на главную страницу

15 Июня 2005 года

Армия и общество

Среда

Буденновск: врем не лечит

Алексей КОЗАЧЕНКО, «Красная звезда».



     14 июня 1995 года в Буденновске стояла необычная жара, столбик термометра зашкалил за сорок. Был рабочий день - среда. Маленький провинциальный город жил обычной размеренной жизнью. Ничто не предвещало беды.
     Около полудня в город в сопровождении милицейской машины въехала колонна из трех крытых тентами под завязку груженных армейских КамАЗов. Автомобили проехали по окраинной улице города и через село Прасковея направились в сторону Минеральных Вод. На выезде работники ГАИ остановили колонну и поинтересовались, что в машинах. Им ответили: «Груз 200», следует из Чечни в Ростов».
     О колонне и ее грузе доложили начальнику милиции Буденновского района. Он усомнился, что в такую жару без рефрижераторов можно перевозить погибших. Приказал досмотреть колонну. Сотрудники ДПС нагнали машины, когда те отъехали на 8 километров от Буденновска. Военные отказались от досмотра, но согласились следовать к зданию УВД.
     - Возможно, захват Буденновска был одним из запасных планов Басаева, - высказывает спустя годы свое мнение глава города (в 1995 г. он был начальником милиции) Николай Ляшенко. - Этим объясняется то, что они точно знали, к примеру, где находится дежурное помещение в УВД, уверенно ориентировались в городе. В то же время они не стали захватывать завод, который перерабатывает три тысячи тонн бензина в день. Тут этилен, пропилен, сжатый аммиак, если все это взорвать - от райцентра ничего бы не осталось. Это сейчас везде надежная охрана, тогда же вневедомственную охрану представляли в основном пожилые женщины, которые толком и стрелять не умели. Трудно предугадать последствия, если бы машины прошли дальше, в Минеральные Воды, а может, и в Москву (события последних лет показывают, что и такое реально). Вероятно, тогда бы масштабы трагедии были еще более серьезными.
     Так или иначе, но как только колонна подъехала к зданию милиции, из машин как горох посыпались крепкие ребята в мятых камуфляжах с зелеными повязками на головах, все в соломе. На ходу они, передернув затворы автоматов, открыли шквальный огонь по окнам и дверям здания.
     Воспоминания у местных жителей о первых минутах захвата города практически одинаковые. Многим показалось, что разгружают гравий и он, падая, с силой бьется о железные листы.
     Тем временем боевики вошли в здание УВД, захватив несколько этажей, стали расстреливать вооруженных милиционеров. Затем быстро рассредоточились по городу и стали беспорядочно стрелять, нагоняя панику, и собирать заложников на центральную площадь города. Здесь находятся узел связи и администрация города и района. Захватив эти объекты, боевики практически взяли власть в городе в свои руки. Водрузили зеленый флаг над главным зданием города.
     Боевики куражились: расстреливали на улице прохожих, поджигали машины и дома. Очевидцы рассказывают, что тогда горожанами владели страх и чувство полной незащищенности. А самое главное - непонимание происходящего. Одним казалось - идут учения, другим мерещилось начало войны. В эти несколько часов, когда город был полностью захвачен боевиками, все зависело от воли случая, судьбы. Так, людей, которые въезжали в город на автомобилях, выкидывали из салона. По прохожим, ради потехи, как по мишеням в тире, открывали огонь. Боевики вламывались в дома, организации, вытаскивали людей из квартир.
     Попадали в заложники и военные. Преподаватель военной кафедры подполковник Ринат Гилязов в тот день сопровождал студентов Казанского энергетического университета на стажировку в авиационный полк, который дислоцирован в Буденновске. Преподаватель и студент Сергей Герасимов ехали на личной машине капитана Александра Тюрина. На въезде в Буденновск машину остановили. Офицеров и студента, угрожая автоматами, заставили выйти. Их жестоко избили, потом расстреляли. Студенту Сергею Герасимову до получения диплома оставалось полмесяца.
     Военному комиссару Буденновского района повезло больше: полковник Геннадий Болдырев был захвачен в гражданской одежде. То, что офицера никто не выдал, сохранило ему жизнь. Со всеми военными и милиционерами, попавшими в заложники, боевики обращались крайне жестоко и безжалостно их убивали.
     В первые часы было убито большое число людей. Погибли офицеры вертолетного полка. Вертолетчики, которыми командовал подполковник Юрий Коновалов, спешили на помощь милиционерам на вахтовом автобусе. Их расстреляли перекрестным огнем из пулеметов.
     Когда стало ясно, что на город напала вооруженная банда, действия военных стали решительными. Через полтора часа из Ставрополя самолетами в Буденновск были переброшены десантники, которые усилили охрану военного аэродрома. Из соседних городов Зеленокумска и Благодарного прибыли подразделения Внутренних войск. Военнослужащие вертолетного полка организовали охрану крупного химического завода, микрорайона Северный, где проживают семьи военных.
     Вертолетчики получили боевые задачи. Экипаж вертолета, которым командовал Герой России подполковник Сергей Палагин (сегодня он заместитель командира полка по летной подготовке), с воздуха уничтожил снайпера - женщину, засевшую на телевышке.
     - Когда моя семья заканчивала посадку в машину, мы услышали, что ко двору приближаются боевики, - рассказывает жительница города Елена Володина. - Но тут совсем рядом начал снижаться вертолет, который отвлек их внимание. Боевики открыли по нему огонь, а мы с мужем в это время смогли выехать и спасти детей.
     Опасаясь атаки с воздуха, боевики подогнали на площадь бензовоз, установили на здание банка, расположенное возле площади, крупнокалиберный пулемет и стали обстреливать вертолеты.
     Противодействие военных и милиционеров отрезвило боевиков. Они понесли первые потери. Фронтовые штурмовики и вертолеты, барражирующие в небе, стали психологически давить на террористов. Вскоре город был полностью оцеплен, к тому времени боевики с заложниками переместились в корпуса районной больницы.
     Те шесть дней и пять ночей, когда Буденновск находился в руках боевиков, стали жесточайшим испытанием для жителей города. Многие буденновцы, особенно дети, до сих пор сжимаются от резких звуков пролетающих низко вертолетов и самолетов. Некоторые бывшие заложники страдают нервными расстройствами и неврозами. Очевидцы утверждают, что на все время событий, интуитивно почувствовав кровь и смерть, вдруг пропали птицы, не лаяли собаки, временами становилось как-то нереально тихо. Пройдет еще немало времени, пока люди забудут те страшные дни, когда на город обрушилась тишина, раздираемая автоматными очередями и взрывами гранат.
     …Финал тех событий известен. Слабая согласованность действий силовых ведомств, принятие половинчатых решений как следствие нерешительности руководства операцией привели к большим человеческим жертвам. Так, к примеру, начатый «Альфой» штурм больницы был остановлен, что повлекло серьезные потери как заложников, так и офицеров спецподразделения.
     Сегодня в Буденновске многое делается, чтобы события июня 1995 года не повторились, для этого регулярно собирается совет безопасности, на котором присутствуют командиры воинских частей, представители диаспоры, руководители предприятий, органов МВД, ФСБ.
     По общей оценке, уровень безопасности города возрос. Одна из причин - в том, что за прошедшие десять лет он стал более милитаризированным. Сегодня на территории Буденновска располагается двадцать четыре воинские единицы, каждый десятый житель районного центра - военный. Военнослужащие создают группы антитеррора, через считанные минуты после получения сигнала готовы действовать. Перед каждым крупным мероприятием места, где собирается большое количество людей, проверяют саперы. Причины для осторожности есть: несколько лет назад на автобусной остановке взорвали крышу, заложили взрывное устройство в маршрутное такси, которое следовало в микрорайон Северный.
     Еще один фактор стабильности - растущий экономический потенциал города. Из 25 районов и 10 городов Ставропольского края по экономическому развитию Буденновск занимает 5—6-е место. Как следствие появляются рабочие места, средняя зарплата в городе выросла до пяти тысяч рублей. Здесь динамично развивается частное предпринимательство, активно ведется строительство. К десятилетию июльских событий за счет средств частных предпринимателей и пожертвований горожан будет открыт храм «Воскресение Словущего».
     В свете последних событий, когда теракты в России стали реальной действительностью, о событиях в Буденновске 1995 года постепенно стали забывать. Все реже здесь можно встретить видных политических деятелей и правозащитников. Это раньше, когда свежи были воспоминания о трагедии, город получал солидные инвестиции, за счет которых была восстановлена разрушенная больница, построен развлекательный комплекс для детей. Теперь же от тех, кто раньше помогал, приходят вежливые отписки, в этом году гуманитарная помощь пришла только из штата Айова - американцы прислали пятьдесят инвалидных колясок.
     В то же время в городе не обходится без всякого рода скандалов. В свое время неоднозначную реакцию вызвало решение городской думы сделать Виктора Черномырдина почетным гражданином города. Здесь мнения разделились диаметрально. Одни полагают, что глава правительства не должен был вступать в столь унизительные переговоры с Басаевым. Другие считают, что своими действиями Виктор Степанович спас многих заложников. После Черномырдин помогал с компьютеризацией школ, с ремонтом художественной школы, закупал оборудование для больницы.
     Между тем в последнее время из Чечни поступают предложения дружить. Возможно, считает глава города Николай Ляшенко, у чеченцев появляется чувство вины за нападение на город террористов, большинство из которых были чеченцами. Так, недавно в город приезжала делегация во главе с членом Совета Федерации от государственного совета Чеченской Республики Мусой Умаровым. Звонил также мэр Грозного Мовсар Тимербаев, предлагал сделать побратимами Чеченскую столицу и Буденновск. От столь близких отношений буденновцы отказались, согласились на культурный обмен и на совместные экономические проекты.
     Следствие по событиям в Буденновске так и не завершено. Оно будет продолжаться до тех пор, пока не будет задержан последний боевик, участвовавший в этой кровавой бойне. Остается немало вопросов, к примеру, как они проехали несколько сот километров и никем не были остановлены. Причем они особенно и не прятались. Так, в Нефтекумске они в одном из кафе скупили все пирожки, в сорока километрах от Буденновска в селе Левокумское, не таясь, вышли из машин, отдыхали на траве, курили… До сих пор не ясно, был ли захват Буденновска спонтанным решением или продуманной операцией, и не оказывали ли помощь боевикам местные чеченцы: их тогда здесь проживало пятьсот шестьдесят.
     Постоянно идут суды над боевиками, участвовавшими в том разбойном нападении. Но свидетели с большой неохотой ездят на эти процессы. Люди, побывавшие в заложниках, не хотят видеть тех, кто убивал их близких, и заново переживать события десятилетней давности. Трагедию им не забыть никогда. Мы все обязаны помнить о ней, ее уроках.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex