на главную страницу

3 Июня 2005 года

Армия и общество

Пятница

Ордена сержанта Рыбалко

Александр ХРОЛЕНКО, «Красная звезда».



Среди миллионов обожженных Великой Отечественной войной человеческих жизней тонкой нитью затерялась судьба фронтового сапера Федора Яковлевича Рыбалко… Затерялась да блеснула внезапно новой чудесной гранью: накануне 60-летия Великой Победы в дальнее воронежское село Велико-Архангельское прибыл районный военком, чтобы вручить ветерану сразу три награды – ордена Отечественной войны II степени, Красной Звезды и медаль «За отвагу»…

     НАГРАДЫ нашли героя ровно через шестьдесят лет. Они и радуют, и бередят душу, старые раны, заставляют снова и снова о многом вспоминать, переосмысливать давно пережитое…
     Война пришла в дальний Бутурлиновский район Воронежской области массовой мобилизацией военнообязанных мужчин. И тяжкий крестьянский труд лег на плечи женщин и подростков. Шестнадцатилетний Федор Рыбалко работал в поле от зари до зари. Сеял и убирал хлеб – все для фронта, все для победы! А когда передовая приблизилась к Дону, участвовал в эвакуации колхозного имущества и скота в Саратовскую область…
     В армию призван за двадцать дней до совершеннолетия, 7 марта 1943 года. Служба началась с обучения в инженерно-саперной роте в городе Пугачеве Саратовской области. Готовились минировать и разминировать, оборудовать блиндажи, строить дороги и мосты… В сентябре с маршевой ротой прибыл в Курскую область, где окончил полковую школу младших командиров. Получил звание младшего сержанта - и на фронт.
     Боевое крещение принял в 1944-м на Сандомирском плацдарме. После наведения переправы для танков его однофамильца маршала Рыбалко в роте осталось 33 человека. Обстановка складывалась чрезвычайно сложная. Федор Яковлевич вспоминает:
     - Фронт прорван… Нам выделили семь автомобилей-полуторок, погрузились мы вместе с минами и техническим имуществом и покатили вслед за танковым десантом. Многое решали с ходу. Добрались до Одера, заминировали дорогу, чтобы противник уже не смог вернуться назад, и приступили к инженерному обеспечению наступающих войск – наводили мосты, строили переправы, снимали минные поля. Нашей 19-й инженерно-саперной бригаде работы всегда хватало. Отдых обещали только после Победы.
     Тогда же, в 1944-м, Федор Рыбалко получил первое ранение – подорвался на противопехотной мине. Спасли везение и новые крепкие ботинки – подошву оторвало, а ноги задело вскользь. Даже в госпиталь отправили не сразу.
     После выздоровления продолжал воевать на территории Польши. К сожалению, младшему сержанту Федору Рыбалко не довелось встретить победу в боевом строю. В апреле 1945-го при наведении очередной переправы в правую руку попала разрывная пуля. Кисть хотели удалить, но младший сержант категорически отказался от ампутации, а чтобы врачи не настояли на своем, - от операционного наркоза тоже.
     О победе услышал в Львовском госпитале ночью. Главный врач тогда разбудил всех. Столько лет прошло, но та радость незабываема! Уволен в отставку инвалидом второй группы в сентябре 1945 года.
     Когда младший сержант Федор Рыбалко находился в госпитале, родители в Велико-Архангельском получили письмо и посылку с фронта от сослуживцев из инженерно-саперного батальона. В письме сообщалось о тяжелом ранении их сына. Товарищи беспокоились о дальнейшей судьбе Федора Рыбалко, то есть не забывали. Красноречивый факт, свидетельство крепкой фронтовой дружбы.
     МЫ беседуем в небольшой уютной комнате, залитой солнцем. Рассказ ветерана звучит как-то спокойно и буднично, а ведь за короткий период с весны 1944-го по апрель 1945 года младший сержант Федор Рыбалко успел пройти «огни и воды», был дважды ранен, а два боевых ордена и медаль «За отвагу» - это оценка его работы всего лишь за один месяц - апрель 1945-го… На 60 лет припоздали «медные трубы», но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
     И еще одна страница, которую можно «пролистнуть», но нельзя вырвать из жизни. После демобилизации Федор Яковлевич остался работать в Львовском военном госпитале. Когда в соседнем колхозе бригада под руководством Федора Рыбалко помогала убирать урожай, ночью исчезла сенокосилка. По логике вещей ни к чему она была недавнему фронтовику и городскому жителю. А все же тогда, в 1947-м, виновным оказался бригадир. Отвечать пришлось сурово. Строил каналы: Волго-Донской и в Туркмении… В родное село вернулся только в 1954-м. И еще долго не имел удостоверения участника войны.
     О многом напомнили Федору Яковлевичу боевые награды. В них и светлая радость, и горькая обида, ведь жизнь, получи он их своевременно, могла сложиться лучше, счастливее. Пожалуй, в его судьбе отражена суровая, непростая судьба всей страны… Не думалось в 1945-м, что и 60 лет спустя после Победы центральная улица Велико-Архангельского не будет иметь твердого покрытия, что дети и внуки фронтовиков-победителей будут страдать от безработицы на родной земле…
     СОПРОВОЖДАВШИЙ меня глава сельского поселения Виктор Патока рассказал:
     - За минувшие двадцать лет население Велико-Архангельского уменьшилось в два раза. Колхозы в районе развалились. Есть филиал агрофирмы, но в основном сельчане ведут натуральное хозяйство. Больше всего от безработицы страдают женщины. Обстановка печальная, люди радуются редко… И все же мы не забываем ветеранов Великой Отечественной. В первую очередь обеспечили их дома телефонной связью. Впереди – газификация. А 9 Мая 2005 года фронтовики получили в подарок от администрации традиционный концерт в Доме культуры и продуктовые наборы.
     Велико-Архангельское сегодня насчитывает полторы тысячи жителей, из них 12 - ветераны-фронтовики. С войны не вернулись около трехсот человек.
     Федор Яковлевич Рыбалко возвратился в родное село с обожженной душой и искалеченной правой рукой и еще долго трудился на этой благодатной, плодоносной и все же суровой земле. Общий трудовой стаж в колхозе – 38 лет: в среднем по 312 рабочих дней в год. Начал работать скотником, на пенсию вышел бригадиром комплексной бригады. Вырастил двух дочерей, а еще у него шесть внуков и три правнука… Недавно отпраздновал золотую свадьбу – вот уже более пятидесяти лет идет по жизни рука об руку с женой Екатериной Поликарповной…
     Здоровье уже не то, что раньше, и все же память ясна, ум динамичен и рукопожатие фронтовика – той самой израненной рукой – по-прежнему крепко, наверное, как и весной 1945 года… Такое рукопожатие – будто живое прикосновение к Победе.

     На снимке:сержант Федор Яковлевич РЫБАЛКО и его жена Екатерина Поликарповна у родного дома.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex