на главную страницу

11 Июня 2005 года

Офицеры России

Суббота

Виражи Галины Скробовой

Ольга ПОСПЕЛОВА.



Свое 65-летие недавно отпраздновала легендарная Краснознаменная, ордена Кутузова I степени Военно-воздушная академия имени Ю.А. Гагарина. За эти годы главную кузницу авиационных кадров окончили 749 Героев

     Советского Союза и России. Академия вырастила 23 отечественных и 3 зарубежных космонавтов. «Науку побеждать» в стенах ВВА осваивают военнослужащие из 25 стран. Особая гордость вуза - профессорско-преподавательский состав. Среди его представителей - 25 докторов и около 200 кандидатов наук, 40 профессоров и более 100 доцентов. Большинство - преподаватели-практики, офицеры, прошедшие большой войсковой, а порой и боевой путь. Есть в их рядах и люди совершенно особенной, яркой и удивительной судьбы. Об одном, то есть об одной из них, - наш рассказ.
     
Детская мечта


     2 мая 1962 года в небольшой башкирской деревне Беркутово появилась на свет обыкновенная девочка Галя Кошкина, ничем не отличавшаяся от других. Как все остальные дети, она училась в школе, играла в куклы, хотела быть похожей на свою первую учительницу. Никто не мог и предположить, что, повзрослев, девчонка «заболеет» небом и, несмотря на множество препятствий, воплотит в жизнь свою крылатую мечту. В семье, где кроме Галины подрастали еще четверо детей, она была самой старшей и, как водится, самой ответственной и целеустремленной. Когда Галя училась в шестом классе средней школы, ей довелось прочитать книгу «Жизнь – вечный взлет». История о знаменитой летчице Марине Лаврентьевне Попович поразила до глубины души. Шутка ли? Женщина - летчик-испытатель 1-го класса, кандидат технических наук, установившая 102 мировых рекорда. С той поры мысль о покорении высоты прочно поселилась в девичьих мечтах, Марина Попович стала для Гали «звездочкой», далекой и манящей.
     В школьном сочинении девочка так и написала: «Хочу быть летчицей». Так начался долгий, трудный путь к воплощению мечты. Мнение окружающих не остановило упорную девчонку. Многие считали ее мысли о небе утопией, некоторые, наоборот, подбадривали и улыбались. Но всерьез, пожалуй, никто не воспринимал – детская мечта, не более того. А Галя Кошкина, когда время близилось к окончанию школы, взяла да и отправила письмо самому министру обороны Д.Ф. Устинову, о том что хочет поступить в Высшее военно-авиационное училище летчиков. Девушек в училище не принимали, но Галина твердо решила добиваться поставленной цели, чего бы ей это ни стоило. Характер такой – кремень.
     Вскоре в райвоенкомат села Мраково Кугарчинского района пришел ответ из Министерства обороны. Мама Галины, увидев повестку, испугалась. Подумала, что дочку в армию призывают. Шестьдесят километров до военкомата одолевали вместе – мама, вся в слезах, и счастливая дочь. Оказалось, ничего страшного нет, впрочем, и радости особой не предвиделось. Снова подтвердили, что девушка и летное училище – понятия несовместимые. Предложили стать кем угодно: планшетисткой, связисткой и даже парашютисткой, только не летчицей. Другой человек покорился бы судьбе, отступил. Но только не Галя Кошкина. Обдумав все хорошенько, она проявила прямо-таки военную находчивость. Решила поступать в авиационный институт. Родители за голову схватились. Советовали идти в сельскохозяйственный, медицинский, педагогический. Дочь настаивала на своем. Поехала в Уфимский авиационный институт и выбрала факультет «Авиационные двигатели». Хотелось понять, как работает «сердце» крылатой машины. Однако судьба и здесь преподнесла сюрприз. Галя недобрала полтора балла при
     поступлении на дневное отделение.
     Возвращение домой было бы воспринято односельчанами
     однозначно – позор! Об отступлении, однако, не могло быть и речи. Трудности только раззадорили девушку. Декан вечернего отделения таких абитуриентов еще в своей жизни не видел. Работая гардеробщицей в институте, она ходила за ним «хвостом», и в конце концов он не выдержал натиска и зачислил упрямицу в ряды студентов. Одновременно Галя обратилась в Уфимский авиаспортклуб ДОСААФ, мечтая научиться управлять самолетом. Препятствия, которые таила дорога к облакам, как оказалось, были гораздо серьезнее. Во-первых, в
     авиаклубе было только два отделения: вертолетное и парашютное. Во-вторых, надо было иметь за плечами восемнадцать лет от роду. А
     в-третьих, Галины 159 сантиметров не вписывались в жесткий ценз авиации - рост от 165 до 185 сантиметров. Совмещая работу, теперь уже уборщицей в агентстве «Аэрофлот», учебу в институте и занятия в спортклубе, девушка не оставляла мысли найти своего кумира – Марину Попович. Накопив немного денег, она отправилась в Москву. После долгих мытарств по столичным кабинетам, побывав в Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина, добралась наконец до Звездного городка.
     Марина Лаврентьевна поразила своей красотой и неожиданной для «звезды» легкостью в общении. Они не могли наговориться. Как будто знали друг друга всю жизнь. Марина Лаврентьевна рассказала Галине о другой знаменитой летчице – Ольге Николаевне Ямщиковой, которая во время Великой Отечественной войны летала на истребителе, подарила книгу и фотографии. Несколько часов пронеслись как один миг. Ее мечта начинала сбываться. С Мариной Попович они с тех пор поддерживали постоянную связь.
     
Выбор

     В 1982 году Галя Кошкина добилась того, чтобы ей разрешили обучение на военной кафедре Уфимского авиационного института. Свершения не заставили себя ждать. 12 сентября 1985 года Галина Кошкина приняла присягу при военной кафедре. В 1986-м окончила институт, получив специальность инженера-механика по самолетам и двигателям. Условия распределения молодых специалистов предполагали службу в армии, но, к сожалению, не на летной должности. А небо манило все сильней. Еще в 1983 г. Галина узнала, что в Волчанском авиационном училище летчиков объявили спецнабор. Готовят девушек-вертолетчиц. Без колебаний девушка поехала в Волчанск подавать документы в приемную комиссию. Ирония судьбы – ей отказали. Она просто пошла к начальнику училища генерал-майору Крутилину и, выложив перед ним на стол свой институтский диплом инженера, твердо сказала: «Дайте возможность работать техником вертолета». И генерал отступил. Год работы техником вертолета показался Галине вечностью. Работа, конечно, нравилась. Но девчонки из спецнабора уже летали вовсю, а она… обслужит крылатую машину, заправит ее топливом, выпустит в полет, а сама стоит и ревет, пока черная точка вертолета не скроется из виду.
     Она летала даже во сне. Грезила только о том, чтобы снова подняться к облакам... Наступил тот счастливый день, когда Фортуна улыбнулась Гале и преподнесла подарок в виде вертолета Ми-2, как оказалось впоследствии, очень упрямого. Борт № 29, который был отдан в распоряжение Галины Кошкиной, отличался крайне тугим управлением. Даже курсанты мужского пола, обучаясь на нем летному делу, частенько грешили крепким словцом. Она терпеливо и заботливо ухаживала за своим «подопечным», любила его непокорный штурвал и сумасшедшую трудность полета. Может быть, потому, что этот Ми-2 был похож на нее саму. С «характером» машина, упорная, словно
     необузданный мустанг.
     Осень 1989 года… Уфимское авиационное училище летчиков гудит словно растревоженный улей. Весть о том, что в строго мужской вотчине появился старший лейтенант с косой, который собирается преподавать им, сильной и умной половине человечества, аэродинамику и динамику полета, практическую аэродинамику вертолета, взбудоражила весь коллектив. Старший лейтенант обладала немалыми талантами. Каким-то внутренним чутьем она находила индивидуальный подход к каждому курсанту, мгновенно выделяла из общей массы будущих летчиков самых одаренных и наиболее способных. С первого взгляда могла определить, кто рвется в полет, «горит» мечтой покорить небо, а кто с «туманом в глазах» просто отсиживает на занятиях положенные часы. Слабых она подтягивала, сильным давала стимул к самосовершенствованию. Полностью выкладывалась, отдавая себя любимой работе.
     Год 1990-й. Освоение управления Ми-8. С первого взгляда незнакомый вертолет поражал своими размерами, казался тяжелым и неповоротливым. Хотелось почувствовать эту громадину в полете, слиться с ней в одно целое, как с «кашкой» или с любимцем-упрямцем Ми-2. Галя все просила инструктора отключить автопилот. Хотелось взять верх, приобрести хозяйскую власть и ощутить радость обладания «восьмеркой», победить неприветливость суровой машины. Потом ничего, привыкла. Мастерски стала летать. Радуясь собственным успехам, учила других.
     
Покорение Америки

     1 сентября 1992 года на московском аэродроме Тушино царило необычное оживление. Провожаемые огромным количеством зрителей, в воздух поднимались два вертолета Ми-24 и Ми-8 – борт сопровождения. Огромный интерес к двум машинам, взявшим курс на восток, объяснялся не совсем обычным составом экипажа Ми-24. Командир экипажа – летчик-испытатель 1-го класса Галина Викторовна Расторгуева, второй пилот – старший лейтенант армейской авиации Галина Петровна Кошкина, штурман – штурман 1-го класса гражданской авиации Людмила Александровна Полянская. На борту был только один представитель сильного пола – борттехник Игорь Гайворонский. Перелет, посвященный пятисотлетнему юбилею открытия Америки и пятидесятилетию ленд-лиза, должен был проходить через всю территорию России, Берингов пролив, Аляску, Канаду. Пункт назначения - полуостров Майами (штат Флорида, США), где 12 октября должны были состояться торжества по случаю Дня независимости. Миссия мира, выполняемая нашими летчицами, наглядно подтверждалась красочной эмблемой на борту вертолета – женские ладони, соединяющие воедино две половинки земного шара. Рекламными целями, впрочем, задачи предстоящего перелета не ограничивались. Немногие знали, что экипажам вертолетов предстоит поставить своеобразный эксперимент – выяснить, как будут вести себя боевые вертолеты российского производства в различных климатических условиях при выполнении длительного перелета.
     Критических ситуаций в полете продолжительностью 125 часов было много. Несколько раз они могли просто разбиться. Галина Петровна вспоминает о трудностях с улыбкой, лишь иногда тревожный блеск в ее глазах говорит о том, как сложно было преодолеть те знаменитые 25 тысяч километров небесной трассы:
     - Мы взлетали с аэродрома Северо-Эвенска, что в Магаданской области. Высота малая – 100 метров. Видимости абсолютно никакой. Туман. Руководитель полетов говорит: «Занимайте эшелон в 2 км и заходите на посадку, один – левым кругом, другой - правым». Аэродром едва просматривался. Садились почти вслепую. Рельеф местности в районе Чайбухи – сплошные сопки. Снижаясь, чуть не врезались в гору. Особенно запомнился полет над Беринговым проливом. Даже вертолетчики-пограничники говорили нам, что в такую погоду летают только камикадзе.
     Американские летчики восхищались мужеством российского женского экипажа. «В такую даль лететь на вертолете, еще и в непогоду - у нас таких смельчаков и среди мужчин не найдется», - повторяли они. Их удивляло все. И мастерство русских летчиц, и непривычность российских винтокрылых машин. Большие черные сухари из сухого пайка, выданного нашим экипажам еще на Родине, которые можно было грызть часа три, американцы сочли вкуснейшим деликатесом. Все просили попробовать диковинные заморские сушки.
     В 1942 году русские женщины-летчицы совершили посадку в небольшом североамериканском городке Ватсон-Лейк. Местный музей в честь этого события хранит памятную табличку. 7 ноября 1992 года, словно отметив полувековой юбилей героического перелета времен Великой Отечественной войны, в этих местах приземлился российский вертолет Ми-24 с женским экипажем на борту.
     Галине до сих пор не верится, что именно ей выпала честь участвовать в знаменитом перелете. «Было странное чувство, - вспоминает она свои первые шаги по иноземью. – Как будто отсутствовала точка опоры. По своей земле уверенно ходишь, а там ноги были словно ватные». Однако в Майами при первой же возможности Галя попросила американских летчиков дать ей возможность управлять вертолетом Белл-206. Когда инструктор предоставил право самостоятельного управления, она поняла, что, научившись мастерски летать на любом вертолете, пилот в дальнейшем сможет освоить и все остальные их разновидности. Главное - не бояться, верить в свои силы и быть уверенным в успехе.
     Отдельной строкой значится в арсенале Галины Ка-50. «Это не вертолет, а мечта. Не летает, а словно танцует вальс. Загляденье, просто дух захватывает», - с любовью отзывается Галя о «Черной акуле», которая стала предметом ее диссертации в Академии ВВС им. Ю.А. Гагарина. Тема научной работы связана с профессиональной подготовкой летчиков армейской авиации. Теперь никто не удивляется, что она представитель слабого пола. Галина Петровна - опытный преподаватель.
     
Женское счастье

     В минувшем году Галина Петровна совершила самый, наверное, крутой из своих жизненных виражей. Вышла замуж. С профессором Академии им. Ю.А. Гагарина Иваном Савельевичем Скробовым она познакомилась давно. Дело в том, что он не только преподаватель. Он интереснейшая личность: писатель, поэт и музыкант.
     Под впечатлением интересной встречи раздумывала, сколько вершин предстоит еще покорить Галине Петровне Скробовой? Какие еще свершения ожидают ее на жизненном пути? Одно можно сказать совершенно точно. Жизнь, несмотря на молодость Галины, уже состоялась. Многие цели достигнуты. И можно без преувеличения назвать этот жизненный путь героическим и достойным подражания.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex