на главную страницу

17 Июня 2005 года

SOS

Пятница

«ОБОРОНКА» ОПТОМ И В РОЗНИЦУ

Подготовил Андрей ГАРАВСКИЙ.



Ситуация на предприятиях отечественного оборонно-промышленного комплекса, особенно в российской глубинке, продолжает оставаться напряженной. Отрасль, конечно, понемногу выходит из затяжного постперестроечного кризиса – разрабатываются и запускаются в серию новое вооружение и военная техника, растет экспорт российского оружия. Но, по мнению экспертов, утверждать, что ОПК полностью оправился от экономических потрясений последнего десятилетия и начал полноценно функционировать и развиваться, сегодня нельзя. Объем госзаказа, составлявший в отрасли в былые годы 100 процентов от загрузки, нынче явно недостаточен для поддержания предприятий на плаву. В результате 40 процентов субъектов «оборонки» – банкроты. Впрочем, не всегда банкротство носит экономический характер. Известно, что так называемое искусственное банкротство – проверенный способ захвата власти на вполне рентабельном предприятии.

     В редакцию пришло открытое письмо коллектива ФГУП «Чебоксарское производственное объединение имени В.И. Чапаева» о критической ситуации, сложившейся на предприятии. Среди адресатов этого тревожного послания – Президент России, правительство, Госдума, Совет Федерации, Совет безопасности, президент Чувашской республики, Генпрокуратура, ФСБ. Мы приводим некоторые фрагменты письма.
     «Сегодня для нас, работников предприятия, наступает момент истины: будет ли сохранено наше предприятие как единый промышленный комплекс и будут ли оказаны со стороны государства поддержка или защита от негативной деятельности некоторых отдельных чиновников федеральной власти, которые просто обязаны выступать в защиту государственных интересов?
     ФГУП «ЧПО имени В.И. Чапаева» подведомственно Федеральному агентству по промышленности, относится к режимным предприятиям и является одним из базовых предприятий оборонно-промышленного комплекса. Предприятие участвует в реализации Государственной программы вооружения и в выполнении государственного оборонного заказа в части как текущих поставок боеприпасов российским Вооруженным Силам, так и содержания мобилизационных мощностей, которые составляют 75 процентов от основных фондов. Распоряжением Правительства РФ № 22-р от 09.01.2004 г. и Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. № 1009 предприятие включено в перечень стратегических предприятий, осуществляющих производство продукции, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, и по ряду выпускаемой номенклатуры является единственным в России производителем продукции оборонного назначения.
     Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 21 марта 2005 года на нашем предприятии была введена процедура финансового оздоровления. Введение этой реабилитационной процедуры предоставляет шанс сохранить стратегическое государственное предприятие и погасить имеющуюся у предприятия задолженность перед кредиторами и государством.
     Вызывает удивление, чем же руководствовались ответственные работники ФНС, когда выступали против введения данной процедуры на заседании Арбитражного суда. Участвуя в процедуре банкротства ФГУП «ЧПО им. В.И. Чапаева», гражданин Мариенко В.В., представляющий интересы и, как он заявлял, исполняя указания руководителя департамента по обеспечению процедур банкротства ФНС РФ гражданина Хурсевича С.И., продолжает всяческими «полузаконными» методами противодействовать развитию предприятия.
     Возмутительным выглядит и тот факт, что работники федеральной налоговой службы пытаются очернить предприятие и его руководство. Не утруждая себя изучением документов, отражающих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, делают выводы о якобы критической ситуации на заводе. При этом приводятся данные о ситуации на предприятии двух-трехлетней давности.
     ФГУП «ЧПО им. В.И. Чапаева» - не рядовое предприятие среди реально действующих производственных объединений ВПК.
     Завод не миновали кризисы прошлых лет, однако коллектив предприятия, имеющий славную историю и традиции, выстоял и не позволил развалить технический и кадровый потенциал, который складывался десятилетиями и обладает уникальными возможностями эффективного экономического развития.
     С 1941 года ФГУП «ЧПО им. В.И. Чапаева» является головным предприятием России по разработке и производству боеприпасов и пиротехнических средств. Сегодня это крупное промышленное объединение, широко известное на российском рынке, выпускающее пиротехническую продукцию, не имеющую аналогов на мировом рынке, резинотехнические изделия, товары народного потребления.
     По объему налоговых платежей предприятие является одним из крупных налогоплательщиков в Республике Чувашия. На предприятии трудятся более трех с половиной тысяч человек.
     ФГУП «ЧПО им. В.И. Чапаева» не имеет задолженности по текущим налоговым обязательствам и заработной плате. Заработная плата рабочим и служащим завода за прошедший год увеличилась на 60 процентов и в среднем по предприятию составляет 4.200 рублей. За предыдущие полтора года предприятие более чем на 150 процентов увеличило объем производства и в настоящее время обеспечивает устойчивые темпы дальнейшего увеличения объемов продукции. Впервые за многие годы на предприятие стали возвращаться высококлассные специалисты, потянулась молодежь, что является хорошим подтверждением жизнестойкости предприятия.
     Развитие ФГУП «ЧПО им. В.И. Чапаева» осуществляется на основе тщательно разработанной программы. Она является реальным отражением финансово-экономического состояния объединения и перспектив его развития. Программа была одобрена Федеральным агентством по промышленности после рассмотрения на межведомственном совещании 28 сентября 2004 года. Результатом этого рассмотрения стало поручение председателя Правительства Российской Федерации от 4 октября 2004 года № МФ-П7-5420, которое предусматривает необходимость введения процедуры финансового оздоровления в отношении ФГУП «ЧПО им. В.И. Чапаева».
     Это в очередной раз подчеркивает соответствие введения финансового оздоровления интересам Российской Федерации.
     Программа развития является реальной и действующей, что подтверждается конкретными результатами финансово-экономической деятельности предприятия. Объем товарной продукции в 2003 году составил 406.024.000 рублей; в 2004 году - 623.028.000 рублей. Темп роста объема выпуска товарной продукции составил 153 процента. Выручка от реализации в 2003 году составила 402.196.000 рублей; в 2004 году - 640.398.000 рублей. Темп роста выручки - 159 процентов.
     Необходимо отметить, что показатели реального объема товарной продукции и выручки от реализации превышают показатели, заложенные в программе экономического развития предприятия.
     Положительная динамика развития предприятия и его способность рассчитываться с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности подтверждаются также уплатой объединением налоговых обязательств.
     В 2003 году было начислено налогов в размере 99.049.000 рублей, а уплачено - 35.413.000 рублей, что составило 36 процентов от суммы начисления. В 2004 году аналогичные показатели составили: начислено - 122.297.000 рублей, уплачено - 124.283.000 рублей, или 102 процента.
     За два месяца 2005 года налогов по сравнению с начисленными уплачено почти в два раза больше. Данный факт подтверждается письмом ИФНС по Московскому району Чебоксар в администрацию района от 10.03.2005 г. № 08-12/2736.
     С момента смены руководства на предприятии (октябрь 2003 года) комиссиями различных министерств и ведомств неоднократно проводились различные проверки. Ни одна из них не обнаружила преступлений и нарушений, про которые говорят представители ФНС во главе с гражданином С.Н. Хурсевичем. Более того, проверки не выявили каких-либо существенных нарушений в деятельности предприятия.
     

     «Структура оборонно-промышленного комплекса, к сожалению, все еще архаична, не отвечает современным военно-политическим задачам государства. Нельзя забывать, что сегодня мы сталкиваемся с новыми угрозами, живем и работаем в условиях, которые предъявляют к надежности национальной обороны принципиально иные, более высокие требования, чем раньше».
     Президент РФ Владимир ПУТИН.
     

     Однако явные позитивные тенденции и очевидные факты успешного развития объединения почему-то не учитываются гражданином С.Н. Хурсевичем. Наоборот, он все активнее тратит бюджетные средства, все свои силы и время не на достижение компромисса в вопросе погашения задолженности нашего предприятия, образовавшейся во многом благодаря неисполнению Минфином своих обязательств, а на развал завода, его банкротство.
     Гражданин С.Н. Хурсевич категорически настаивает на введении на заводе внешнего управления, что означает прекращение полномочий руководителя и возложение их на внешнего управляющего, прекращение полномочий органов управления должника и собственника имущества - унитарного предприятия. Указанные полномочия также переходят к внешнему управляющему.
     Таким образом государство утрачивает контроль над стратегическим предприятием, выпускающим оборонную продукцию, и весь контроль переходит в руки ставленника гражданина С.Н. Хурсевича. Неужели это и есть интересы Российской Федерации, которые предоставлено защищать гражданину С.Н. Хурсевичу?
     Все эти действия представителей ФНС позволяют предположить, что чиновники данного ведомства отнюдь не отстаивают интересы российского государства, а преследуют свои собственные корыстные цели, исполняя частный заказ.
     

     СПРАВКА. По данным Счетной палаты РФ, в период 1997–2002 гг. процедуры несостоятельности были применены в отношении 160 субъектов ОПК. В результате ликвидированы в процессе конкурсного производства 35 предприятий, продолжалось конкурсное производство на 46 НИИ и заводах, введено внешнее управление на 31 предприятии.
     

     Так что же (или кто) заставляет ФНС РФ настаивать на продолжении процедуры банкротства ФГУП «ЧПО им. В.И. Чапаева», на введении на предприятии внешнего управления, отстранении эффективных и профессиональных руководителей, лишении государства права собственности на данное предприятие и кому ФНС РФ готовится передать эту федеральную собственность?
     Вопрос, кто может или кто должен рассудить имущественные споры между государственными органами и организациями, лишь на первый взгляд является надуманным и праздным. Для работников объединения, для нескольких поколений, связавших жизнь с предприятием, для наших детей и пенсионеров это вопрос жизни.
     Сложившаяся ситуация создает серьезные затруднения для принятия правовых решений в арбитражном судопроизводстве, провоцирует подмену правовых норм субъективными представлениями о государственном интересе, справедливости и целесообразности.
     Наглядно эти противоречия проявились и в ходе принятия решения Арбитражным судом Республики Чувашия по поводу банкротства стратегического федерального предприятия ФГУП «ЧПО им. В.И. Чапаева».
     Федеральная налоговая служба РФ как уполномоченный федеральный орган требует оплатить долги по налогам, включая пени и штрафы в сумме 218 миллионов рублей, и инициирует процедуру банкротства нашего предприятия.
     ФНС РФ нельзя упрекнуть в неправомерности своих требований. Долги должны быть выплачены - это не подвергается обсуждению. Вот только долги долгам рознь. А в этом-то ФНС РФ разбираться не желает. У нее есть инструкция, которая не обязывает ее делать различия между коммерческими и стратегическими государственными предприятиями, учитывать причины финансовой несостоятельности. Более того, ФНС РФ не озабочена несоответствием ее старых инструкций новому Закону РФ о несостоятельности (банкротстве). А разбираться надо.
     ФГУП «ЧПО им. В.И. Чапаева» действительно имеет долг. Но и перед предприятием государство имеет значительную задолженность. С 1993 по 1997 год завод осуществил производство и поставки за рубеж противоградовых установок «Алазань» на сумму более 600 миллионов рублей. Государство до сих пор не рассчиталось с заводом, хотя деньги от покупателя получило. С тех пор могли набежать весьма приличные пени и штрафы.
     Несмотря на неоднократные обращения руководства завода, вышестоящих государственных структур, в чьем подчинении он находится, правительства Чувашии, возвращать долги заводу никто не собирается.
     В том случае если долговое бремя с завода не будет снято посредством признания и компенсации ему долгов от Минфина РФ, завод, выплачивая навязанные ему налоги, не сможет развивать свое производство, вводить новые мощности и осваивать новую высокотехнологичную продукцию как оборонного, так и общегражданского назначения. Это на несколько лет отбросит развитие завода и сделает его продукцию неконкурентоспособной на внутреннем и зарубежном рынках.
     Кому нужна такая перспектива? Удовлетворит ли через год, через три года наша отсталая в технологическом плане продукция запросы ведомств, отвечающих за оборону и безопасность российского государства, и у какой державы они будут закупать необходимые изделия?
     Вот и получается, что один государственный чиновник безнаказанно может оставить несколько тысяч человек без заработной платы, а другой государственный чиновник из того же ведомства может с них же потребовать долги и штрафы за неоплату налогов с неполученных денег за свой труд, обанкротить предприятие и продать его в частные руки. Наблюдается достаточно примитивная схема рэкета. Есть все основания усматривать в этом чиновничий сговор.
     Узел, свитый чиновниками из Минфина РФ и ФНС РФ, затягивает не только развитие предприятия, делая это развитие невозможным, этот узел затягивается на поясах и шеях у нескольких тысяч людей, работающих на заводе, и их семьях, оставляя их без перспективы стабильного и законного заработка, тепла и света.
     Если признать, что Минфин РФ и ФНС РФ (кто должен заводу и кто требует долги с завода) стоят на страже государственных интересов и в своей деятельности по банкротству стратегического государственного предприятия руководствуются именно интересами государства, то чьи интересы в этом случае отстаивают коллектив завода, Роспром, правительство Республики Чувашия, которые не дают развалить, обанкротить эффективно действующее федеральное стратегическое предприятие?
     Долги, предъявляемые заводу, и процедура банкротства - это результат нечистоплотных игр чиновников, у которых находятся деньги нашего завода.
     Трудовой коллектив предприятия твердо намерен защищать и отстаивать интересы своего родного объединения, требовать возвращения долгов за поставленные изделия вплоть до обращения в Генпрокуратуру.
     Наше предприятие производит и поставляет в Вооруженные Силы и другие силовые ведомства России осветительные и сигнальные боеприпасы, инфракрасные и противорадиолокационные помеховые средства, маскирующие, защитные и помехообразующие аэрозольные средства, термобарические составы, средства пироавтоматики и системы воспламенения различного класса ракет, трассеры, антитеррористические средства и многое другое.
     Так неужели во всем Российском государстве только ведомство гражданина С.Н. Хурсевича имеет право от лица государства решать, какие оборонные предприятия сколько проживут и кому они достанутся из числа частных предпринимателей? Кто и где должен учитывать мнение Федерального агентства по промышленности, Министерства обороны, МВД, Совета Безопасности РФ и других государственных структур, на которые, собственно, и возложена ответственность за обеспечение безопасности и обороноспособности российского государства, в т.ч. и от террористов.
     Мы, трудовой коллектив ФГУП «Чебоксарское производственное объединение им. В.И Чапаева», не слышали ни о каком решении государства ликвидировать наше предприятие. Поэтому все действия, которые могут привести к его ликвидации, со стороны любых структур и ведомств, в т.ч. и частных лиц, мы рассматриваем как действия, направленные на подрыв безопасности Российской Федерации, и требуем положить конец бесконтрольному произволу чиновников от ФНС в лице гражданина С.Н. Хурсевича».
     
Вот такое в полном смысле «горячее» письмо поступило в «Красную звезду». Мы не будем брать на себя роль третейского судьи, но очевидно, что ситуация, сложившаяся на заводе, требует срочного вмешательства структур, отвечающих за национальные интересы, безопасность и обороноспособность страны. Искусственными банкротствами за последнее десятилетие и так уже уничтожен ряд стратегических предприятий «оборонки». Пора положить конец этой преступной деятельности. Известно, что недобросовестный и корыстный чиновник может нанести больший вред, чем террорист. И задача государства - исключить саму возможность чиновничьего произвола в важнейшей отрасли, отвечающей за обороноспособность страны.
     «Красная звезда» будет следить за развитием ситуации на ФГУП «ЧПО имени В.И. Чапаева».



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex