 250 млн. рублей. В новом корпусе площадью 10 тысяч квадратных метров все продумано даже до таких мелочей, как цветовая гамма. Идет наладка закупленного за рубежом уникального оборудования стоимостью 50 млн. евро. Здесь будут действовать три производственные линии для изготовления деталей: корпусных, «мелких» и являющихся, как говорят специалисты, телами вращения. Помимо этого созданы и технологические линии. В стенах цеха планируется делать сто двигателей в год.

     Выход на новый уровень производства, где для работы на станках необходимы высшее образование и компьютерные навыки, заставил руководство предприятия обратить особое внимание на подготовку молодых специалистов. Поиск кандидатов ведется не только в Рыбинске, но и в других городах. Разработаны и действуют специальные программы обучения и переподготовки. Студенты проходят производственную практику на предприятии. Ежегодно НПО «Сатурн» берет на работу около 180 рабочих с высшим образованием.

     Трудоустройство на фирму привлекательно по престижности, перспективам получения жилья и хорошей заработной плате. Ее считают основным критерием в оценке благополучия производства. На предприятии существует система поощрений и служебного роста, опирающаяся на личный вклад в производство.

     Все это убеждает в продуманной политике развития НПО «Сатурн». Вот еще почему программа производства турбовентиляторного двигателя SaM-146 выглядит убедительно. В этом году ожидается начало стендовых испытаний. В 2006-м – сертификация и начало летных испытаний. 2007 год – серийный выпуск двигателя. Итогового результата осталось ждать недолго.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex