на главную страницу

31 Мая 2005 года

Армия и общество

Вторник

Инженеры оружия

Павел ГЕРАСИМОВ, «Красная звезда».
Фото автора.



     - Не узнаю тебя, Олег, без бескозырки!
     - Не забыл, Володька, чем заканчивается «Пиковая дама» в «Мариинке», если это третье подряд поощрение?
     - Влад, а ты помнишь наш последний компот?..


     Как будто и не было полвека за «кормой» у выпускников Высшего военно-морского училища инженеров оружия 1955 года. Волнительная встреча однокашников, своеобразная машина времени, перенесла их в пору военно-морской молодости.
     Жаль, на поверке в Москве - второй после 1980 года в Ленинграде - уже недосчитались больше половины курса. Многие были не в состоянии приехать - ведь перевалило за семьдесят, а кто-то «потерялся» на просторах нашей необъятной страны. Выпускники попросили через «Красную звезду» поздравить со знаменательным юбилеем всех, кто не прибыл на встречу. Дорогие друзья, выполняем вашу просьбу и присоединяемся к поздравлениям!
     В Москве, в здании Северного речного вокзала, одной из красивейших построек сталинской эпохи, они ныне встретились не случайно. Привокзальная площадь уже встречала их, когда ровно 55 лет назад, в 1950-м, училище для военного парада в Москве выставило морской полк. Площадь превратилась в плац, где их батальон гоняли по шесть часов в день строевым. Спали в камере хранения на трехъярусных койках, потом переселились на дебаркадеры, пригнанные к причалу.
     Расквартированный на Северном вокзале батальон на грузовых «Фордах» возили в центр на общие тренировки. «От площади Маяковского мы шли парадным строем по улице Горького, с «винторезами», в белых перчатках, до самой Красной площади, - вспоминает Владимир Викс. - Толпа людей сопровождала нас так плотно, что крайним в строю было невозможно сделать отмашку рукой. Наш морской полк пел «Варяг». Со словами «Прощайте, товарищи, с Богом, ура!» мы свободной рукой поднимали вверх бескозырки и возвращали их на голову. Молодежь подпевала и ликовала вокруг, старики смахивали слезу. А мы шли с гордым видом, как никогда осознавая свою причастность к истории страны».
     Батальоном командовал Герой Советского Союза, знаменитый катерник, державший в страхе фашистов на Балтике, капитан 2 ранга Абрам Григорьевич Свердлов, в училище - начальник инженерного факультета. В одном парадном строю по Красной площади вместе с ними шли однокурсники, которых зацепила война, - боцман торпедного катера из дивизиона Свердлова главный старшина Костя Иванов, минометчик старший сержант Иван Грибов, успевший повоевать и с немцами в Прибалтике, и с японцами на Дальнем Востоке, другие молодые фронтовики.
     Командовал парадом Буденный. В 1950-м командующий парадом и принимающий парад в последний раз были на лошадях. Впрочем, время больших перемен в армии и на флоте было видно во всем. Восстановленные в рекордные сроки, разрушенные войной народное хозяйство и экономика уже основательно были ориентированы на укрепление оборонного могущества государства.
     В этот интереснейший в жизни страны период развитию Военно-Морского Флота придавалось огромное значение. Стремительно строились новейшие надводные корабли, создавались АПЛ.
     Перековка флота лично коснулась и наших выпускников и даже внесла коррективы в курсантскую биографию! В 1949-м они поступают в ВВМУ им. Фрунзе, а оканчивать учебу будут уже в новом Высшем военно-морском училище инженеров оружия. Современному флоту срочно понадобились высококлассные специалисты минно-торпедного и другого военно-морского оружия.
     Необходимость в этих кадрах была доказана на горьком опыте еще в первые годы войны. Без специального инженерного образования, то есть выпускники «обычных» ВМУ, кадровые офицеры флота в противостоянии под водой столкнулись с хорошо подготовленным, технически оснащенным и малоизученным противником. В портах были обнаружены немецкие гидродинамические и акустические мины разных частотных взрывателей. Не менее любопытный сюрприз ждал флотских кулибиных в Кронштадте. Незадолго до окончания войны там села на мель и была поймана немецкая подводная лодка. Командир был обязан взорвать субмарину вместе с секретным оружием и экипажем, но по каким-то причинам этого не случилось. На ее борту находились торпеды, имевшие электродвигатели и самонаводящиеся головки. Через некоторое время и у нас появилась «САЭТ-50» (самонаводящаяся, акустическая электроторпеда)...
     Осваивать новую технику предстояло молодым. ЦК и Совмин СССР принимают решение о создании училища по подготовке инженеров минно-торпедного оружия. Остался только один нерешенный вопрос. Когда главком ВМФ Кузнецов докладывал Сталину о проблемах подготовки кадров для флота, он посетовал на то, что для нового училища нет необходимого помещения. На что генералиссимус коротко ответил: «Товарищ Кузнецов, я знаю, что в Ленинграде очень много дворцов». Эти слова воплотились в четкие указания. В то время ряд военно-морских учебных заведений действительно располагался во дворцах.
     Инженерный факультет ВВМУ им. Фрунзе переехал на Московский проспект в здание, построенное для Совета депутатов трудящихся Ленинграда. В войну немцы находились в угрожающей близости от Дома Советов, на Пулковских высотах. Чтобы спасти монументальное здание от вражеских снарядов, туда посадили немецких военнопленных. «Здесь был Ганс» - курсанты потом не по-доброму оттирали подобные надписи с уцелевших стен и размышляли, кому они обязаны своим новосельем.
     Новое училище зашифровали под в/ч 99060. На ленточках бескозырок было начертано без подробностей: «Военно-морские силы». Факультеты - под номерами. До третьего курса никто даже не знал о будущих специальностях, то есть о конкретном своем применении. Учиться новым, закрытым дисциплинам было нелегко. Особенно, вспоминают выпускники, по специальности № 6, куда входили науки, позволившие в дальнейшем заниматься разработкой различных систем ракетно-ядерного оружия. К обучению привлекались сильнейшие ученые, академики из Москвы, Ленинграда. Они с профессорско-преподавательским составом помогали курсантам овладевать знаниями самых сложных физических основ конструкторских, эксплуатационных процессов той новейшей техники, которую собирались внедрять в ВМФ.
     ...После выпуска инженер-лейтенанты минно-торпедного вооружения разъехались по флотам, заводам, НИИ, часть из них была откомандирована в Министерство среднего машиностроения. Оказалось, что полученные фундаментальные знания дали основу для очень широкой области их военного применения. И не только военного.
     Владимиру Виксу, например, они пригодились при исследовании... Луны, когда в одном из НИИ он, автор 17 свидетельств на изобретения, разработал прибор для исследования в миллиметровом диапазоне поглощения электромагнитных волн на ее поверхности. Леонид Сабисевич, получивший все ученые степени и звания, какие только можно получить, всю жизнь занимался изучением физических полей кораблей, подводных лодок, летательных аппаратов. А когда после увольнения пришел работать в Институт физики Земли, понял, что ему не нужно ничему учиться. Сейчас главный научный сотрудник занимается «поведением» Эльбруса.
     - Собираюсь на молодой вулкан в экспедицию! - доложил отставник однокурсникам.
     Выпускники-первопроходцы были на «ты» с техникой будущего. Порущенко с Соколовым по распоряжению командующего ВМФ оказались в экипаже первой строящейся АПЛ. Маяков принимал автоматику для 50-мегатонной бомбы, которую взорвали на Новой Земле. Батырев испытывал новейшие надводные корабли, в составе госприемки кораблей ВМФ первым ступал на борт авианосца «Адмирал Кузнецов», подводной лодки типа «Акула». Лесовский в среднем машиностроении занимался сборкой и хранением атомных бомб и головных частей термоядерных ракет. В 1-й сборочной бригаде ВМФ на Новой Земле Татаркин участвовал в подготовке и испытании первой дальноходной торпеды с атомной боеголовкой, испытании спецоружия при взрыве в атмосфере.
     - До того как у нас стали «клепать» атомное оружие, - рассказывает он, - мы собственными руками производили, собирали и проверяли первые его образцы, непосредственно участвовали в боевых испытаниях всего ядерного оружейного комплекса. То, что мы готовили на земле, это совсем не то, что мы видели в воздухе. Желаю никому никогда не увидеть, как по раскаленному небу вьются огненные змеи.
     В конце 1990-х Татаркин, как и многие его однокурсники, ветераны подразделений особого риска, был награжден орденом Мужества. На встречу с кавалерами этого ордена пришли Викс, Галлеев, Кочеулов, Лесовский, Маяков, Минин, Синяев. Награда - за их работу по созданию ракетно-ядерного щита, который до сих пор не позволяет потенциальным авантюристам переступить границы нашей Родины, как однажды это случилось короткой июньской ночью.
     Инженеры оружия не забудут многократное эхо войны. Долгое послевоенное время еще полно немецких мин болталось в наших морях. Выходили на разминирование инженер-лейтенанты как лучшие специалисты, всегда один на один.
     «Разделывали мы их под орех, зная, что и морские «саперы» ошибаются только раз», рассказывал мне в детстве отец, выпускник ВВМУИО 1956 года. Молодое здоровье не подкачало, когда за три года экспедиции на Северном полюсе он с группой минеров на льду и различных глубинах совершил более 2 тысяч «мирных» взрывов - для изучения гидрографической службой ВМФ рельефа дна Арктического бассейна и создания навигационной гидроакустической системы.
     - Так сложилось, но никто из выпуска не стал адмиралом, - заметил главный организатор встречи Владилен Лесовский. - Зато на наши плечи легло перевооружение наших Вооруженных Сил. Мы создали крепкую современную армию и флот. Делали науку и были впереди планеты всей. Хочется верить, что мы оправдали надежды наших Учителей.
     ...Сейчас даже далеко не каждый флотский офицер знает, что было такое - Высшее военно-морское училище инженеров оружия. В 1956-м флот решили сокращать. Последний выпуск состоялся в 1962-м.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex