на главную страницу

12 Мая 2005 года

Планета людей

Четверг

Новая основа сотрудничества

Алексей ЛЯЩЕНКО.



В Москве на следующий день после торжеств, посвященных 60-летию Великой Победы, состоялся саммит Россия - ЕС. Дата и место встречи в верхах, несомненно, оказались символичными - оба события были призваны подчеркнуть единство в Европе. И хотя никаких документов на саммите Россия - ЕС подписывать не планировалось, он, по мнению наблюдателей, стал определенным прорывом в отношениях России и Евросоюза.

     
Приняты «дорожные карты»

     Пятнадцатая встреча в верхах Россия - ЕС проходила в формате 1+2+1. Россию представлял Президент Владимир Путин. От Евросоюза, в который сегодня входит 25 государств, переговоры вели председатель «правительства ЕС» - Еврокомиссии - Жозе Мануэл Баррозу с верховным представителем ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьером Соланой, а также премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер (его страна председательствует в ЕС в первом полугодии 2005 года).
     Главным событием встречи стало принятие Россией и ЕС так называемых «дорожных карт» по четырем общим пространствам сотрудничества нашей страны с «единой Европой»: экономического; свободы, безопасности и правосудия; сотрудничества в сфере внешней безопасности; науки и образования, включая культурные аспекты.
     Впрочем, как подчеркивали представители и России, и Евросоюза, принятие «дорожных карт», которые, кстати, будут опубликованы, станет не концом пути, а началом нового этапа в стратегическом партнерстве России с ЕС. Как заявил на итоговой пресс-конференции Президент России Владимир Путин, реализация «дорожных карт» не только «позволит существенно продвинуться по пути строительства единой Европы без разделительных линий», но и «создаст условия для свободного общения между людьми», «расширит возможности сотрудничества».
     Общее пространство свободы, безопасности и правосудия России и ЕС предполагает совместную борьбу с терроризмом, оргпреступностью, наркотрафиком, нелегальной миграцией, торговлей людьми и обустройство границ. Эта «дорожная карта» также предполагает по «программе минимум» облегчение, а «программе максимум» - отмену визового режима между Россией и ЕС. Переговоры об этом продолжаются (буквально на прошлой неделе в Брюсселе прошел их очередной раунд), а с учетом решений саммита в Москве и вовсе выходят на новый уровень. Евросоюз увязывает перспективы визового режима с Россией с подписанием с нашей страной большого договора о реадмиссии, то есть возврате нелегальных мигрантов. Москва же ведет работу по подписанию подобных документов со всеми своими соседями и пока имеет такое соглашение, кстати, ставшее первым, с Литвой и именно в рамках ЕС. Отметим также, что двусторонние соглашения об облегчении визового режима у России действуют с Германией, Францией и Италией.
     Третья «дорожная карта» - по общему пространству внешней безопасности - подразумевает «создание благоприятных внешних условий для обеспечения безопасности и процветания в России и ЕС». Взгляды Москвы и ЕС во многом совпадают по ситуации на Ближнем Востоке, в Ираке, Афганистане, на Балканах, где именно ЕС, получая от НАТО бразды правления в миротворческой деятельности, играет все большую роль. Важное место в диалоге России и ЕС занимает постсоветское пространство, где каждая из сторон имеет свои интересы. Но пока речи о вступлении других бывших советских республик, кроме уже ставших членами ЕС стран Балтии, не идет. Россия и ЕС, как говорится в документе, намерены развивать взаимодействие в разрешении «замороженных конфликтов», в том числе в Приднестровье, Абхазии, Осетии и Нагорном Карабахе. В этом списке нет Чечни – в Москве считают это симптомом признания Евросоюзом процесса политического урегулирования в республике. В «дорожной карте» говорится и о сотрудничестве в сфере обороны, нераспространении оружия массового поражения, его компонентов и средств доставки, проведении совместных спасательных операций при природных катаклизмах.
     Еще одно общее пространство - науки и образования, включая культурные аспекты. По нему у сторон всегда было меньше всего разногласий и проблем. Как известно, Москва присоединилась к Болонскому процессу, регулирующему нормы высшего образования в Европе. Теперь и Россия, и ЕС выходят на единое пространство высшего образования, что подразумевает не только, например, взаимное признание и «хождение» дипломов, но и подготовку специалистов. Этот процесс уже реализуется – в Москве на базе МГИМО МИД РФ создан российско-европейский колледж, который начинает готовить специалистов, например, по знанию проблем Евросоюза. В перспективе отношений России и ЕС в этой сфере – унификация и среднего образования. Эта же «дорожная карта» предполагает сотрудничество России и Евросоюза в науке, например, развитие совместного спутникового проекта «Галилео-ГЛОНАСС», и многие культурные аспекты, в частности содействие изучению русского языка в странах - членах ЕС и наоборот.
     
Калининградский транзит

     1 мая 2004 года в Евросоюз вместе с 9 другими государствами Центральной и Восточной Европы официально вступила Литва. Для Москвы это событие стало принципиальным, так как именно через территорию Литвы идет жизнеобеспечение субъекта Российской Федерации – Калининградской области. На саммите в Москве Россия и ЕС подвели итоги первого года членства Вильнюса в «единой Европе». Напомним, что и сегодня отношения России и расширившегося и вышедшего непосредственно на российские границы ЕС регулируются совместным заявлением о расширении ЕС, принятом в Люксембурге 27 апреля 2004 года – буквально накануне самого расширения союза. Россия, подчеркивала Москва перед саммитом в Кремле, условия совместного заявления выполнила и даже перевыполнила, ратифицировав Киотский протокол, за который так радел именно Евросоюз. А вот с обязательствами ЕС не все так просто.
     Важнейшим аспектом сотрудничества сторон остается ситуация с транзитом людей и грузов в Калининградскую область из «большой России» и обратно. При этом Москва и ЕС считают, что выстроенная в ноябре 2002 года система передвижения людей (на основе универсальных транзитных документов и проездных документов на железнодорожном транспорте) работает. Однако все это стоит немалых денег – несколько миллионов евро в год, которые пока платит ЕС. И уже появляются предложения из Брюсселя, чтобы эти деньги как минимум наполовину оплачивала Россия… Ситуация с транзитом людей может осложниться еще больше после планируемого присоединения Литвы в 2007 году к Шенгенскому соглашению - со всеми его требованиями, в том числе и по визам. Для калининградцев же этот вопрос становится принципиальным. Тем более что с 1 января этого года многие жители области уже почувствовали всю серьезность намерений официального Вильнюса – Литва перестала выдавать россиянам универсальные транзитные документы на проезд в область и «большую Россию» по общероссийскому гражданскому паспорту. Теперь такое разрешение можно получить только по заграничным паспортом, которыми жители самого западного региона России до конца не обеспечены и сегодня. Много проблем остается в отношении транзита грузов. Здесь и выдвигаемые Литвой нормы страхования грузов, фитосанитарного контроля, тарифы и пошлины, военный транзит…
     
Балтийская тема

     Особое место на саммите в Москве заняли осложнившиеся отношения России и стран Балтии. Российское руководство в первую очередь подняло вопросы обеспечения прав русскоязычных меньшинств Латвии и Эстонии, что также было прописано в совместном люксембургском заявлении России и ЕС перед расширением союза. У Москвы есть претензии к выполнению Евросоюзом своих обязательств по этому вопросу. Однако позиция ЕС пока особо не меняется – Брюссель апеллирует к тому, что при вступлении стран Балтии в Евросоюз было решено, что в этой сфере они соответствуют стандартам ЕС. Россия же настаивает на срочных мерах, направленных на исправление ситуации с обучением на русском языке, выборными правами, снятием многочисленных запретов на профессии, прекращением «охоты на ведьм» и попытками переписать историю, которыми славятся Латвия, Литва и Эстония.
     К слову, отметим, что и Евросоюз периодически «прикладывается» к теме переписывания или своей трактовки истории. Так, буквально перед саммитом в Москве вице-президент Еврокомиссии Гюнтер Ферхойген, находясь с официальным визитом в Таллине, заявил, что Россия «должна признать факт оккупации стран Балтии» (отметим, что сама Еврокомиссия дезавуировала это заявление своего высокопоставленного чиновника, подчеркнув, что он высказал частное мнение).
     Внимание наблюдателей было приковано и к проанонсированной возможности подписания давно готового (еще в 1999 году) договора о границах между Россией и Латвией. И все шло именно к этому. Однако 26 апреля латвийское правительство неожиданно приняло одностороннюю декларацию, приложенную Ригой к двустороннему документу. В декларации оговаривается, что договор о государственной границе не отменяет мирный договор, заключенный Россией и Латвией 11 августа 1920 года. Но в нем указано, что к территории Латвии относится город Пыталово Псковской области, который в Латвии называют Абрене. А это уже – территориальные претензии.
     В начале года Москва предлагала совместить подписание двух документов - пограничного договора с Латвией и политической декларации об основах отношений. Президент Вайра Вике-Фрейберга отвергла эту идею, усмотрев в российском проекте декларации попытку изложить прошлое в духе позитивного истолкования советской истории. Теперь все наоборот: Москва была готова подписать пограничный договор без дополнительных документов, но демарш Риги лишил Россию этой возможности. В итоге на пресс-конференции в Москве по результатам саммита ситуацию вокруг пограничного договора с Латвией описал Президент РФ Владимир Путин. По его словам, Россия не подпишет договор, пока латвийское правительство не аннулирует эту декларацию и не откажется от территориальных претензий к России.
     В отличие от лидеров Литвы и Эстонии президент Латвии приехала в российскую столицу на празднование Дня Победы. Однако скандал вокруг пограничного договора, помноженный на требования покаяться за «оккупацию» стран Балтии, вряд ли улучшит отношения между Москвой и Ригой. Тем временем Эстония, принципиально отвергшая приглашение на российские торжества, готовится подписать пограничный договор с Россией 18 мая. Никаких деклараций к договору Таллин прилагать не будет.
     Любопытно, что ЕС, постоянно указывающий Латвии и Эстонии на неурегулированность их границ, в данном случае как бы дистанцируется. «В ЕС хотели бы, чтобы Россия и Латвия подписали договор о границе», - заявила член европейской комиссии, отвечающая за внешние связи, Бенита Ферреро-Вальднер. «Но это двустороннее дело Латвии и России».
     
Проблема-2007

     И Россия, и ЕС признают, что потенциал их сотрудничества огромен. Но многое в нем пока попросту «подвешено». Например, из-за неясного статуса в первую очередь самого ЕС. В октябре 2004 года у Евросоюза появилась своя конституция. Основной закон ЕС многое меняет – у союза появляются президент на пять лет, а не председатель на 6 месяцев на основе ротации, как это происходит сейчас; полноценное правительство и, в частности, министр иностранных дел ЕС, сужающий сферу применения отдельными странами права вето; новая система голосования… Конституция должна вступить в силу с 2008 года при условии, что все без исключения страны—члены ЕС ее ратифицируют. А сегодня полной уверенности в этом ни у кого нет. Хотя пока все в этом плане у ЕС и идет неплохо.
     Первой ратифицировала евроконституцию Литва, затем - Италия, Венгрия и Словения. Парламентские процедуры ратификации ожидаются также в Германии, Греции, Финляндии и на Кипре. В феврале 2005 года состоялся референдум в Испании. 29 мая запланирован референдум во Франции, и пока, по данным опросов, основной закон ЕС проходит «со скрипом». 1 июня по евроконституции будут высказываться Нидерланды, затем – Португалия. Наблюдатели говорят, что на исход голосования в этих странах во многом повлияют итоги референдума во Франции. В 2006 году еврореферендумы запланированы в Бельгии, Дании, Ирландии, Люксембурге, на Мальте, в Чехии и Великобритании.
     Ситуация серьезна настолько, что лидер победивших на парламентских выборах в Великобритании лейбористов Тони Блэр намерен создать в новом кабинете должность министра по подготовке к референдуму по евроконституции. По сведениям британской печати, окончательное решение будет принято по итогам референдума во Франции. Великобритания запланировала провести голосование последней из 25 стран ЕС - ориентировочно через год. Такая отсрочка понадобится Лондону для того, чтобы доказать евроскептикам преимущества «жизни по конституции».
     Собственно же для отношений России и ЕС принципиальное значение имеет 2007 год, в котором истекает базовое cоглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Наблюдатели отмечают, что до недавнего времени признаков, что обе стороны хотя бы в общих чертах представляют, что придет ему на смену и каковы должны быть основные принципы и ожидаемые результаты взаимодействия на ближайшие десятилетия, не было. А одобренные на саммите в Москве «дорожные карты» закладывают солидную основу для такого сотрудничества.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex