на главную страницу

1 Июля 2005 года

Армия и общество

Пятница

Дом на набережной

Василий ФАТИГАРОВ, «Красная звезда».




     «В деле воссоздания нашего морского могущества, нашей морской мощи может быть только один лозунг, один пароль, и этот пароль - «Вперед!» Так в свое время говорил великий российский реформатор, министр внутренних дел и председатель Совета министров Российской империи Петр Аркадьевич Столыпин. Его слова актуальны сегодня, как и прежде. Увы, помнят о них уже немногие. А прислушиваться к советам из прошлого нынешним чиновникам вроде бы уже ни к чему.
     Рассказывая о планах своего ведомства на 2005 год, глава Комитета по управлению государственным имуществом г. Санкт-Петербурга Игорь Метельский подчеркнул, что комитет взял на себя повышенные обязательства и собирается заработать в этом году рекордную сумму - 16,7 млрд. рублей. И что все эти деньги пойдут конечно же на нужды города - на помощь государственным предприятиям, бюджетникам… Но как собирается решать эту сложную задачу господин Метельский? А очень просто: продажей фондов, принадлежащих тем же государственным предприятиям. Как при этом выяснилось, в отличие от Столыпина чиновников нового поколения перспективы российского военного флота не заботят. За переход к чисто рыночным механизмам распоряжения городской землей выступает и вице-губернатор Юрий Молчанов, курирующий Комитет по инвестициям. Он заявил о намерениях - способствовать приходу в Петербург крупных мировых гостиничных операторов, развитию туристической инфраструктуры руками прежде всего частного бизнеса. Наверное, это отвечает духу времени. Но значит ли это, что с интересами государственных учреждений можно уже не считаться?
     Английская набережная - одно из красивейших мест в центре Петербурга. Большинство из стоящих на ней зданий представляет культурную и историческую ценность. Престижное место для строительства всегда привлекало состоятельных подданных Российской империи и иностранцев. Привлекает и сегодня. Особенно тем, что большинство из домов тут занято как раз государственными организациями. В одном из них - доме № 38 находится Центральный конструкторско-технологический институт судоремонта Минобороны РФ (51-й ЦКТИС).
     Его-то и присмотрели господа чиновники для передачи в частные руки. В одном из многочисленных писем, полученных из Смольного, без обиняков говорится, что этот объект недвижимости «полностью отвечает критериям для размещения объектов гостиничной инфраструктуры». А раз отвечает, то почему бы институту не перебазироваться подальше за город.
     К счастью, министр обороны РФ Сергей Иванов недвусмысленно заявил городским чиновникам, что «передача здания в муниципальную собственность нецелесообразна, поскольку работа института способствует укреплению оборонной мощи России и росту ее престижа в области международного сотрудничества».
     Судостроение - индикатор уровня и стимул развития экономики государства. Россия всегда входила в число ведущих морских держав, а сегодня, как это ни прискорбно, быстро теряет прежние позиции. Только научно-технический потенциал отрасли, созданный в прошлом, позволяет сохранять, хотя и с большим трудом, боеспособность Российского военного флота. А восстановление и ремонт того, что осталось, - задача особенно актуальная.
     С середины прошлого века большинство российских военных кораблей и судов ремонтировалось по документации, разработанной специалистами 51-го ЦКТИС. Работа в этом направлении продолжается и сегодня. Архивный фонд предприятия составляет 33 миллиона единиц хранения. Это проекты 350 кораблей, судов и плавучих средств. И, конечно, особенная ценность - кадры, люди. Каждый специалист-судоремонтник не только у нас, в любой морской державе - на вес золота.
     Характерная особенность судостроительной отрасли - высокая наукоемкость. В 51-м ЦКТИС изучают передовые технологии, внимательно следят за новинками в области строительства и ремонта судов, используют последние достижения науки, успешно применяют современные информационные технологии. В кооперации с институтом работают все ведущие ремонтные предприятия ВМФ России: ОАО «Северная верфь», ЦКБ «Рубин», «Алмаз», Северное ПКБ, «Малахит», ПО «Севмаш», Амурский ССЗ, СФ «Алмаз» и многие другие.
     И если раньше в 51-й ЦКТИС занимались в большей степени документацией ремонта кораблей отечественного ВМФ, то сейчас - еще и разработкой и экспертизой документов на новейшие корабли Российского флота, на оборудование и вооружение, поставляемые на экспорт.
     В «Основах политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», подписанных Президентом России, указано: «Совершенствование государственного управления развитием науки и технологий предусматривает формирование механизмов реализации государственной поддержки технологий и техники, создание благоприятного социально-психологического климата для развития инновационной деятельности, стимулирование вовлечения технологических разработок в производственный процесс».
     Благоприятный социально-психологический климат… Думают ли о нем в Санкт-Петербурге? Если многие отечественные оборонные предприятия стоят с протянутой рукой в очереди за инвестициями, то ФГУП «51-й ЦКТИС» только за счет собственных средств отремонтировало фасад здания, внутренние помещения и крыши, вложило значительные средства в закупку новой техники и, полностью рассчитавшись за старые долги, в течение последних 5 лет увеличило объемы производства в 8 раз. Кроме того, заключило многообещающие договоры с сотней российских и зарубежных фирм. Авторитет института, энергия и предприимчивость руководства и сотрудников, а самое главное - производственный потенциал, который удалось сохранить, позволяют не только оставаться востребованными, но и участвовать в крупнейших бизнес-проектах, рассчитанных на долгую перспективу. Зачем осложнять жизнь важному для обороноспособности страны, для боеготовности флота предприятию?
     Смольный между тем продолжает говорить о «неэффективном использовании рабочих площадей», а господин Метельский устраивает чуть ли не ежемесячные проверки института на предмет «использования по назначению федерального имущества». А уже упоминавшийся выше господин Молчанов при этом уточняет, что администрация якобы «никогда не ставила вопрос об использовании здания ФГУП в интересах городского хозяйства». Тогда из-за чего сыр-бор? Кому от него польза?


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex