на главную страницу

21 Мая 2005 года

Оружие России

Суббота

«Безлошадные»

Cтанут ли мотострелки снова пехотой?

Андрей ГАРАВСКИЙ.



Российское правительство в последние годы пересмотрело свои взгляды на участие государства в управлении оборонно-промышленным комплексом (ОПК) в сторону ужесточения контроля над отраслью. Но, несмотря на это, время от времени предприятия ОПК, особенно являющиеся акционерными обществами, сотрясают крупные скандалы, связанные с банкротством, сменой собственника, перераспределением пакета акций. В подвешенном состоянии сегодня оказалось очередное крупное предприятие отечественной «оборонки» ОАО «Курганмашзавод» (КМЗ), широко известное как производитель боевых машин пехоты (БМП) для нашей армии и не только.


     В конце апреля текущего года нефтехимическая компания «СИБУР» на закрытом аукционе продала свой самый крупный непрофильный актив - контрольный пакет акций ОАО «Курганмашзавод». Победителем торгов, в которых участвовало три претендента: «РусПромАвто», ОАО «Универсальная инвестиционная компания», концерн «Тракторные заводы», стал последний участник аукциона, предложивший за КМЗ больше остальных - 1 миллиард 195 миллионов рублей.

     По сообщению пресс-службы «СИБУРа», этот концерн и станет владельцем 50,63 проц. уставного капитала КМЗ. Случится это после перечисления покупателем на счет «СИБУРа» необходимой суммы и оформления сделки.
     Концерн «Тракторные заводы» является крупнейшим в России производителем тракторов. В концерн входят Онежский, Чебоксарский, Владимирский и Липецкий тракторные заводы.

     Похоже, что государство пока не сформулировало окончательно свое отношение к смене собственника на Курганмашзаводе. Само оно стать им отказалось. Между тем очевидно, что все-таки предполагалось приобретение КМЗ холдингом «РусПромАвто». Хотя вначале обсуждалась и возможность передачи контрольного пакета КМЗ государственной компании «Рособоронэкспорт». Дело в том, что БМП-3 имеют неплохой экспортный потенциал. В течение 10 лет около тысячи этих машин были приняты на вооружение различных стран. При этом Курганмашзавод оказывает инозаказчику весь комплекс услуг по разработке, производству, поставке, обслуживанию и модернизации военной техники. Это совместная разработка и производство машин типа БМП, комплектующих для них, сборка БМП в стране заказчика, поставка запасных частей, учебного и вспомогательного имущества, послепродажное обслуживание, ремонт и модернизация ранее поставленных машин, создание центров сервисного обслуживания, ремонтных баз, а также обучение национальных кадров.

     Вроде не возражало против «РусПромАвто», производящего грузовики и бронетранспортеры для военных, и Министерство обороны России. Но этот холдинг не выиграл аукцион.

     30 апреля в Кургане состоялся брифинг, на котором губернатор Курганской области Олег Богомолов заявил, что «в течение последних четырех с лишним лет финансово-промышленная группа «СИБУР», до недавнего времени являвшаяся собственником завода, фактически ушла от полноценного управления и от возможностей вложения инвестиций для технологического и технического перевооружения предприятия. Компания не вела работу по загрузке мощностей как по гражданской продукции, так и по оборонному заказу.

     Правительство области обратилось к Президенту России с просьбой изыскать возможность выкупить пакет акций, чтобы он был в государственном управлении. Но, к сожалению, нас не поддержали в решении вопроса таким образом. Мы начали сами решать проблему с собственником, который мог бы быть более заинтересованным в организации успешной работы данного предприятия. В качестве компаньона мы видели компанию «РусПромАвто», входящую в ФПГ Олега Дерипаски. Наше предложение поддержало и Министерство обороны РФ как один из важнейших участников загрузки завода по оборонному заказу.

     В течение четырех месяцев мы пытались решить эту задачу. И вот состоялись торги, в которых приняли участие по меньшей мере три претендента. Компания «РусПромАвто» предложила сумму в пределах 41 миллиона долларов, «Тракторные заводы» - около 44 миллионов долларов. Таким образом последние и выиграли торги.

     Я хотел бы работать с Олегом Дерипаской. Для этого есть объективные причины: он является владельцем Арзамасского завода по производству бронетранспортеров, их компания совсем недавно купила Барнаульский дизельный завод, который является основным поставщиком силового агрегата - основной комплектующей части машины, производимой на Курганмашзаводе. Мы планировали в рамках трех заводов создать единый оборонный холдинг, была понятна схема дальнейшей работы. Сегодня пока она не ясна: головной завод находится у одного собственника, а основной комплектующий агрегат должен поставлять совсем иной производитель. Но факт есть факт. Процесс купли-продажи прошел, будем выстраивать отношения с новым собственником»
.

     Так что же сулит КМЗ смена собственника? Есть мнение, что «Тракторные заводы» отнюдь не будут озабочены производством БМП для нужд Российской армии. Так, например, считает губернатор Свердловской области Эдуард Россель. Как сообщает ПРАЙМ-ТАСС, он невысокого мнения о предпринимательских и управленческих способностях екатеринбургского бизнесмена, стоящего за сделкой. Эдуард Россель, чья администрация уже давно и безрезультатно пытается заставить этого предпринимателя развивать приобретенные предприятия, заявил, что новый владелец Курганмашзавода не может быть эффективным собственником.

     По словам губернатора, если новый хозяин «Курганмашзавода» взял в собственность завод, то это значит, что завод станет банкротом». Окажется ли мнение Эдуарда Росселя пророческим?

     Наша газета готова предоставить слово новому владельцу завода, чтобы он рассказал о планах развития предприятия.

     Между тем Курганмашзавод является одним из ведущих в России предприятий оборонно-промышленного комплекса. Кроме боевых машин пехоты предприятие производит гусеничные вездеходы, лесопромышленные машины, станки, мини-тракторы, автоприцепы и прочую продукцию.

     Конечно, сегодня предприятие переживает не лучшие времена. Но как выжить, если государственный заказ на боевые машины пехоты идет на единицы в год, тогда как в советские времена БМП выпускали десятками и сотнями?
     Впрочем, накануне празднования 60-летия Победы завод представил общественности БМП-3М. Презентация была приурочена к первому показу БМП-3 15 лет назад на параде Победы в Москве в 1990 году.

     Машина недавно вернулась с международной выставки вооружений IDEX-2005 в Абу-Даби, где вызвала большой интерес представителей военных ведомств многих стран мира.

     Модернизированная БМП-3 оснащена новейшей системой защиты от высокоточного оружия «Штора-1», новым кондиционером-энергоагрегатом, электронным помощником механика-водителя и оператора-наводчика, автоматом переключения передач АПП-688, механизмом автоматического заряжания ПТУР, камерой заднего обзора механика-водителя, системой удаления пороховых газов из боевого отделения, новой системой противопожарного оборудования «Радуга-2». Данные системы уже прошли испытания в тяжелых природно-климатических условиях, в том числе и арабского региона, где подтвердили свои высокие технические характеристики и надежность.

     Мобильность БМП-3М также повышается за счет установки нового двигателя с турбонаддувом УТД-32Т мощностью 660 л.с.

     Генеральный директор завода Валерий Дородный подчеркнул, что новую машину можно смело называть БМП-4. Сегодня в разработке - несколько контрактов по поставке модернизированной боевой машины пехоты в страны Ближнего Востока.

     Подводя итог, заметим, что Курганмашзавод, несмотря на все сегодняшние неурядицы, готов выпускать и разрабатывать перспективные боевые машины пехоты для Российской армии и инозаказчика. Что и подтвердила презентация БМП-3М. Государство же в очередной раз заняло нейтральную и не совсем понятную позицию. Оно не выкупило контрольный пакет акций КМЗ, что, казалось, стало бы вполне логичным шагом, если нашей армии нужны БМП. Более того, в аукционе победила компания, за которой стоит бизнесмен, прославившийся скупкой крупных заводов и последующим их банкротством…

     Конечно же не будем заочно приговаривать к этой судьбе и Курганский машиностроительный завод. Очевидно одно, что государство не вправе вмешиваться в рыночные отношения, но оно должно жестко отслеживать свои интересы, тем более касающиеся собственной обороноспособности. Иначе нашим мотострелкам очень скоро придется забыть о своих боевых машинах и «переквалифицироваться» в пехоту. Только вот после этого царицей полей ей уже не быть.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex