на главную страницу

13 Мая 2005 года

Тема номера

Пятница

РАКЕТНЫЕ ГОРОДКИ:
между прошлым и и будущим

Александр ДОЛИНИН, Вадим КОВАЛЬ.



     
Расформирование любой воинской части, а тем более ракетного соединения, – процесс не только организационно-технический, но и социальный. Ведь в силу специфики их создания и развития подавляющее большинство военных городков–«стратегов» являются автономными градообразующими формированиями с развитой инфраструктурой и, как правило, расположены на значительном удалении от крупных областных и районных центров.
     Уход же отсюда войск неизбежно порождает целый сгусток социальных проблем, который, совершенно очевидно, самостоятельно военным разрешить не под силу. О том, каковы дальнейшие перспективы военных городков, из которых выводятся ракетчики, и как удается снизить остроту проблем, возникающих в ходе такого реформирования, рассказывает командующий РВСН генерал-полковник Николай СОЛОВЦОВ.
     - Николай Евгеньевич, как известно, в РВСН продолжаются масштабные мероприятия по реформированию войск, в том числе связанные с сокращением воинских частей и соединений. Какие меры принимаются для социальной защиты тех, кто проживает в гарнизонах ракетчиков, попавших под «нож»?

     - За истекшие четыре года в РВСН проведен целый ряд плановых мероприятий по реформированию и оптимизации структуры войск. За этот период выведены из боевого состава и сокращены ракетные дивизии в Алтайском крае и Читинской области, управление ракетной армии в Чите, фонды которых организованно переданы войскам Сибирского военного округа и продолжают успешно функционировать в настоящее время.
     В результате реформирования из указанных гарнизонов отселены свыше 700 семей военнослужащих.
     Но даже то, что порядка 70 процентов офицеров, попавших под «оргштаты», все же удалось сохранить, не сняло всей остроты проблем, о которых пойдет речь ниже.
     Практика нашей работы показывает, что в случае передачи городков ракетчиков другим структурам Минобороны России или в ведение других министерств и ведомств сохраняются не только сами фонды городков, но и, что не менее важно, соблюдаются интересы проживающего в них населения. В случае же расформирования ракетных соединений и баз хранения, учитывая несовершенство нормативно-правовой базы, обеспечить создание новых рабочих мест для населения высвобождаемых военных городков, поддержание устойчивого функционирования их жилой и социальной инфраструктуры не представляется возможным. А это приводит лишь к социальной напряженности.
     С такой ситуацией мы столкнулись при расформировании в прошлом году базы хранения боевых железнодорожных ракетных комплексов. Высвобождаемый в этом случае казарменно-жилищный и специальный фонд не был востребован в интересах ни Минобороны России, ни других федеральных министерств и ведомств.

     - В чем суть возникающих проблемных вопросов?

     - Сначала скажу несколько слов о городках ракетчиков. Это полностью автономные, обладающие всей необходимой инфраструктурой городки, большая часть из объектов которых находится в эксплуатации менее 30 лет. На сегодня воинские части РВСН дислоцируются в 51 военном городке, где проживают более 600 тысяч человек. 14 из них имеют статус ЗАТО, а 37 – закрытых и обособленных военных городков. В зависимости от специфики дивизий и «возраста» самих военных городков от 10 до 80 процентов в них проживающих – военнослужащие, находящиеся в запасе или отставке, члены их семей, другие категории граждан, утративших связь с Вооруженными Силами. Учитывая, что РВСН – сравнительно молодой род войск, который недавно отметил свое 45-летие, техническое состояние фондов большинства высвобождаемых военных городков выгодно отличается от качества фондов других городков Минобороны.
     Теперь по сути заданного вопроса. Если прежде при реформировании войск командованию преимущественно приходилось иметь дело с объектами, расположенными на территории закрытых военных городков, где работала стандартная схема обеспечения жильем проживающих в них семей, то сегодня на первый план выходит проведение организационно-штатных мероприятий на объектах РВСН, дислоцированных на территории ЗАТО. Особенность нынешней ситуации заключается в том, что для отселения из ЗАТО граждан, утративших связь с армией, действующие нормативные правовые акты в области подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» можно применить ограниченно. Так, получить сертификат могут лишь те, кто нуждается в улучшении жилищных условий или не обеспечен жильем. А вот для лиц, обеспеченных жилыми помещениями, для постоянного проживания в ЗАТО предусмотрено участие в данной подпрограмме. Иными словами, проживающие на территории ЗАТО граждане, имеющие жилплощадь, соответствующую социальным нормам, считаются обеспеченными жильем, а вопросами их отселения обязана заниматься администрация ЗАТО за счет лимитов денежных средств, выделяемых в качестве субвенций из федерального бюджета.
     Вывод войск, ведущий к автоматическому упразднению статуса ЗАТО, и отсутствие рабочих мест в таких городках неизбежно породят безработицу и резкий спад благосостояния населения. Причем это коснется людей, допущенных к государственной тайне и обладающих знаниями и навыками высокотехнологического производства. При этом одновременно потеряет работу и значительная часть населения регионов, в которых расположены ЗАТО. По нашим расчетам, в случае невозможности обеспечить занятость населения ЗАТО, затраты на отселение людей из этих военных городков более чем в 15 раз могут превысить ежегодные расходы на их содержание.
     Командование РВСН в складывающейся ситуации постоянно задействует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и возможности, ищет нестандартные пути, которые позволили бы сформировать скоординированные подходы к решению социальных проблем людей, проживающих в высвобождаемых военных городках. За последние три года у нас были проведены несколько заседаний Военного совета РВСН и совещаний с участием представителей федеральных органов исполнительной и законодательной власти, глав администраций ЗАТО. В августе 2003 года было проведено специальное заседание Коллегии Минобороны с участием представителей всех заинтересованных министерств и ведомств, на котором были рассмотрены вопросы передачи жилых городков и фондов расформировываемых ракетных дивизий в ведение федеральных министерств и ведомств, местных органов власти и определены пути решения этих проблем. Было решено обратиться в Правительство РФ со следующими предложениями:
     сформировать правительственную комиссию для разрешения проблем ЗАТО и проработать возможность создания промышленного производства на базе высвобождаемых военных городков с учетом региональных особенностей;
     сохранить статус ЗАТО на переходный период (3-5 лет) после вывода войск РВСН в целях создания на имеющихся фондах высокотехнологичных производств и перехода муниципальных образований на самоокупаемость;
     внести принципиальные изменения в нормативно-правровую базу, регламентирующую выпуск и погашение ГЖС, увеличить с 2004 года лимит РВСН на получение ГЖС;
     расширить перечень фонда, подлежащего передаче администрации ЗАТО безвозмездно при невостребованности в интересах Минобороны России, включая здания специального и казарменно-штабного фонда, объекты социально-культурного назначения в целях создания на их базе новых рабочих мест.
     По результатам заседания коллегии было принято решение о создании Комиссии Правительства Российской Федерации по решению проблем закрытых административно-территориальных образований.
     Первым опытом работы комиссии стало определение порядка решения проблемных вопросов, связанных с упразднением статуса ЗАТО Кедровый Красноярского края. Минобороны в минувшем году был разработан согласованный с органами федеральной исполнительной власти Российской Федерации план переходного периода ЗАТО Кедровый для принятия Правительством России решения о его реализации. Планом переходного периода был предусмотрен комплекс мероприятий по созданию дополнительных рабочих мест за счет перепрофилирования в интересах Красноярского края имеющейся в ЗАТО Кедровый инфраструктуры, в том числе казарменно-штабного фонда с финансированием мероприятий из федерального бюджета.
     В целях реализации жилищных прав военнослужащих и членов их семей, в связи с проводимыми ликвидационными мероприятиями, Командованием РВСН, исходя из поступившего жилищного фонда в 2001-2004 годах (лимитов ГЖС), было выделено 100 квартир и, по ходатайству Командования РВСН, в порядке исключения, - 348 ГЖС для военнослужащих, подлежащих увольнению, и граждан, уволенных с военной службы.
     Однако в связи с реорганизацией Правительства РФ комиссия, к большому сожалению, была упразднена, большинство принятых решений не было реализовано.

     - Чем обернулась такая «недосказанность» в действиях федеральных органов власти по отношению к людям, проживающим в ЗАТО Кедровый?

     - Как следствие, за прошедшее с момента прекращения деятельности правительственной комиссии время, в ЗАТО Кедровый, откуда в июне 2004 года были выведены воинские формирования РВСН, значительно возросла социальная напряженность. Во многом это связано с тем, что администрация этого ЗАТО не сумела или не захотела взять складывающуюся ситуацию под свой контроль и пустила дело на самотек.
     Нереализованность предложенной Минобороны России и администрацией Красноярского края целевой программы трудоустройства свыше 5,5 тысяч человек, проживающих в ЗАТО, отсутствие каких-либо градообразующих производств взамен расформированных воинских частей, усугубленная удаленностью ЗАТО от г. Красноярска (свыше 60 км), привели к социальной и экономической нестабильности. И если на правительственном уровне не будут приняты соответствующие меры, то процесс этот будет принимать более явные очертания.
     Учитывая, что проблемы обеспечения социальной защищенности семей военнослужащих, проживающих в ЗАТО, где соединения РВСН подлежат ликвидации, не нашли своего окончательного разрешения по инициативе РВСН, в октябре 2004 года было подготовлено обращение министра обороны к Президенту Российской Федерации о возобновлении деятельности правительственной комиссии. Глава государства предложение Минобороны России поддержал.
     В декабре 2004 года были согласованы разработанные Минэкономразвития при участии Минобороны проект Постановления Правительства Российской Федерации «О Комиссии Правительства Российской Федерации по проблемам закрытых административно-территориальных образований» и проект положения о комиссии… Однако ее работа пока так и не возобновлена.

     - В связи с этим какие проблемные вопросы, связанные с ликвидацией ракетных соединений, требуют законодательного закрепления?

     - В первую очередь – это вопросы, связанные с упразднением ЗАТО. В дополнение к существующей законодательной базе Российской Федерации необходимо предусмотреть меры государственной поддержки социальной инфраструктуры упраздняемых ЗАТО, адаптации к условиям функционирования в режиме обычных населенных пунктов (муниципальных образований), обеспечения социальной защиты населения, отселения бывших военнослужащих. Также требуется расширить перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность в интересах обеспечения функционирования ЗАТО и ускорения решения вопросов создания новых производств (рабочих мест), дополнив его объектами казарменно-штабного и специального фондов. Совершенно очевидно и то, что необходимо предусмотреть безвозмездную передачу не востребованных и неиспользуемых в интересах Минобороны объектов недвижимости в ведение субъектов РФ и муниципальных образований без выставления их на реализацию. А в случае принятия решения о реализации высвобожденных Минобороны объектов недвижимости, возложить функции по их предпродажной подготовке и сохранению покупательной привлекательности (осуществлении охраны) на территориальные комитеты по управлению федеральным имуществом.
     Кроме того, необходимо снова вернуться к вопросу о включении в продпрограмму реализации ГЖС проживающих в данных гарнизонах граждан, в том числе военнослужащих, увольняемых из рядов Вооруженных Сил РФ, а также утративших служебную связь с организацией (объектом), расположенной в ЗАТО, и не имеющих жилья для постоянного проживания на территории Российской Федерации за пределами (сверх установленных лимитов для Минобороны России, чтобы не пострадали другие категории военнослужащих).
     Учитывая же, что ЗАТО является единым комплексом социально-экономического и оборонного значения по выполнению государственных задач на территории особо режимных объектов, имеется необходимость перейти от системы выборов к назначению глав администраций ЗАТО. Это позволит повысить отдачу от деятельности администраций.
     Добавлю, что до 2010 года планируется ликвидировать еще несколько ракетных дивизий и других войсковых структур. В этих военных городках в общей сложности проживает более 45 тысяч человек, о будущем которых необходимо позаботиться уже сегодня.

     На снимке:военный городок РВСН «Зеленый»


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex