на главную страницу

27 Мая 2005 года

29 мая - День военного автомобилиста

Пятница

ЧТОБ КОЛЕСА КРУТИЛИСЬ!

Наш гость — начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ генерал-полковник Владислав ПОЛОНСКИЙ

Беседовал Сергей БОГДАНОВ, «Красная звезда».



Наш разговор, который проходил вскоре после ставшего уже достоянием истории военного парада на Красной площади в ознаменование 60-летия Великой Победы, начался с вопроса о том, куда же поехали легендарные полуторки после прохождения по главной площади страны?

     - Решение о прохождении по Красной площади механизированной колонны было принято буквально за четыре месяца до парада. Первоначально предполагалось, что ветераны пройдут мимо трибун, но президент и министр обороны, учитывая преклонный возраст и состояние здоровья ветеранов, рекомендовали оргкомитету «Победа» продумать вопрос о том, как фронтовиков все-таки провезти. Сначала в качестве автотранспорта рассматривались открытые уазики. Идея об использовании машин военных лет принадлежит вице-мэру Москвы Валерию Шанцеву, реализовать же ее было поручено автозаводу Зил, а подготовку и техническое сопровождение —Главному автобронетанковому управлению Министерства обороны России и Московскому военному округу. Раритетные образцы полуторок в единичных экземплярах находятся лишь в музеях, поэтому автозавод им. Лихачева, который, кстати, в годы войны и выпускал эти машины, предложил свои услуги по созданию стилизованных ЗИС-5 на базе серийно выпускаемого грузовика. Они сделали опытный образец, который и был одобрен.
     Офицеры Главного автобронетанкового управления, автомобильных служб видов вс РФ и военых округов подобрали водителей, а автомобильная служба МВО ввела в строй и обеспечила эксплуатацию уникальной техники, в том числе и ее прохождение по Красной площади. За рулем находились лучшие военные водители, представлявшие все округа и виды Вооруженных Сил.
     Всего было изготовлено 140 стилизованных полуторок - 130 для парадного расчета, 10 находились в резерве. Проведение занятий, обкатка техники, устранение неисправностей были возложены на начальника автомобильной службы Московского военного округа генерал-майора Владимира Солдатенко. Самые опытные представители завода обеспечили техническое сопровождение эксклюзивных машин на всех этапах подготовки к параду. Кстати, не все знают, что на полуторках были установлены моторы Минского завода, за их исправной работой следили специально для этого приехавшие в Москву минчане.
     После парада, когда ветераны пересели в автобусы, машины вернулись на ЗИЛ. Три машины приобрело Министерство обороны для музеев автомобильной техники в Рязанском военном автомобильном институте, Северо-Кавказском военном округе и в Москве. Кроме того, мы получили десять стилизованных «оперений», которые также станут музейными экспонатами в военных округах.
     - С какими результатами военные автомобилисты встречают праздник?
     - Профессия военного водителя - самая массовая в Вооруженных Силах. В мирное время он обеспечивает боевую готовность всего мобильного вооружения и техники, являясь первым номером любого боевого расчета. Военные водители выполняют очень большой объем работ, связанный с транспортным обеспечением войск (сил) и поддержки ВВТ.
     Я удовлетворен работой, выполняемой автомобильными службами видов ВС, военных округов. Ни одна боевая задача в «горячих точках» не было сорвана из-за отказа автомобильной техники. Особая заслуга в этом принадлежит В. Лесняку, А. Стецурину, В. Сельдину, В. Артемову, В. Солдатенко, В. Рубцову.
     Военные автомобилисты - это и воины-ремонтники и снабженцы, и большой отряд специалистов, которые готовят завтрашних офицеров в военных вузах и учебных частях. одна из лучших учебных автомобильных бригад — в Острогожске, где ежегодно выпускаются более 4.000 курсантов — специалистов по эксплуатации многоосных колесных шасси для ВВС и ПВО, ВМФ и Сухопутных войск.
     Есть, безусловно, у нас и проблемы, которые в первую очередь связаны с состоянием парка автомобильной техники, с его старением. Вместе с тем дорожно-транспортные происшествия, связанные с техническим состоянием машин, практически отсутствуют в Вооруженных Силах - это тоже наш успех.
     - В Рязанском военном автомобильном институте будут отмечать тройной праздник - День военного автомобилиста, 65-летие со дня образования и награждение вуза вымпелом министра обороны России «за мужество и воинскую доблесть». Насколько уровень обучения будущих офицеров-автомобилистов отвечает требованиям времени?
     - Оценку нашим выпускникам и работе, проводимой Главным автобронетанковым управлением Минобороны РФ, профеcсорско-преподавательским составом вузов, дают войска. Мне приятно, что офицеры, окончившие военные автомобильные институты, прежде всего Рязанский, ценятся очень высоко. Это является главным показателем работы профессорско-преподавательского состава и командиров курсантских подразделений.
     Рязанский военный автомобильный институт является одним из лучших вузов Вооруженных Сил, что неоднократно отмечалось министром обороны и начальником Генерального штаба. Традиционно мы уделяем пристальное внимание развитию этого вуза - постоянно, исходя из требований времени, корректируем программу обучения, готовя не только инженера-автомобилиста, а прежде всего офицера. Скажем, вплоть до прошлого года в военных автомобильных вузах не уделяли серьезного внимания изучению, например, бронетанковой техники, вооружения, боеприпасов. Теперь же созданы кафедры вооружения и боевой подготовки и специальные лаборатории. Курсанты в ходе обучения изучают образцы бронетанкового вооружения и другой военной техники.
     Мы создали специализированные классы по применяемости военной автомобильной техники для монтажа различного вооружения, рассматривая автомобили или гусеничные машины не только как средство подвоза, а как основное средство подвижности вооружения. Автомобильная техника в настоящее время - это своеобразные ноги армии: около 85 процентов всего наземного вооружения различного назначения смонтировано именно на автомобильных базовых шасси, а, скажем, в РВСН этот показатель равен ста процентам.
     Считаю, что уровень подготовки в Рязанском военном автомобильном институте, как и в других вузах Главного автобронетанкового управления Минобороны РФ, полностью отвечает требованиям времени, что подтверждает и завершающийся процесс лицензирования учебных заведений.
     Вместе с тем при решении возникающих проблем и повышения качества учебы мы требуем изыскания внутренних ресурсов в военных институтах. Это касается и организации воспитательного процесса - например после выпуска некоторые молодые офицеры подают рапорта с просьбой об увольнении из-за недостаточной социальной защищенности. Все же основная масса выпускников продолжает добросовестно служить, перенося тяготы и лишения. Думаю, реформа военного образования, проводимая в Вооруженных Силах, будет способствовать повышению престижа военной службы и статуса офицера.
     Самые добрые слова благодарности хочу сказать в адрес начальника Рязанского военного автомобильного института генерал-майора Михаила Невдаха, который избран депутатом Рязанской областной думы. Вклад этого блестящего педагога, офицера и ученого в становление института значителен, поэтому я попросил именно его принять из рук заместителя министра обороны России вымпел министра оборны «За мужество и воинскую доблесть», которым награжден Рязанский военный автомобильный институт.
     Здесь продолжают трудиться 17 профессоров, 9 докторов и 125 кандидатов наук, в том числе такие авторитетные наставники завтрашних офицеров, как профессоры В. Пучков, А. Кочуров, В. Подчинов, В. Васильченков, В. Шапран и А. Айзенцон. На высоком уровне организуют учебный процесс и преподают начальники кафедр автомобильной техники полковник В. Гоняев, электрооборудования - полковник Н. Шевченко, ремонта автомобильной техники - полковник С. Кутовой, иностранных языков - М. Лупанова, а также полковники А. Коберниченко, Е. Медведев, подполковник А. Васильев, доцент В. Рогачев и многие другие.
     Решающая роль в воспитании курсантов и привитии им офицерских качеств принадлежит полковникам А. Варакуте, В. Алякину,
     О. Регушу и командирам курсантских подразделений полковнику
     Л. Етко, подполковнику В. Попову, майорам Э. Кунахову, А. Бабакину, О. Петрунько, В. Алмазову, капитану М. Мариенкову, С. Терехину, старшим лейтенантам Д. Незнамову, В. Кубаку, В. Захарову, А. Кузнецову, лейтенанту Д. Новикову.
     Многие ветераны после завершения службы продолжают работу в родном вузе: возглавляя методические кабинеты и группы профессионального отбора, они оказывают помощь начинающим преподавателям.
     - Как сегодня решаются проблемы технического обеспечения войск, какие новые образцы поступают на вооружение, как ведется модернизация уже имеющихся?
     - Сейчас завершается формирование «Государственной программы вооружения до 2015 года», на которой базируется план строительства Вооруженных Сил. Главное автобронетанковое управление Минобороны РФ, являясь генеральным заказчиком бронетанковой и автомобильной техники, при подготовке этого документа сформулировало и утвердило концепцию сохранения и развития парка бронетанкового вооружения и военной автомобильной техники. Финансовые ресурсы, которыми сегодня располагает государство, не дают нам возможности говорить о том, что в ближайшее десятилетие мы сможем решить проблему полного перевооружения армии. Основой нашей работы является сохранение уже имеющегося парка. Мы организуем модернизацию бронетанковой техники в принудительном порядке. Раньше мы осуществляли ее в ходе капитального ремонта, после того как техника отработала определенный ресурс. Такой ремонт оценивался, как правило, в размере 70 - 75 процентов стоимости новой машины, для нас это слишком большая роскошь. Поэтому сегодня мы делаем все для сохранения сегмента парка, прежде всего современных образцов, которые имеют потенциал для модернизации. Поэтому в промышленных условиях мы начинаем восстановительный ремонт с принудительной модернизацией бронетехники в зависимости от срока эксплуатации, повышая ее военно-технический уровень.
     Развивая имеющийся парк, мы закупаем новую БТВТ только для частей постоянной готовности. В этом году мы заказали для нужд армии 17 танков Т-90.
     Принципиально иная ситуация складывается в обеспечении войск колесной автомобильной техникой, срок службы которой ограничен
     10 - 12 годами эксплуатации. Модернизация колесных автомобилей экономически нецелесообразна, поэтому мы вынуждены систематически закупать новую технику, поэтапно обновляя парк. Формировать его мы будем на основе двух имеющихся высокоунифицированных семейств автомобилей - «Мустанг» Камского автомобильного завода и «Мотовоз» Уральского автомобильного завода. Сейчас мы ведем работу по дальнейшей унификации автомобилей КамАЗ и «Урал», на основе применения единых унифицированных агрегатов и узлов, что позволит значительно снизить затраты Министерства обороны на их эксплуатацию. Изменились и подходы к закупке автомобильной техники. Раньше военное ведомство закупало ту технику, которую нам давала промышленность. Сегодня промышленность поставляет технику в строгом соответствии с нашими требованиями.
     В этом году в ПУрВО мы проводим эксперимент по перемонтажу вооружения и техники мотострелкового полка на автомобили «Урал», а полка связи — на автомобили КамАЗ. Впоследствии ежегодно мы будем перевооружать по две-три части постоянной готовности.
     Многоосные колесные шасси мы будем закупать у отечественных производителей, в частности на Брянском автомобильном заводе, который сегодня «восстал из пепла». При этом мы не намерены прекращать сотрудничество и с Минским заводом колесной тяги, который был, есть и в ближайшей перспективе останется главным производителем базовых шасси для Ракетных войск стратегического назначения.
     - Владислав Александрович, сами-то за руль садитесь?
     - Окончив Рязанское военное автомобильное училище, более тридцати лет не расстаюсь с машинами. При испытании новой автомобильной техники, в том числе и стилизованных полуторок, последнее заключение - мое. В выходные дни служебную машину никогда не вызываю.
     - Что пожелаете коллегам?
     - Главного: чтоб колеса крутились!


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex