на главную страницу

25 Мая 2005 года

Армия и общество

Среда

ЧЕТВЕРТОЕ ЧТЕНИЕ ШЕСТОГО ПОСЛАНИЯ

Беседовал Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».



Ровно месяц назад Президент России Владимир Путин обратился к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием. Отличается ли шестое Послание Президента РФ от предыдущих? Насколько оно оправдывает надежды россиян? Прокомментировать ситуацию «Красная звезда» попросила президента Фонда развития регионов Владимира Петрищева.

     - Владимир Иванович, буквально за неделю до оглашения Послания вы провели «круглый стол», на котором проанализировали ожидания российского общества. Главной особенностью момента участники мероприятия посчитали формирование в обществе запроса на перемены, которые невозможны без развития диалога власти и общества. Оправдались ли прогнозы? Отвечает ли послание общественным ожиданиям, соответствует ли обстановке в стране?
     - Да, ряд ожидаемых положений в Послании появился. Хотя сказать, что общественные ожидания полностью оправдались, нельзя. Есть сдвиги в реализации Послания. Ведь как раньше было? Первую неделю активно поговорили, СМИ «выстрелили» рядом публикаций, и кривая общественного интереса резко пошла вниз. На этом, по сути, обсуждение Послания заканчивалось…
     Нынешнее Послание отличается от предыдущих. У него, по сути, состоялось как минимум уже три чтения. Первый раз документ заслушали все вместе, затем отдельно для правительства были разработаны конкретные 15 поручений, на минувшей неделе глава государства разъяснил основные положения своего послания представителям законодательной власти. Это уже определенный шаг вперед.
     Еще один сильный позитивный сигнал – сама форма обращения. Это было обращение не только к Федеральному Собранию, но и к гражданам России. И в этом, думаю, заложен глубокий смысл. Для его расшифровки необходимо четвертое чтение. Отмечу, что Россия неоднократно находилась на краю пропасти. Вспомните Смутное время, Версальский договор, Великую Отечественную войну… И страна всегда поднималась благодаря усилиям народа. Только бюрократия и элита страну спасти не смогли бы. Поэтому обращение к народу – это одна из важнейших черт шестого Послания. Необходимо, чтобы это не осталось формальным моментом, а были выработаны конкретные и понятные посылы для каждого члена общества.
     Если же обращаться к тексту послания, то особенно хотел выделить два важных момента. Демографическая проблема, которая является самой острой для России. Если вымрет страна, все остальное бессмысленно. Одновременно президент заговорил о необходимости возрождения нравственности в российском обществе. Морально-нравственная обстановка в стране действительно очень плохая.
     - Президент заявил, что политика стабилизации себя исчерпала и нужен новый курс. Каким он будет?
     - Замечу, что при смене правительства Касьянова на правительство Фрадкова было также заявлено о новом курсе, который должны делать новые люди. Но в чем суть этого нового курса, ни тогда, ни сейчас четкого ответа не прозвучало.
     В период стабилизации президент опирался на бюрократию. Издержки этого курса очевидны. Госбюрократия (вместе с бизнесом) стали господствующим сословием, держащим в своих руках и политику, и экономику. Новый курс должен стать курсом опоры на народ. Общество должно стать активным участником строительства новой государственности. Строить новое, свободное, справедливое государство, не устранив политическое и экономическое бесправие масс, – занятие бесперспективное.
     

     
Как вы в целом оцениваете прозвучавшее Послание Владимира Путина Федеральному собранию?

     27% – Оно вызывает у меня чувство надежды и воодушевления
     25% – Были высказаны правильные мысли и предложения, но они высказывались и ранее, а никаких реальных сдвигов в этом отношении не было
     3% – Я не согласен с большинством идей, высказанных президентом
     2% – Все, что говорил президент мне не интересно
     35% – Я не слышал послания
     8% – Затрудняюсь ответить
     Всероссийский опрос ВЦИОМ (30 апреля – 1 мая 2005 г.). Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

     


     По мнению наших экспертов, это должен быть курс общественной гармонизации и защиты человека. Страна должна направить все свои усилия на человека, на укрепление российской государственности. Идея народовластия, опоры на народ - это то, что должно составить базовые понятия нового курса России.
     - Все для народа - это вечный девиз нашего общества…
     - Возьмем конкретный пример. С 1 января будущего года должен вступить в силу закон «Об общих принципах местного самоуправления». Мы считаем, что нельзя этот закон разом вводить по всей территории России. Ведь и политические, и экономические, и природные условия везде разные. Как и степень готовности к этому людей. И этот закон должен быть фундаментом народовластия в России. Обычно за двумя его особо обсуждаемыми положениями – изменениями в сборе налогов и административно-территориальном делении – не видят главного. Речь в нем прежде всего должна идти о том, чтобы наши граждане на местах почувствовали: все зависит от их решений и инициатив. Чиновники лукаво пытаются переформулировать – и пока довольно успешно - смысл этого закона под себя: «Новый закон для того, чтобы приблизить власть к народу». Но народ и есть власть. Для того чтобы гражданское общество состоялось, необходимо, чтобы граждане почувствовали свою значимость и значение своих решений. Начало этому процессу в состоянии положить принятие ими (не участие в принятии, а именно принятие) совершенно на первый взгляд тривиальных решений. Где поставить детскую площадку, какие дороги ремонтировать в первую очередь. Следующим шагом станет контроль за расходованием денежных средств, формирование местных администраций, а со временем и формирование всей вертикали власти.
     Обратите внимание на проблемы наших северных территорий. Народ замерзает, а местные руководители тратят средства непонятно куда, и у жителей нет реальной возможности незамедлительно повлиять на ситуацию. Прогнать проворовавшегося главу администрации и назначить нового. Нет таких рычагов… Конституционно закреплено, что «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», но законодательной базы и механизма реализации этого принципа пока в стране нет. Это еще предстоит вырабатывать. Проблема народовластия очень серьезная. И по сути, это стратегия национального возрождения России. Сегодня многие политики говорят о необходимости реализации ст. 7 Конституции, в которой записано, что Россия – это социальное государство, и мало кто вспоминает о вышеназванной третьей статье.
     - Что должно стать критериями эффективности движения по этому новому курсу?
     - Исполнительная власть сегодня отчитывается по формальным экономическим показателям. Инфляция, профицит бюджета, размер Стабилизационного фонда, долги… Но не это должно быть показателями работы правительства. Эффективным критерием работы власти всех уровней должно стать качество жизни населения. Вся работа правительства и избираемых народом чиновников должна быть направлена на улучшение этих показателей, а не инфляции или профицита. И требования к каждому конкретному чиновнику должны быть именно такими. А не справился – в отставку…
     - И в оппозицию его…
     - Это очень узкий подвопрос более широкого. Возможна ли «цветная революция» в России? Есть ли опасность потери суверенитета страны? В ближайшее время Фонд развития регионов планирует провести по этому вопросу отдельный «круглый стол».
     Попытки такие исключить нельзя. Но они абсолютно неприемлемы широким народным массам, силовикам и спецслужбам, значительной части интеллигенции, учителям, врачам… Между тем результативность «бархатных», «оранжевых» и прочих революций объясняется не гениальностью схем их концептологов, а подготовленностью почвы, на которую ложатся революционные политтехнологии. Когда граждане живут в достатке, уверены в будущем своих детей, внуков и правнуков, в будущем страны, гордятся государством, уважают власть, никакие псевдоценности не заставят их отказаться от государственного суверенитета и ввести управление страной из-за рубежа. Поэтому сохранение России как суверенного государства, субъекта международного права – это задача всего общества. И выращивание в «пробирке» нужных партий и общественных движений – это не тот путь. Опираться необходимо на народ.
     - В чем в этой связи главная опасность для страны?
     - Сегодня государство в глазах народа по-прежнему ассоциируется с чиновничеством. И для народа государство – это что-то враждебное, как и чиновничество. Почему в 1991 году, когда распался Советский Союз, никто не поднялся на его защиту? Потому что народ считал и власть, и государство чем-то далеким и враждебным себе. Он не отождествлял себя с государством, не считал его своим собственным. Эти тенденции существуют и сегодня, и это очень опасные тенденции. Еще раз подчеркну, что народ должен считать власть частью себя: «Мной назначенной, мной контролируемой, мной сменяемой…» Ведь что такое выборы? Это триединый процесс: выдвижение кандидатов, голосование, а в случае необходимости - отзыв. Однако выдвинуть своего представителя обычному коллективу довольно сложно, как правило, все кандидаты – это выходцы из элит. Потому и участие в выборах нередко носит формальный характер, растет протестное голосование. А отозвать народного избранника вообще невозможно… Получается, влияние общества на власть, на властную верхушку сегодня сведено к нулю. Необходимо изменить ситуацию. Только бюрократия не в состоянии быть опорой позитивных изменений в стране. Их источником и проводником могут стать только граждане, народ. И это главное условие сохранения территориальной целостности страны, ее развития и процветания.
     


     
Полтора десятка поручений

     Президент РФ Владимир Путин утвердил список из 15 поручений правительству, Центробанку, Администрации Президента, полпредствам в федеральных округах по реализации основных положений своего Послания Федеральному Собранию.
     Среди приоритетов - семь проектов законов: об отмене налога на имущество, переходящее в порядке наследования; об обеспечении упрощенного порядка оформления права собственности на находящиеся в фактическом пользовании граждан объекты недвижимости (гаражи, жилье, садовые дома в кооперативах и садоводческих товариществах и соответствующие земельные участки); об обеспечении гражданам возможности декларировать в упрощенном порядке денежные средства с учетом соблюдения двух условий: уплаты 13-процентного подоходного налога и размещения указанных средств в российских кредитных организациях; о совершенствовании налогового контроля (приоритетом в деятельности налоговых органов должна стать проверка исполнения налогового законодательства, а не выполнение планов по сбору налогов); об ограничении участия иностранного капитала в экономике Российской Федерации, имея в виду отрасли, обеспечивающие безопасность государства, объекты инфраструктуры, предприятия, выполняющие оборонный заказ, естественные монополии, разработку месторождений полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение; о наделении Общественной палаты РФ дополнительными полномочиями по обеспечению гражданского контроля за соблюдением СМИ принципов свободы слова; о процедуре парламентских расследований.
     Правительству предстоит разработать две федеральные программы. Первая должна быть направлена на повышение безопасности дорожного движения, вторая - предусмотреть меры по снижению масштабов алкоголизма и наркомании, укреплению основ здорового образа жизни, развитию физической культуры, спорта и созданию условий, благоприятствующих росту рождаемости, улучшению воспитания детей, повышению престижа материнства и отцовства, а также меры по обеспечению доступности и высокого качества медицинской помощи и возрождению профилактики заболеваний.
     Должны быть подготовлены предложения по принципиально новым подходам к решению проблемы повышения эффективности борьбы с преступностью, в том числе с терроризмом, а также направленные на повышение эффективности системы правосудия.
     В отдельные поручения выделены: помощь в организации и проведении парламентских выборов в Чеченской Республике; комплекс мер по обеспечению экономического роста в Северо-Кавказском и Дальневосточном регионах, в Калининградской области; мероприятия, направленные на совершенствование миграционной политики РФ и поддержку российских соотечественников за рубежом и содействие их добровольному переселению в РФ.
     Последнее поручение касается повышения в течение трех лет не менее чем в 1,5 раза заработной платы учителей, врачей, работников культуры, науки, военнослужащих и приравненных к ним категорий.
     


     Комитет по управлению имуществом г. Тулы объявляет о продаже находящихся в муниципальной собственности г. Тулы 8.691 обыкновенной акции ОАО «Тула-Отель» через организатора торгов на рынке ценных бумаг. Тульской городской думой принято решение о продаже находящихся в муниципальной собственности г. Тулы 8691 обыкновенной акции ОАО «Тула-Отель» через организатора торгов на рынке ценных бумаг. К осуществлению продажи акций привлекаются брокеры, прошедшие конкурсный отбор.
     Начальная цена продажи имущества 25.000.000 (двадцать пять миллионов) рублей. Предложение о размере премии за превышение цены акций над их начальной ценой принимается в 15-дневный срок со дня публикации решения о продаже. С брокером, предложившим наименьший размер премии за превышение цены акций над их начальной ценой, заключается договор-поручение.
     С условиями договора-поручения можно ознакомиться по адресу: г. Тула, пр-т Ленина, д. 2, комн. 681.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex