на главную страницу

25 Июня 2005 года

Геополитика

Суббота

Притяжение Каспия

Полосу подготовил Владимир СВИРИДОВ,
эксперт Института геополитической информации «Энергия».



«Здесь плотно перемешаны нефть, кровь и политика», - заявил еще в конце XIX века Альфред Нобель, владелец нефтяных месторождений на Каспии. И это подтверждает вся история Каспийского региона, который был, есть и будет зоной стратегических интересов великих держав. Сдача в эксплуатацию важнейшего с геополитической точки зрения нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан, официальный пуск которого произошел в конце мая, — очередное тому свидетельство. Какое место в современном мире занимает каспийская нефть, как повлияло на ситуацию в регионе открытие нового нефтепровода, как строится здесь «нефтяная дипломатия» России? Об этом идет речь в материале, совместно подготовленном редакцией «Красной звезды» и Институтом геополитической информации «Энергия».

     

     
Наша справка.

     Каспий - внутреннее море, лежащее на 28 м ниже уровня Мирового океана, вытянутое с севера на юг на 1.200 км при средней ширине 320 км. Глубоководная его часть - в центре и на юге. Максимальная глубина - более 1 км. Площадь - около 380.000 км2. В Каспии обитают 80 процентов всех осетровых. Но главным богатством на сегодня считают нефть и газ. До распада СССР его статус определялся советско-иранскими договорами. В настоящее время между прикаспийскими государствами идут переговоры о новом статусе Каспийского моря.

     

     
Новое дыхание региона


     Каспийский бассейн - одно из старейших в мире мест, где ведется добыча нефти. Еще Александр Македонский использовал ее для освещения в ночное время своих военных лагерей, когда осаждал Персию. Однако настоящую известность каспийская нефть получила к концу XIX века, когда братья Нобели превратили Баку в одну из нефтяных столиц мира. Весь прошлый век каспийская нефть не только имела огромное экономическое значение, но и представляла собой большую геостратегическую ценность. За владение ею постоянно шла борьба, проливалась кровь. Во Второй мировой войне сюда рвался Гитлер, который стремился во что бы то ни стало овладеть каспийской нефтью. Однако где-то к 1980 годам, когда пришли к истощению эксплуатировавшиеся длительное время нефтяные поля Каспийского моря и были открыты крупные месторождения в Персидском заливе и Сибири, регион несколько потерял свою значимость. Но ненадолго.
     Уже к концу столетия район Каспия стал эпицентром нового этапа конкуренции за нефть, влияние и господство в той части Евразии. И тому есть причины. Распад СССР привел к образованию здесь ряда независимых государств, которые в одночасье стали сказочно богаты и хотели быть еще богаче. Но для этого им надо было, с одной стороны, поделить Каспийское море с его углеводородными и другими ресурсами, а с другой - найти инвестиции и могущественного покровителя, которые помогли бы им реализовать эти богатства. Тем более что новые технологии разведки и добычи нефти позволяли говорить о том, что Каспийское море обладает более значительными запасами энергоресурсов, чем предполагалось ранее.
     Считается, что как под дном Каспийского моря, так и в окружающих его районах, находится от 2,1 до 3,9 млрд. тонн (15,4– 29,0 млрд. баррелей) или от 1,5 до 2,8 процентов мировых доказанных запасов нефти. Если же учесть возможные или прогнозные ресурсы, то общее количество нефти, которое может быть в Каспийском регионе, достигнет 24–26 млрд. тонн (или 178–191 млрд. баррелей). Поскольку прогнозные ресурсы нефти на планете оцениваются в пределах от 270 до 440 млрд. тонн, то получается, что доля Каспийского региона в них может составлять около десяти процентов. Эти данные выдвигают Каспий на третье место в мире по нефтегазовым запасам.
     Естественно, значительные углеводородные запасы Каспия не могут не притягивать к себе основных потребителей нефти. Особенно учитывая тот факт, что потребление энергоносителей будет только возрастать, а природные ресурсы планеты уменьшаться. Считается также, что каспийская нефть нужна Западу как альтернатива нефти стран ОПЕК. Как известно, эта организация на сегодня обеспечивает 40—45 процентов мировой добычи нефти. На нее же возлагают и вину в том, что, установив поквартальный суммарный лимит добычи, она тем самым поддерживает высокую цену на нефть.
     По некоторым данным, западным нефтяным компаниям уже принадлежат около 70 процентов минеральных ресурсов Каспия и которые планируют с 2010 года поставлять на мировой рынок ежегодно 200—300 млн. тонн каспийской нефти. Так, международные консорциумы активно ведут добычу нефти на двух расположенных на суше месторождениях Казахстана - Тенгизском и Карачаганакском. Тенгизское месторождение было найдено в 1979 году и считается шестым в мире по величине. Тон здесь задает американская компания ChevronTexaco, которая, вложив в 2000 году 4 млрд. долларов в освоение месторождения, устойчиво наращивает добычу нефти. Сегодня она составляет около 260 тыс. баррелей нефти в день (1 американский баррель для нефтепродуктов равен 158,78—158, 95 л). Разработку Карачаганакского месторождения, менее крупного проекта добычи нефти и конденсата, ведут в основном английская компания British Gas и итальянская компания Eni. Последняя возглавляет и освоение гигантского прибрежного Кашаганского нефтяного месторождения, которое находится у северной оконечности Каспийского моря. Его обнаружили в 2000 году. Извлекаемые запасы Кашагана оцениваются в 7—13 млрд. баррелей нефти, что выводит месторождение на пятое место в мире по размерам. Считается, что на его освоение может потребоваться 29 млрд. долларов.
     В южной части Каспия (на границе азербайджанского и туркменского секторов моря) расположено месторождение Азери-Чираг-Гунашли, разрабатываемое компанией British Petroleum (ВР). Его запасы нефти - 700 млн. тонн. В настоящее время нефтедобыча там составляет 100 тыс. баррелей в день, однако к 2008—2010 годам она должна будет вырасти до 1 млн. баррелей в день. По словам главы отделения ВР в Азербайджане Дэвида Вудварда, в ближайшее время эта компания планирует вложить в нефтедобычу на Каспии около 12 млрд. долларов. При этом 3,4 млрд. пойдет на первую стадию разработки месторождения Азери-Чираг-Гунашли и 3— 4 млрд. долларов - на вторую. Кроме того, 2,6 млрд. долларов планируется выделить на разработку газового месторождения Шах-Дениз. Это месторождение с запасами 1.000 млрд. кубометров газа и 400 млн. тонн конденсата расположено вблизи Баку.
     Разработка каспийских месторождений ведется весьма эффективно. В свое время, отмечают специалисты, для того чтобы найти нефть в Северном море, Великобритании пришлось просверлить 91 скважину, а Норвегии – 32 скважины. На Каспии же пустыми пока оказались всего две скважины. Хотя некоторые районы, главным образом прибрежные шельфы, которые ранее относили к перспективным с точки зрения наличия в них запасов углеводородов, в последующем не оправдали ожиданий. Так, месторождение Курдаши, разработку которого вела компания Agip, оказалось слишком маленьким. А первая скважина, пробуренная компанией TotalFinalElf в месторождении Ленкоран-Талыш, показала, что оно не имеет коммерческой ценности. С аналогичной ситуацией столкнулась и компания ExxonMobil в начале разработки месторождения Огуз. Значительно ниже расчетных оказались ресурсы месторождения Апшерон, разработку которого ведет компания Chevron.
     Специалисты также отмечают, что добыча нефти на Каспии - далеко не дешевое дело. Например, из-за особенностей строения земной коры в регионе. По словам регионального вице-президента Shell Гэвина Грехэма, «нефтяная вышка здесь обходится в 25 раз дороже, чем такая же вышка в Омане. Это означает, что вместо одной вышки на каспийском шельфе мы можем за те же деньги возвести 25 вышек в Персидском заливе». Немалые трудности возникают и с доставкой на Каспий оборудования. Главный транспортный поток проходит через канал Волга - Дон. Именно по нему в свое время ExxonMobil пришлось транспортировать на Каспий специальную нефтяную вышку, построенную в Сингапуре. Однако зимой этот канал покрывается льдом. Другой путь на Каспий идет через Грузию, автомобильные дороги которой допускают перевозку грузов массой не более 40 тонн, а железнодорожные – не более 400 тонн. Но и там часто возникают проблемы.
     Тем не менее по себестоимости добычи нефти Каспий уступает лишь наиболее рентабельным месторождениям Персидского залива в Саудовской Аравии, Иране, Ираке, Кувейте и Абу-Даби и находится примерно на одном уровне с Ливией, Малайзией, Мексикой, Нигерией, Оманом и Венесуэлой, которые входят в число важнейших нефтедобывающих стран. Иными словами, по данному показателю прикаспийские государства близки к наиболее перспективным нефтеносным регионам. При этом они существенно обгоняют Россию с ее нефтяными районами перспективного освоения на севере европейской части страны и на арктическом шельфе.

     
Сладкий «пирог» — транспортировка

     Наиболее слабое звено каспийских нефтяных проектов - сравнительно высокая стоимость транспортировки. В советские времена большая часть добываемой на Каспии нефти перекачивалась по трубопроводам в Восточную Европу, а также доставлялась на мировой рынок танкерами. В связи с обнаружением новых месторождений каспийской нефти и ростом ее производства стал вопрос о расширении транспортной инфраструктуры. В частности, был образован Каспийский трубопроводный консорциум, который к 2001 году проложил нефтепровод, соединивший Тенгизское месторождение с черноморским портом Новороссийск. Сейчас его пропускная мощность составляет около 28 млн. тонн нефти в год, а в будущем она возрастет до 67 млн. тонн в год. России принадлежит 24 процента участия в консорциуме, Казахстану - 19 и Оману - 7 процентов. Остальные 50 процентов акций делят между собой американские и другие компании. Дополнительные возможности для транспортировки нефти страны Каспийского региона получили благодаря прокладке обходного участка нефтепровода Баку - Новороссийск вокруг Чечни.
     В апреле 2005 года Россией, Болгарией и Грецией был подписан меморандум о политической поддержке и сотрудничестве в строительстве нефтепровода Бургас - Александруполис. Основная идея замысла - создать новую «трубу» для перекачки каспийской нефти из России в страны Средней и Западной Европы в обход перегруженной трассы морских танкеров через узковатые проливы Босфор и Дарданеллы. Дело в том, что число танкеров с нефтью в Черном море с каждым годом увеличивается, что ведет к созданию заторов в проливной зоне. Уже сейчас очередь из загруженных нефтью танкеров такая, что прохода через проливы приходится ждать до 10—11 дней, а в 2008 году «пробки» увеличат продолжительность вынужденных простоев до 15—20 дней. Это не только огромные затраты финансовых средств, но и реальная угроза экологической катастрофы в данном напряженном регионе Турции. Она может еще больше ограничить трафик танкеров в районе Босфора.
     Чтобы обойти эту узкую горловину, и родилась идея создания нефтепровода Бургас - Александруполис. Согласно ей нефть, добываемая в регионе Каспийского моря, будет грузиться в Новороссийском порту в танкеры, которые доставят ее в болгарский порт Бургас. Там они будут сливать нефть в трубопровод, который свяжет Бургасский порт с средиземноморским портом Александруполис (Греция), где ее снова закачают в танкеры, которые доставят «черное золото» потребителям в страны Центральной и Западной Европы и даже за океан. Трубопровод будет длинной чуть более 310 километров, из которых на болгарской территории - около 170 км. По предварительным расчетам, на строительство трассы понадобятся 1,5—2 года. Пропускная мощность составит на первом этапе до 15 млн. тонн нефти в год. Затем ее планируется довести до 35 млн. тонн и, возможно, до 50 млн. тонн нефти в год. Первоначальная стоимость определяется суммой около 700 млн. долларов. Планируется, что с российской стороны в строительстве нефтепровода примут участие компании «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть».
     Этой системы трубопроводов, отмечают специалисты, достаточно, чтобы обеспечить общий экспортный потенциал Каспия, который, по оценкам российского Министерства топлива и энергетики, не превысит 70—80 млн. тонн нефти в год. Однако молодые прикаспийские государства намерены направить свою нефть по альтернативным маршрутам. Объясняют это они тем, что их экспортные возможности более значительны. Например, Казахстан считает, что в 2010 году будет добывать 100 млн., а к 2015 году - около 150 млн. тонн нефти. Для прокачки всей этой нефти, подчеркивают его представители, мощностей трубопроводов, проходящих по российской территории, недостаточно.
     Однако при создании альтернативных маршрутов скорее всего руководствуются иными мотивами: стремлением иметь контроль над транспортировкой каспийской нефти. И сегодня за этот «пирог» идет нешуточная борьба. В ней участвуют Грузия, Армения, Турция, Украина, Афганистан, Чехия, США, Австралия, Саудовская Аравия, Сингапур, Япония... Причем конкуренты не всегда просчитывают свои возможности, экономическую целесообразность создаваемых нефтепроводов. Например, Украина планирует начать в конце 2005-го - начале 2006 года эксплуатацию нефтепровода Одесса - Броды в прямом направлении для прокачки каспийской нефти в Европу.
     Анализ же специалистов показы вает, что эксплуатация нефтепровода в таком режиме Украине не выгодна. Кроме того, европейцы не готовы вкладывать средства в дополнительное строительство перевалочного комплекса в Бродах, а представители ChevronTexaco заявляют, что в ближайшей перспективе компания не сможет поставлять нефть в Европу через Украину ввиду отсутствия экономических предпосылок. Поэтому не трудно представить, что довольно скоро украинская «стратегическая труба» потеряет и экономический, и политический интерес.
     Такая же участь ожидает и первый альтернативный маршрут в обход российской территории, которым стал нефтепровод, соединяющий столицу Азербайджана Баку с грузинским портом Супса.
     Затруднена и перекачка каспийской нефти через Иран, хотя Тегеран не раз высказывал заинтересованность в ее транспортировке через территорию своей страны. Для этого у него есть и необходимая на первое время система нефтепроводов. Однако специалисты говорят о нецелесообразности увеличивать и без того огромный поток нефти, транспортируемой через Персидский залив сегодня. Главная же проблема - США. Вашингтон уже не раз высказывал самое негативное отношение к таким планам, указывая на действующий в настоящее время режим санкций в отношении Ирана. По этой же причине крупные нефтяные компании США лишены возможности инвестирования в иранскую экономику. Все это вместе ставит проблему транспортировки каспийской нефти в Персидский залив в обозримом будущем под вопрос.
     Нереалистичными представляются сегодня и другие проекты. Тем не менее они выдвигаются, их рассматривают и обсуждают, а иногда и пытаются реализовать, преследуя еще одну цель - отодвинуть Россию от каспийской нефти, уменьшить ее роль в Каспийском регионе. И в этом плане особенно показателен только что открывшийся нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан.

     
Политический маршрут

     Его протяженность составляет 1.767 км (азербайджанский участок - 443 км, грузинский - 248 км, турецкий - 1.076 км). Пропускная способность нефтепровода планируется в объеме более 50 млн. тонн нефти в год, около 1 млн. баррелей в день. При наличии достаточного количества нефти мощность можно увеличить до 85 млн. тонн в год. Тариф прокачки нефти составит 2,58 доллара за баррель. Начало экспорта азербайджанской нефти из турецкого порта Джейхан на Средиземном море намечено на октябрь 2005 года. Нефтепровод строился на деньги ЕБРР, правительства США и консорциума 11 ведущих мировых компаний. На этапе строительства возникло много непредвиденных проблем, начиная от необходимости прокладывать трубы высоко в горах, на высоте до 3.000 м, и заканчивая существенным перерасходом запланированных средств: вместо отпущенных 3 млрд. сумма приблизилась к отметке в 4 млрд. долларов. Эксплуатация нефтепровода рассчитана на 40 лет. Как ожидается, рентабельность в течение 20 лет составит не менее 12,5 процента в год.
     Такова общая характеристика нефтепровода, открытие которого назвали стратегическим событием. Насколько это так, покажет время. Во всяком случае многие специалисты изначально считали проект экономически убыточным. Дело в том, что по большому счету его нечем заполнять. Трубопровод создавался из расчета не на реальные, а на планируемые объемы добычи нефти (главным образом, на азербайджанском шельфе), а они оказались значительно преувеличены. Поняв, что азербайджанской нефти мало, британская BP, которая вела строительство, бросилась искать альтернативные источники нефти, которой можно было бы заполнить нефтепровод. Нашли Казахстан, который готов доставлять в Азербайджан танкерами до 20 млн. тонн нефти в год. Если же объемы превысят эту сумму, то, по заявлениям Астаны, будет построен до Баку нефтепровод по дну Каспия. Но и этого объема мало, так как с учетом внутреннего потребления Азербайджан сейчас может поставить на экспорт не более 10—11 млн. тонн нефти в год. Естественно, обе страны обещают нарастить свой экспортный потенциал, но специалисты сомневаются, что это им удастся в ближайшем будущем. Так что объявленная рентабельность нефтепровода находится под большим вопросом. Кроме того, значительно выросла сама стоимость трубопровода - с 2,4 млрд. до 4 млрд. долларов. В результате цена прокачки оказалась весьма высокой (особенно для сторонних инвесторов) - в разы выше тарифов на экспортных российских направлениях. Высокие тарифы отпугнули от использования трубопровода даже компанию ExxonMobil - она предпочла перевозить свою нефть по железной дороге.
     В этой связи почти единодушно аналитики приходят к мнению, что в нефтепроводе Баку - Тбилиси - Джейхан больше политики, чем чего-либо другого, и построен он прежде всего потому, что этого хотели США. Как известно, Америка уже давно рвется в этот регион. Так, в специальном заявлении министерства энергетики США в 1998 году подчеркивалось: «Главная задача США - обеспечить разработку Каспийского бассейна как можно быстрее и как можно дешевле. Конечно, интерес США состоит и в том, чтобы обеспечить американским компаниям максимальное участие в этих проектах». Эту же цель излагал и американский журнал «Бизнес уик», который писал, что «контроль над Азербайджаном, Грузией и Турцией дает Вашингтону рычаги гарантированного управления ситуацией в Каспийском регионе. Формирование системы евроазиатских транспортных (не только нефтепроводных) коридоров в обход Ирана, России и Китая явно отвечает геостратегическим интересам США». А они в то время были сформулированы следующим образом: наращивание своего присутствия в Центральной Азии и в бассейне Каспийского моря и укрепление позиций США в сфере обеспечения поставок углеводородного сырья; поддержка национального суверенитета республик СНГ в целях недопущения восстановления влияния России на постсоветском пространстве, особенно в районах добычи нефти и газа; противодействие проектам усиления «северного» направления транспортировки каспийской нефти, на который ориентируется Россия; поддержка и однозначная ориентация на «южный» маршрут, который предпочитает официальный Вашингтон; поддержка государств «светского» ислама в противовес радикальным исламским движениям и группировкам, могущим подорвать попытки США установить свое господство на мировых нефтяных рынках.
     Запуск нефтепровода стал лишь первым этапом на пути реализации этих целей. Привязав трубой страны Каспийского региона к мировой и американской экономике, Вашингтон постарается обезопасить себя в регионе от любых неожиданностей. Поэтому можно предположить, что вряд ли он посчитает нынешний азербайджанский режим достаточно надежным, чтобы быть хранителем ключей от нефтепровода. Уже сейчас США и Евросоюз требуют проведения честных и прозрачных парламентских выборов, которые намечены на нынешний ноябрь, и критикуют Баку за неумение вести диалог с оппозицией. Исходя из этого следует ожидать смену или трансформацию режима в Азербайджане.
     Ту же судьбу некоторые аналитики предсказывают и Казахстану. При этом они отмечают, как по мере победного шествия «оранжевых революций» по пространству СНГ менялась позиция Казахстана по отношению к нефтепроводу - от неприезда представителя Астаны на церемонию подписания проекта до согласия направить по нему часть казахстанской нефти. Но это, как считается, вряд ли убережет Астану от прихода «цветной революции», которую ожидают на президентских выборах в конце этого года. В смене режима Вашингтон видит гарантию не только поступления казахстанских энергоресурсов в нефтепровод, но и сохранения и укрепления своих позиций в Центральной Азии.
     Нет сомнений, что Америка сильно постарается, чтобы дух «цветных революций» распространился и на другие страны региона - и на богатые углеводородными ресурсами, и на те, у которых их нет. Потому как все происходящее в центрально-азиатских странах больше уже не является просто их внутренним делом, а напрямую затрагивает интересы США.
     И еще одну цель, запустив нефтепровод, преследуют США - закрепление своего военного присутствия в регионе, которое им необходимо и для обеспечения безопасности эксплуатации энергоресурсов Каспия, и для решения все той же иранской проблемы, и на случай обострения конфронтации с основным стратегическим противником - Китаем. Что эта цель существует, подтвердил главком европейского командования ВС США генерал Джеймс Джонс. Выступая несколько месяцев назад на слушаниях в конгрессе, он рассказал о планах создания «Каспийской охраны». Речь, по его словам, идет о формировании сети подразделений спецназа и полицейских сил в прикаспийских странах, которые могли бы быстро реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций, включая угрозы нападения террористов на нефтепровод Баку - Джейхан. Проект также включает системы наблюдения и за воздушным, и за морским пространством и возьмет под контроль США огромную территорию.
     Однако это лишь видимая часть айсберга. США намерены разместить и свои военные базы на территории Азербайджана и Грузии. Глава Пентагона Дональд Рамсфелд уже приезжал в Баку для подписания соответствующего соглашения. Правда, и азербайджанские, и грузинские представители отвергают возможность иностранного военного присутствия на постоянной основе на их территории. В то же время Баку, Тбилиси и Анкара высказывают серьезные опасения за безопасность нефтепровода, имея в виду, что он пролегает вблизи замороженных конфликтов в Нагорном Карабахе, Абхазии, проходит через районы, населенные курдами, и намерены внедрить дежурство на трассе беспилотных самолетов и конной охраны. Однако это, как говорится, до поры до времени, а там, глядишь, потребуется и американская военная помощь.

     
Война проиграна?

     Комментируя запуск нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан, аналитики в один голос заявляют, что Россия проиграла войну за Каспий. И с этим в целом трудно не согласиться. Прежде всего наша страна понесет экономические потери, так как поток нефти, направленный в обход российской территории, лишает ее значительных валютных поступлений. Но это не все. Как утверждается, новый нефтепровод может привести к сокращению импорта Евросоюзом российской нефти на четверть уже к концу этого десятилетия. В данный момент ЕС импортирует из России около 4 млн. баррелей нефти в день, что эквивалентно 90 процентам дневной выработки страны. Российская нефть составляет 15 процентов импорта во Франции, 20 - в Италии, 12 - в Испании и 27 процентов - в Греции, именно эти страны, помимо Турции, могут стать самыми очевидными рынками сбыта нефти, получаемой по нефтепроводу. А со временем более дешевая и качественная каспийская нефть будет теснить российскую и на других рынках. «В эру, когда нефть стоит 40—50 долларов за баррель, многие правительства считают географическую диверсификацию заслуживающей внимания целью», - говорят специалисты.
     Перед еще большими и трудно восстановимыми потерями стоит наша страна в политической области. Речь идет прежде всего о роли России в регионе. Вне всякого сомнения, она подвергается серьезной деформации. «Мы стали полностью энергонезависимыми», - с восторгом заявляют лидеры, ставшие во главе своих стран благодаря «цветным революциям», и не скрывают, что льнут под крыло Соединенных Штатов и НАТО. Явно не устраивает Россию и перспектива появления у ее южных границ американских и натовских военных баз, что сегодня мы уже наблюдаем в странах Балтии.
     В этой связи возникает закономерный вопрос, почему так произошло. Почему Россия после распада СССР, который был монополистом на Каспии, долгое время отступала от этого региона, каждый раз прикрываясь новыми политическими реалиями, теряя по большому счету друзей и обретая врагов, не выиграв на этом пути ни одной тактической и стратегической задачи? Ведь нельзя сказать, что не было понимания геополитической важности Каспийского региона, где сосредоточены огромные углеводородные ресурсы и где сходятся христианство и ислам, Восток и Запад, Европа и Азия. Российские эксперты неоднократно подчеркивали: «Взаимодействие Москвы со странами Закавказья и Центральной Азии - это сложнейший и обширный комплекс проблем черноморско-каспийской зоны, неотъемлемый от политики балканских стран, Украины, Турции, Ирана, Пакистана, Индии, Китая, от событий в Афганистане и все более активной линии США и держав Запада».
     Нет, понимание было, но отсутствовала четко продуманная и сформулированная политика в отношении Каспия. Выдвигалась масса инициатив по решению проблем Каспийского моря, но большинство из них так и не было реализовано. Шли какие-то игры, в том числе с американской картой раздела углеводородных ресурсов Каспийского моря, но почему-то не срабатывали имеемые на руках козыри. Одним словом, не хватало конкретных действий. Взять те же проекты, которые были призваны открыть российской нефти новые рынки - США и Азию. Они появились примерно тогда же, когда и Баку - Джейхан. Но каспийский проект сегодня стал реальностью, а нефтепроводы на Мурманск и к Тихому океану так и остаются на бумаге.
     «Активность иностранных компаний в Каспийском регионе обуcловлена в том числе и пассивной позицией России», - заявил Владимир Путин. Конечно же российским компаниям проще безоглядно разрабатывать «легкую» нефть, которая им досталась в наследство от нерыночного СССР, чем осваивать новые регионы, тем более в конкурентной борьбе. Из всех российских нефтяных компаний лишь «ЛУКОЙЛ» объявил Каспий одним из центральных приоритетов своей деятельности и имеет здесь прочные позиции. Так, «ЛУКОЙЛ» является участником ряда международных проектов по развитию Каспийского региона. В Азербайджане компании принадлежит 10 процентов в проекте Азери-Чираг-Гюнешли, 5 - в Шах-Дениз и 60 процентов в разведочном блоке Д-222. Кроме того, «ЛУКОЙЛ» принимает участие в разработке крупного месторождения Карабах, запасы которого оцениваются в 100 млн. т. Доля компании здесь составляет целых 32,5 процента. Она же является оператором проекта. В Казахстане «ЛУКОЙЛ» имеет 15 процентов в проекте Карачаганак и 50 процентов в проекте Кумколь. По словам президента «ЛУКОЙЛа» Вагита Алекперова, компания приступила к работе над новым проектом «Достык», который будет реализовывать совместно с казахстанской компанией «КазМунайГаз». При этом он подчеркнул, что инвестиции, по предварительным данным, оцениваются где-то до 3 млрд. долларов. За предыдущие восемь лет работы в Казахстане «ЛУКОЙЛ» инвестировал 1,5 млрд. долларов.
     Успешно компания работает в российском секторе Каспия, где ей, в частности, принадлежит лицензия на разработку участка Северный, на котором недавно было обнаружено три нефтегазовых месторождения - Хвалынское, Ракушечное и им. Ю. Корчагина. Их запасы оцениваются сейчас в 3,3 млрд. баррелей (450 млн. т). В ближайшие 15 лет «ЛУКОЙЛ» намерен инвестировать 12—17 млрд. долларов и довести к 2020 году добычу нефти, которая должна начаться в 2008 году, до 50 млн. тонн, а газа - 20 млрд. куб. м.
     Действия «ЛУКОЙЛа» в Каспийском регионе надо только приветствовать. Тем более что они наглядно демонстрируют, что при умело выстроенной стратегической линии можно не только сохранить, но и упрочить позиции в регионе. Совершенно очевидно, что жизненно важные интересы России в Каспийском бассейне требуют проведения скоординированного и рассчитанного на долгосрочную перспективу курса, направленного на развитие устойчивых дружественных отношений с Азербайджаном, Арменией, Грузией, другими государствами; укрепление взаимодействия с этими государствами, в том числе на многосторонней основе; поддержание безопасности в этом регионе, противодействие политическому и религиозному экстремизму, западной экспансии.
     Говоря о безопасности, хотелось бы напомнить, что в средствах массовой информации сообщалось об инициативе России по созданию на Каспии совместных сил быстрого реагирования с участием исключительно прикаспийских государств. В какой-то мере она прошла проверку на практике. Так, в августе 2002 года под эту идею силами российской Каспийской флотилии и при участии опять-таки компании «ЛУКОЙЛ» на Каспии были проведены учения, основу замысла которых составили  задачи оперативного реагирования не только на атаки террористов на нефтепроводы, но  и на какие-то чрезвычайные ситуации в прикаспийских странах. Вместе с тем очевидно, что она направлена не только на борьбу с  международным терроризмом и другими общими для региона  угрозами, но и  на то, чтобы не допустить появления на Каспии сил третьих, нерегиональных государств, и в первую очередь США, включивших каспийский бассейн в сферу своих интересов. Вопрос лишь в том, удастся ли реализовать эту инициативу. Пока ее поддержал только Иран.
     Только диверсифицированная политика России в Каспийском регионе позволит ей не только вернуть, но и упрочить здесь свои позиции. Бесполезно спорить, какова должна быть иерархия действий: политики должны расчищать поле деятельности для экономических субъектов или, наоборот, нефтяные и другие компании создавать основу для политического влияния. Как показывает опыт, только сочетание всех механизмов и рычагов воздействия во внешней политике ведет к упрочению позиций страны в том или ином регионе, в его превращении в зону сотрудничества, а не противостояния. И Каспийский регион тому не исключение. Как сказал великий Менделеев: «В Баку масса нефти есть. Надо теперь эту массу суметь прияснить к делу, осветить и смазать ею Россию, Восток и Запад».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex