на главную страницу

5 Июля 2005 года

Тема номера

Вторник

Блеск и нищета «оборонки»

Анатолий АНТИПОВ.



В минувшее воскресенье в Санкт-Петербурге завершился 2-й Международный военно-морской салон (МВМС). Перефразируя известное выражение, эта выставка высветила блеск и нищету российской «оборонки».

     

     
Наша справка.


     Дизель-электрическая подводная лодка «Санкт-Петербург» была заложена на стапелях «Адмиралтейских верфей» в декабре 1997 года. Это головная лодка серии кораблей проекта 677 «Лада» (экспортный вариант - «Амур-1650»). Водоизмещение подлодки - 1.765 тонн, длина - 67 м, ширина - 7,1 м, скорость подводного хода - 21 узел, надводного - 10 узлов, предельная глубина погружения - 300 м, автономность - 45 суток. Подлодка оснащена шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм (боекомплект - 18 торпед). Мощность гребного электродвигателя - 4.100 кВт.
     

     Напомним, МВМС прошел под эгидой Морской коллегии при Правительстве РФ, ее организатором выступил Роспром. Военное ведомство также приняло деятельное участие в форуме: на его плечах лежал показ образцов военно-морской техники, вооружения и авиации Военно-морского флота на территории комплекса «Морской вокзал», полигона «Ржевка» и аэродрома города Пушкина Минобороны РФ.
     Безусловно, внимание специалистов привлекла новейшая подводная лодка ВМФ РФ проекта 677 «Санкт-Петербург», генеральным разработчиком которой является ЦКБ «Рубин». Hа этой подлодке применен новый тип гидроакустического покрытия корпуса, обеспечивающий высокую скрытность плавания. Для возможности эффективного использования оружия на лодке установлены совершенные средства обнаружения целей, целеуказания торпедам и ПКР на полную дальность, а также эффективные средства защиты по основным физическим полям. Эта субмарина, по оценке специалистов, является прорывным этапом при создании новых дизельных подлодок. Многие заложенные в ней технические решения будут использованы при строительстве новейших АПЛ.
     Как заявил Интерфаксу-АВН генеральный конструктор ЦКБ «Рубин» Игорь Спасский, в этой подлодке более 130 принципиально новых технических решений. Одним из самых важных для безопасности экипажа является усовершенствованная система спасения экипажа. Если раньше для аварийного покидания корабля подводнику необходимо было выполнить до 20 операций, то сейчас достаточно 4. По времени это занимает максимум 1—2 минуты. Созданы более совершенные условия для свободного выхода подводника через шлюз.
     Игорь Спасский особенно выделил конструкцию рубки лодки, на которой находятся телескопические выдвижные антенны, в том числе радиолокации, перископ и др. «Если раньше этот «лес» пронизывал всю лодку насквозь, в том числе и прочный корпус лодки, загромождая внутреннее пространство, то теперь все эти агрегаты убираются и помещаются в рубке лодки, а внутрь уходят только кабели», - подчеркнул генконструктор. Кроме того, рули на новой лодке расположены в рубке, а не в носу, как на предыдущих сериях, чтобы не создавать помех для гидроакустики корабля.
     Руководитель Федерального агентства по промышленности РФ Борис Алешин заявил, что подлодка «Санкт-Петербург» аккумулировала в себе новейшие на сегодняшний день конструкторские решения. «Лодка компактна, удобна для проведения ремонта, имеет унифицированную электронику, созданную на единой элементной базе», - сказал он.
     В конце октября 2004 года подводная лодка «Санкт-Петербург», о чем сообщала «Красная звезда», была спущена на воду.
     Международный военно-морской салон высветил не только сильные, но и слабые стороны деятельности отечественной «оборонки». Ее представители не скрывали своей озабоченности состоянием дел в ОПК. Государство должно в срочном порядке восстановить управление оборонной промышленностью, чтобы не потерять способность создавать сложные системы вооружений, такие как современные авиационные комплексы, ракетные системы, боевые корабли. «На протяжении последних лет мы наблюдаем целенаправленный курс государства на отказ от управления промышленностью, хотя сама промышленность против этого. В конечном счете, такая политика приведет к тому, что мы не сможем разрабатывать и производить сложную наукоемкую продукцию. Прежде всего ту, которая имеет длительный технологический цикл», - цитирует генерального директора финансово-промышленной группы «Скоростной флот» Геннадия Данилова агентство Интерфакс-АВН.
     Если для создания современного истребителя требуется 10—12 лет, то в судостроении этот технологический цикл порой еще больше. Глупо думать, что рынок все отрегулирует. Нигде в мире такого нет. Дать эффект может только грамотное сочетание частной инициативы с государственным управлением.
     По словам Данилова, частная инициатива может отрегулировать торговлю «ножками Буша», но создать с помощью частной инициативы программу строительства ракет или, к примеру, авианосца нельзя по определению. «Нынешний военно-морской салон наглядно демонстрирует, что за последние годы наше судостроение по ряду важных направлений потеряло свои позиции и отстает от ведущих западных разработчиков и производителей морской техники», - высказал свою точку зрения руководитель ФПГ «Скоростной флот».
     Он отметил, что сегодня даже маленький корабль должен рассматриваться как гипертехническое пространство, потому что в первую очередь это не просто плавсредство, а сложнейший электронный комплекс. Мы по этому параметру очень сильно отстаем. И не потому, что не можем создать такие комплексы, а потому, что нет государственной задачи, государственного заказа, нет указующего перста государства, как это было раньше, считает Г. Данилов. Вторая серьезная проблема, которую нужно решить, - это технологическое отставание. Здесь должна быть выработана четкая промышленная политика, оформленная специальным документом, в котором прописаны приоритеты, поставлены задачи, определены сроки. Думается, гендирекор ФПГ «Скоростной флот» выразил мнение многих руководителей предприятий российского ОПК.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex