Перейти на главную страницу

7 Мая 2005 года

Оружие Победы

Суббота



    

    Оборонная промышленность нашей страны в годы суровых испытаний доказала свое преимущество над фашистской, а советская конструкторская мысль, воплощенная в превосходных танках, пушках и самолетах, опередила немецкую. За годы войны промышленность выпустила более 1,5 млн. пулеметов различных типов, более 12 млн. винтовок и карабинов, более 6 млн. пистолетов-пулеметов. Фронт также получил около 300 тысяч орудий, более 10 тысяч «катюш» и 12 миллионов реактивных снарядов к ним. Сам факт появления реактивной артиллерии является выдающимся успехом наших ученых и конструкторов. Авиационная промышленность за годы войны выпустила 112 тыс. боевых самолетов. Из заводских цехов вышло 102 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок (САУ).
    Вот так в годы войны работал наш героический народ – на пределе физических и моральных сил. Он ковал Оружие Победы.


Ваш выход, «Су»дарь!

    Около шестидесяти процентов самолетного парка российских ВВС состоят из машин, разработанных и построенных в ОКБ имени Павла Осиповича Сухого. Это истребители Су-27, штурмовики Су-25, фронтовые бомбардировщики Су-24М, а в авиации ВМФ – самолеты палубного базирования Су-33 и вездесущие «Грачи». За последние годы в 19 стран мира поставлено более 2.000 самолетов марки «Су». Ныне около двадцати процентов мирового рынка продаж фронтовой авиации занимает фирма Сухого.

    В начале 1920-х гг. в ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева был создан отдел авиации, гидроавиации и опытного самолетостроения (АГОС). В октябре 1930 г. Павел Сухой возглавил одну из бригад АГОС. На ее базе в процессе проектирования и постройки самолетов различного назначения был сформирован конструкторский коллектив Павла Осиповича. В конце 1930-х годов объявляется конкурс на создание многоцелевого самолета «Иванов».
    Первый полет на его опытном экземпляре, обозначенном как АНТ-51, выполнил М. Громов. Группу П. Сухого выделили в самостоятельное опытное конструкторское бюро для подготовки нескольких вариантов этого самолета. Лучшим был признан самолет с двигателем М-82 в 1.400 л. с. Он получил обозначение ББ-1 - ближний бомбардировщик.
    Для оказания помощи харьковскому заводу № 135 по внедрению в серию ББ-1 Павел Осипович был назначен главным конструктором завода, его коллектив численностью 63 человека получил статус самостоятельного ОКБ. В 1940 г. задача, поставленная правительством, была успешно решена, и ОКБ П.О. Сухого получило новую производственную базу - завод № 289 в подмосковном Калининграде. В том же году производство самолета развернули еще на двух заводах - № 31 (г. Таганрог) и № 207 (г. Долгопрудный Московской обл.).
    ББ-1 (с декабря 1940 г. - Су-2) начали поступать на вооружение частей ВВС Красной Армии во второй половине 1940 г. К началу Великой Отечественной войны парк самолетов насчитывал 213 машин.
    Одновременно с сопровождением серийного производства самолета Су-2 в ОКБ велись работы по его модификации, проектировались и строились одномоторный одноместный бронированный штурмовик (ОБШ) и одноместный пушечный истребитель И-135.
    С первых дней Великой Отечественной войны ближние бомбардировщики активно применялись на всех фронтах. Летчики, сражавшиеся на Су-2, не скупились на похвалу, отмечая хорошие летно-технические характеристики, мощное вооружение, необыкновенную живучесть и безотказность самолета.
    «Сушки» применялась также в качестве разведчика, бомбардировщика, штурмовика, корректировщика. Наиболее подготовленные экипажи вели «свободную охоту» по уничтожению наземных войск противника. Здесь стоит отметить, что в первые годы войны, несмотря на господство в воздухе, встреча с Су-2 не сулила немецким летчикам ничего хорошего.
    На ближних бомбардировщиках воевали 27 Героев Советского Союза, из них пять получили это звание, выполняя боевые задания непосредственно на Су-2. Всего до весны 1942 года было выпущено 910 самолетов Су-2. Они участвовали в боевых операциях до конца 1944 года. «Сушки» стояли на вооружении 17 ближнебомбардировочных авиационных полков, более 12 разведывательных и корректировочных эскадрилий и 18 звеньев.
    С началом Великой Отечественной войны, как и многие другие заводы авиапромышленности, завод № 289 был эвакуирован из Москвы в г. Пермь, где находился до середины 1943 года. В этот период правительство страны решило провести модернизацию самолетов Красной Армии, а также начать разработку новых машин, превосходящих имеющиеся образцы техники у противника. В ОКБ на базе штурмовика ОБШ был создан двухместный бронированный штурмовик Су-6, который по большинству параметров превосходил знаменитый «летающий танк» Ил-2. За создание штурмовика Су-6 в 1943 году П. Сухой был удостоен Сталинской премии I степени.
    В 1944 г. совершил первый полет двухмоторный двухместный бронированный штурмовик Су-8. Однако и «шестой», и «восьмой» в серию не пошли. Переход на производство новой техники привел бы к сокращению ее выпуска на начальном этапе. Это было невозможно, т.к. действующая армия нуждалась в увеличении поставок самолетов.
    Многие проекты, опытные образцы, разработанные в ОКБ, имели превосходные характеристики и в ряде случаев значительно опережали время. Павел Осипович Сухой всегда работал на грани технических возможностей, записав на свой счет немало конструкторских побед.
    В послевоенный период самолеты марки «Су» стали появляться на воздушных парадах. Западные военные эксперты к немалому своему удивлению обнаружили, что ОКБ, которое они поспешили списать со счетов, продолжает плодотворно работать. П. Сухой, названный на Западе «конструктором, вышедшим из тени», создал для ВВС и ПВО страны фронтовой истребитель Су-7, перехватчики Су-9 (Су-11) и Су-15, истребитель-бомбардировщик Су-17. Более того, истребители Су-7 и Су-17 в разных модификациях (Су-20, Су-22) стали поставляться на экспорт в 18 стран мира.
    ОКБ П.О Сухого разработало ряд самолетов, ставших знаковыми для нашей авиации. Многоцелевой всепогодный фронтовой бомбардировщик Су-24 с изменяющейся стреловидностью крыла, штурмовик Су-25, истребитель завоевания господства в воздухе Су-27, их модификации и поныне стоят в боевом строю России.
    Сегодня полным ходом идут работы по созданию истребителя 5-го поколения. Специалисты считают, что, каким бы ни было тяжелым нынешнее состояние дел в авиапромышленности России, конструкторская школа, наработки одного из старейших ОКБ страны дают повод ожидать появления новой уникальной боевой машины, не имеющей аналогов в мире.
    Словом, у ОКБ Сухого прекрасные перспективы развития. Как говорят летчики, горизонт чист и видимость «миллион на миллион».
 ||  Юрий АВДЕЕВ.



«Дон» и «Волга» в впадают в космос


    Дорогие ветераны и труженики тыла!
    От всей души поздравляем вас с великой датой – 60-летием нашей Победы в Великой Отечественной войне!
    В этот светлый праздник мы благодарим тех, кто своим мужеством, героизмом и ценой собственной жизни отстоял Родину, принес на нашу землю мир.
    Низкий поклон тем, кто был на передовой, в окопах.
    Низкий поклон тем, кто первым поднимался и вел в атаку.
    Низкий поклон тем, кто ушел в партизаны и боролся с врагом на оккупированных территориях.
    Низкий поклон труженикам тыла, кто день и ночь ковал оружие Победы.
    Низкий поклон ленинградцам, пережившим ужасы блокады, но не отдавшим свой город врагу.
    Вы с честью выполнили беспримерный по своему героизму долг по защите Отечества от врагов. Ваши отвага и доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны на фронте, стойкость и мужество в тылу не забудутся никогда. И сегодня, в новом тысячелетии, мы, как и прежде, ощущаем волнение и радость, когда встречаемся с вами, испытываем гордость, глядя на ваши награды. Мы скорбим о тех, кто не дожил до сегодняшнего праздника — Дня Победы. А вам, дорогие ветераны, желаем здоровья, долгих лет жизни, бодрости, оптимизма, счастья и благополучия вашим семьям!
    Спасибо за ваш Подвиг, за все, что вы сделали для страны!
    Вы были и остаетесь символом гражданской и воинской доблести, честью и гордостью Отечества!

    
Генеральный директор ОАО «Концерн «РТИ системы» Сергей БОЕВ.

    9 Мая относится к самым ярким, величественным и торжественным страницам истории нашего государства. Этот день стал для нас символом национальной гордости и памяти. В годы войны каждый стремился внести свой вклад в общее великое дело. Не были исключением и коллективы предприятий, входящих в настоящее время в состав Концерна «РТИ системы».
    Когда в 1941 году большая часть европейской части СССР была захвачена фашистами, миллионы наших сограждан оказались на оккупированной территории. Голосом свободы, голосом Родины были для них сводки Совинформбюро. В условиях тяжелого военного времени в кратчайшие сроки была построена Куйбышевская радиостанция мощностью 1.200 кВт. Главным инженером Строительства №15 был академик А.Л. Минц – классик отечественного радиостроения, создатель системы противовоздушной обороны г. Москвы С-25, основатель Радиотехнического института (РТИ), входящего ныне в состав ОАО «Концерн «РТИ системы».
    В ноябре 1941 года в Киеве прогремел взрыв в здании, где располагалось гестапо. При отступлении нашими войсками был заложен радиофугас. А сигнал, активизировавший заряд, был подан с длинноволновой радиостанции им. Коминтерна, спроектированной и построенной Минцем еще в начале 30-х годов.
    Другое предприятие, входящее в состав концерна – Научно-исследовательский комплекс научно-исследовательский институт дальней радиосвязи (ОАО НПК НИИДАР). С середины 30-х годов прошлого столетия завод № 37 имени Серго Орджоникидзе (так тогда именовалось предприятие) был одним из центров отечественного танкостроения.
    Трудно переоценить вклад ученых, конструкторов, инженеров и рабочих в копилку нашей Победы. Но уже в августе 45-го стало ясно, что появилась новая угроза – ядерное оружие, баллистические ракеты. В связи с этим возникла необходимость в создании мощных радиолокационных станций (РЛС). Существовавшие тогда РЛС имели максимальную дальность действия 200 – 300 км, да и то при наблюдении крупных объектов – самолетов. А нужно было обнаруживать и сопровождать на расстояниях более 1.000 км объекты гораздо меньших размеров – головные части ракет при их полете в околоземном космосе.
    Начиная с 1954 года коллективами институтов РТИ и НИИДАР были разработаны и развернуты первые отечественные РЛС дальнего обнаружения. Такие РЛС используются для контроля космического пространства (ККП) и предупреждения о ракетном нападении (ПРН). Этим было положено начало современным системам ракетно-космической обороны.
    Вехи нашего большого пути:
    1967 год: впервые создана РЛС с крупноапертурной антенной.
    1972 год: ввод в строй РЛС ПРО «Дунай-3» с электронным сканированием по углу места, а в 1978 году – РЛС ПРО «Дунай 3У», которая успешно работает в непрерывном режиме и поныне.
    1978 год: создание наземного эшелона СПРН на базе серийной РЛС «Днепр» (15 РЛС) и первой в мире фазированной антенной решетки (ФАР) в РЛС «Даугава».
    1981 год: начало работы первого в мире двухпозиционного ракетно-локационного комплекса (РЛК) «Днепр-Даугава».
    1984 год – ввод в действие первой в мире мощной РЛС с ФАР «Дарьял»
    1994 год: в строю - РЛС ПРО «Дон-2Н», самая информативная в мире. Исторический факт: во время проведения международного эксперимента по обнаружению малоразмерных космических объектов, проводимого по программе «ОДЕРАКС», с космического корабля «Шаттл» в открытый космос были выброшены эталонные сферические отражатели - металлические шары диаметром 5, 10 и 15 сантиметров.
    Только две РЛС смогли обнаружить, сопровождать и выдать координаты этих шаров – «Дунай 3У» и «Дон-2Н». Устойчивое сопровождение самого малого космического объекта - шарика диаметром 2 дюйма (5 см) смогла осуществить только уникальная станция – многофункциональная радиолокационная станция «Дон-2Н».
    1999 год: ввод в действие радиооптического комплекса «Крона», предназначенного для автономного обнаружения и определения траекторных параметров низкоорбитальных космических объектов (КО).
    2003 год: в боевом строю - РЛС СПРН «Волга» с полностью твердотельной ФАР.
    Все радиолокационные средства, созданные учеными и инженерами концерна, несут боевое дежурство по защите рубежей нашей Родины.
    C 2001 года Концерн «РТИ системы» выполняет функции головного исполнителя работ по созданию информационных средств РКО наземного базирования, организации технической эксплуатации действующей группировки систем ПРН, ККП, ПРО.
    В настоящее время концерн завершает создание нового поколения высокопотенциальных РЛС – так называемых станций и комплексов высокой заводской готовности (РЛС ВЗГ). В отличие от своих предшественников РЛС ВЗГ при более высокой боевой эффективности имеют на порядок ниже эксплуатационные расходы и практически не требуют затрат на капитальное строительство. Они отличаются модульностью построения, открытой архитектурой, что позволяет создавать РЛС (РЛК) необходимой конфигурации под конкретные требования заказчика. В заделе предусматривается переход к производству РЛС и РЛК полной заводской готовности, обладающих мобильностью.

Передовая прошла через цеха

    Слова «Все для фронта, все для победы!» были в годы войны законом жизни каждого трудового коллектива. Наши соотечественники трудились, что называется, на износ не из-за материальных вознаграждений. Трудовой героизм и самоотверженность определялись высоким патриотизмом, любовью к Родине, желанием сделать все возможное для победы над ненавистным врагом. Наш рассказ о предприятиях, которые сегодня входят в Концерн ПВО «Алмаз-Антей», и их вкладе в приближение светлого дня Победы.

    Работники предприятий, как и все советские люди, стремились на фронт. Около 6 тысяч работников Ленинградского государственного Обуховского завода записались в добровольцы. Из них были сформированы рабочий батальон, 5 партизанских отрядов, истребительный батальон, полк народного ополчения.
    Предприятие подвергалось интенсивным обстрелам и бомбежкам: по заводу было выпущено более 3,5 тысячи артиллерийских снарядов, на цеха сброшено более 500 крупных и несколько тысяч зажигательных авиабомб. Несмотря на отсутствие топлива и почти полное отключение электроэнергии, постоянные обстрелы и бомбежки, большую смертность людей во время блокады от истощения (от бомбежек и голода погибли более 4 тысяч обуховцев), завод не прекращал работы.
    В военные годы завод бесперебойно снабжал армию орудиями, минами, снарядами. Здесь было изготовлено более 20 тысяч бронетанковых и фугасных снарядов, выпущено более 90 тысяч деталей для реактивных мин М-13 («катюша»), 11 тысяч деталей для пулемета «максим», 125 тысяч мин калибра 82 мм, создано 30 новых артиллерийских батарей на железнодорожных платформах, оснащенных двумя или четырьмя главными орудиями до 152 мм включительно, налажено серийное производство противотанковой пушки калибра 100 мм.
    В сентябре 1945 года за беспримерный трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны, за выпуск военной продукции для фронта завод был награжден орденом Красного Знамени.
    Не менее ощутимый вклад в достижение Победы над врагом внесли труженики Московского завода авиационного вооружения № 32 (ныне – ОАО «ВМП «АВИТЕК»). В октябре 1941 года он был переведен в город Киров. Эвакуация прошла организованно и в сжатые сроки. А уже 5 декабря 1941 года завод приступил к работе. Он был практически возрожден на новом месте в тяжелейших военных условиях. В течение декабря завод дал фронту первую продукцию – 50 тысяч противотанковых гранат, а в январе 1942 года перешел к выполнению той же программы, что и в Москве.
    Серийное производство изделий на заводе было организовано по поточному принципу, что позволило увеличить их выпуск в несколько раз. В середине 1944 года на заводе действовала 21 поточная линия. Номенклатура выпускаемых изделий насчитывала более 40 наименований. За 1942 – 1945 годы предприятие изготовило и поставило самолетным заводам 265,5 тыс. изделий авиационного вооружения (примерно 59 тыс. изделий в год), в том числе агрегатов бомбардировочного вооружения – более 136 тыс., агрегатов стрелково-пушечного вооружения – более 63 тыс. и т.д. Это было больше, чем установленное при создании завода контрольное задание по бомбардировочному вооружению почти в 10 раз, по стрелково-пушечным установкам – в 3 раза. В результате было полностью укомплектовано авиационным вооружением 11.400 бомбардировщиков Пе-2, 5.300 бомбардировщиков Ил-4, 500 бомбардировщиков Ер-2, а также Ту-2, Ил-2, Ла-5 и другие самолеты. Без преувеличения можно сказать: вся основная бомбардировочная авиация Великой Отечественной войны была укомплектована агрегатами авиационного вооружения, изготовленными на заводе № 32.
    Теперь о Нижегородском машиностроительном заводе. Уже через месяц после начала войны предприятие стало выпускать 30 – 35 пушек в день вместо 3 – 4 выпускаемых ранее. Затем был утвержден график по выпуску 100 пушек в сутки (т.е. 3.000 пушек в месяц!), которому предшествовало жесткое постановление ГКО: срыв в выпуске пушек классифицировался как государственное преступление. Была установлена 4-часовая, а иногда, в особо ответственных случаях, и двухчасовая, т.е. через каждые два часа, сверка графика. Ежесуточно в 24.00 руководство завода докладывало правительству и непосредственно Сталину о выполнении графика.
    За время Великой Отечественной войны из стен завода вышло более 100 тысяч (!) пушек – это уникальный результат, в который трудно поверить даже сегодня в условиях высокотехнологичного производства. Правительство отметило заслуги коллектива завода тремя орденами – Трудового Красного Знамени, Красного Знамени и Отечественной войны I степени. Многие сотрудники завода были награждены орденами и медалями, в том числе орденом Ленина – 18 человек, орденом Трудового Красного Знамени – 103 человека, орденом Отечественной войны I и II степени – 9 человек, орденом Красной Звезды – 110 человек, орденом «Знак почета» - 199 человек.
    Завод «Авангард» ведет свою историю с января 1942 года, он был создан для производства и ремонта авиационных двигателей, поступающих с фронта. О том, как самоотверженно трудились заводчане, говорит тот факт, что коллектив предприятия за высокие трудовые достижения, освоение и выпуск сложнейших видов вооружений и ракетной техники в победном 45-м был награжден орденом Красной Звезды.
    Однако старейшим предприятием Концерна ПВО, безусловно, считается Екатеринбургский машиностроительный завод имени Калинина. Он поставляет военную продукцию с 1868 года!
    Постановлением ГКО от 10 октября 1941 года было принято решение об эвакуации завода в глубь страны. Завод был эвакуирован в Свердловск, где ему была предоставлена территория строящегося станкозавода. В тяжелейших условиях, в зимние холода в декабре 41-го первые полсотни 85-мм полуавтоматических зенитных пушек 52-П-365 были отправлены на фронт, на защиту столицы. Помимо их, во время войны завод выпускал 37-мм морскую зенитную пушку 70-К, а также совместно с заводом № 9 - пушки Д-5С и Д-10С для самоходных установок СУ-85 и СУ-100, производимых Уралмашзаводом. Всего же за годы Великой Отечественной войны завод № 8 им. М.И. Калинина выпустил 20 тысяч зенитных пушек.
    Завод имени Коминтерна после эвакуации из Ленинграда в Новосибирск уже к марту 1942 года достиг запланированной годовой мощности продукции военного назначения: автомобильные радиостанции «РАТ» и РЛС «Редут», стационарные маломощные (50 Вт) передатчики «Бухта» и т.д. Необходимо отметить, что большинство комплектующих изделий к станциям было изготовлено на заводе. Всего за годы войны было выпущено 930 радиостанций и других радиоаппаратов, которые получили высокую оценку в действующих войсках.
    К сожалению, в небольшом газетном материале невозможно рассказать о всех предприятиях, входящих в Концерн ПВО. Важно то, что и сегодня коллектив концерна, а это десятки тысяч человек, ударно трудится, внося весомый вклад в укрепление обороноспособности Отчизны.
    Нам, военным, особенно важно, что Государственный оборонный заказ на 2004 год был выполнен концерном «в полном соответствии с государственными контрактами и договорами» в объеме, превышающем показатели 2003 года на 47,3 процента. Доля предприятий Концерна ПВО в общем объеме поставок для Министерства обороны РФ военной техники противовоздушной и противоракетной обороны составила в прошлом году почти 80 процентов.
 ||  Анатолий АНТИПОВ.



Каска у Вечного огня

    На Победу работала вся страна. Во многих городах совсем не случайно на постаменты вознесены танки, пушки, самолеты, автомобили. А вот в Лысьве, что в Пермской области, рядом с воином-победителем у Вечного огня находится обычная солдатская каска...


    ЛЫСЬВЕНСКИЙ металлургический завод (ЛМЗ) известен не только в России, но и далеко за ее пределами электротехническим оцинкованным прокатом, слитками мартеновской стали, газовыми и электрическими плитами и другой не менее важной для народного хозяйства продукцией.
    Подлинный подвиг вершили в годы войны труженики предприятия. Сутками не покидали рабочие места, осваивая производство артиллерийских снарядов для малокалиберных зенитных и авиационных пушек. В инструментальном цехе был освоен и отлажен выпуск зажигательных авиабомб и полурубашек для защиты самолетов. Металлурги освоили производство реактивных снарядов для легендарных «катюш» и «андрюш». Но особенно трудно далось изготовление стальных шлемов, именуемых в обиходе касками.
    - Наш завод и раньше их выпускал, - рассказывает ветеран Лысьвенского металлургического завода В. Лямзин. - Каска образца 1936 года «прошла крещение» в боях у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, но, как оказалось, имела уязвимые места.
    - Очень трудными были поиски формы каски, ведь достойного аналога даже в зарубежной практике не было, - вспоминает бывшая в начале войны конструктором Надежда Чекмарева. - Мы в содружестве со слесарями, изготовляющими штампы, с технологами и настройщиками коллективно нашли новую форму шлема.
    - ПЕРВЫЕ каски изготавливались из стали, выплавляемой в Мотовилихе и прокатанной на броневой лист в Чусовом и Нытве. Но в 1941 году эти заводы получили другое военное задание. Снабжение металлом нарушилось. Решено было осваивать выплавку стали и ее прокатку в Лысьве, - вспоминает бывший заместитель начальника производственного отдела Жданов. Сейчас ему почти 92 года, но в памяти Ивана Ивановича хранятся важные детали из биографии предприятия, которому он после участия в сражении на Халхин-Голе посвятил более пятидесяти лет.
    Плавить доселе невостребованную марку стали поручили наиболее квалифицированным сталеварам Н. Провкову и Е. Бражникову, которые неоднократно назывались лучшими сталеплавильщиками Союза.
    «В процессе освоения новой для нас марки, - читаем строки из воспоминаний бывшего сталевара Н. Провкова, - всегда у печей были главный инженер завода Трегубов, начальник мартеновского цеха Устюгов и другие ведущие специалисты. Но броневая сталь не шла. Не хватало то одного, то другого компонента: порой лаборанты обнаруживали в ней или совершенно ненужную серу, или шлак получался кислым и его приходилось скачивать, а потом формировать новый... Время шло, Маршал Советского Союза С.М. Буденный требовал ускорить работу...»
    Прокатывать первые слитки на своем сутуночном стане оказалось невозможным из-за большого веса. Пришлось обращаться к соседям - металлургам Чусового. Несмотря на предельную загруженность, там прокатали удачную плавку. Настала пора браться за дело листопрокатчикам. К прокатным станам стали передовые бригады вальцовщиков.
    Конструкторы завода бились над совершенствованием качества броневой стали, над формой каски. Потому что, по определению работавшего в те годы старшим конструктором технического отдела А. Филина, немецкие и французские каски гроша ломаного не стоили.
    - А мы должны были создать надежнее и не тяжелее 800 граммов, - констатировал работавший начальником отдела И. Ястребов.
    Поступающую из прокатного цеха сталь закаляли, потом для снятия внутреннего напряжения опускали в хлопковое масло, промывали в каустической соде и обрабатывали в пескоструйном аппарате. После этого брали на пробу кусок стали и стреляли по нему из винтовки.
    - Стрельбой проверялись и прочность бронелиста, и качество касок в целом, - отметил в разговоре бывший контролер ОТК К. Беляев. - Углубление от пули не должно было превышать трех миллиметров. Если же под микроскопом обнаруживались пусть даже маленькие трещинки, всю партию металла выбраковывали.
    - Да, нашему поколению нелегко пришлось, - вспоминает ветеран трудового фронта А. Аблицев. – Трудности усугублялись тем, что на сборке подтулейной части и покрасе касок не было ни одного взрослого. У конвейеров сидели девочки-школьницы. Они смертельно уставали от изнурительной работы, но старались делать как можно больше касок.
    - Зная о том, что именно мои земляки снабжают армию касками, я постоянно следил, выдерживают ли они попадание пуль и осколков, - поделился воспоминаниями ветеран Великой Отечественной войны старший лейтенант в отставке А. Перевозкин. - Установил: если обычные винтовочные или автоматные пули попадали не под прямым углом, то они обычно рикошетили, не причиняя каске повреждения. Если же было прямое попадание, то в каске выламывался кусок стали на 2 - 3 сантиметра и боец получал легкое ранение. Удары небольших осколков каску не пробивали, но крупные – от снарядов - проламывали ее. Однако редко бывало, чтобы боец при этом был смертельно ранен.
    Другими словами, лысьвенские стальные шлемы спасли жизнь многим нашим воинам.
 ||  Юрий УТКОВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex