на главную страницу

9 Июля 2005 года

Специальный репортаж

Суббота

Жизнь под катком

Что такое ЗАТО, и как их судьба отражается на судьбах людей и военных городков

Геннадий МИРАНОВИЧ, Александр ДОЛИНИН, «Красная звезда».
Ракетные войска стратегического назначения.




     Дальше, судя по документам, с которыми нас ознакомил полковник Андрей Квасников из управления начальника строительства, события должны были развиваться в благоприятном для ЗАТО направлении. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2003 года № 612 долгожданная комиссия была создана. В ее компетенцию вошли задачи нормативно-правового регулирования деятельности закрытых административно-территориальных образований, а также разработка предложений по вопросам государственной политики в области их развития. Сразу же были рассмотрены меры по обеспечению социальной защищенности семей военнослужащих, проживающих в
     ЗАТО, подлежащих упразднению.

     Естественно, значилось в этом списке и закрытое административно-территориальное образование Кедровый. Более того, в апреле 2004 года там прошло выездное заседание межведомственной рабочей группы правительственной комиссии под председательством генерал-майора Хворостьянова. Был разработан план переходного периода, предусматривающий комплекс финансируемых из федерального бюджета мер по созданию дополнительных рабочих мест за счет перепрофилирования в интересах Красноярского края инфраструктуры ЗАТО, в том числе казарменно-штабного фонда.

     В частности, предлагалось: на базе средней школы поселка Кедровый (900 мест) открыть школу-интернат на 120 учащихся из Емельяновского района Красноярского края; военный госпиталь перепрофилировать под психоневрологический дом-интернат на 260 проживающих с содержанием за счет краевого бюджета (до 160 дополнительных рабочих мест); на фондах казарменной зоны возродить учрежденную в свое время еще генералом Александром Лебедем кадетскую школу-интернат… Словом, приветствовалось все, что могло хоть как-то облегчить участь жителей поселка после упразднения ЗАТО.

     Но, как говорится, гладко было на бумаге. Вскоре грянула реорганизация правительства, комиссию упразднили, большинство принятых ею решений осталось нереализованным. У Минфина не нашлось денег даже на закупку и транспортировку топочного мазута для поселка. Если бы командование РВСН не распорядилось (кстати, на свой страх и риск, поскольку не имело на это законных оснований) оставить в Кедровом 4,5 тыс. тонн приготовленного к вывозу топлива, то вообще неизвестно, как бы там пережили минувшую зиму. Теперь, уже не надеясь на доброго дядю из РВСН, в поселке в срочном порядке строят новую котельную, которая будет работать на угле. Успеть бы до наступления холодов!

     Итак, горький опыт Кедрового показывает, что одной из основных причин роста социальной напряженности в ходе дальнейшей реорганизации или упразднения закрытых административно-территориальных образований может стать незанятость их населения, что чревато резким падением уровня жизни людей, отдавших свои лучшие годы военной службе. Тем не менее реформа неотвратима. Перспектива быть упраздненными уже в течение ближайших пяти лет «светит» целому ряду подобных образований. И практически все они также удалены от промышленных центров, не имеют собственных производств, где людям можно было бы устроиться на работу. А это почти пятидесятитысячная армия безработных, более 30 процентов которых имеют как минимум одно высшее образование. Причем не будем забывать, что речь идет о людях, допущенных к государственной тайне, обладающих знаниями и навыками работы в области высокотехнологического производства, что одновременно с ними потеряет работу и значительная часть жителей прилегающих населенных пунктов. В то же время затраты на отселение людей из военных городков в случае невозможности обеспечить их занятость могут, по словам командующего Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковника Николая Соловцова, более чем в 15 раз(!) превысить ежегодные расходы на их содержание.

     С другой стороны, превращение ЗАТО в обычные муниципальные образования при отсутствии денег на их содержание чревато потерей фондов. Не говоря уже о том, что необходимость решения жилищных вопросов самостоятельно может привести к наводнению бывших военных городков местными криминальными структурами.

     Учитывая все это, в октябре прошлого года министр обороны Сергей Иванов обратился к Президенту России с предложением о целесообразности в целях недопущения социального кризиса в оставляемых войсками обособленных военных городках в кратчайшие сроки возобновить работу комиссии Правительства Российской Федерации по решению проблем закрытых административно-территориальных образований. Реакция главы государства в виде поручения председателю Правительства РФ Михаилу Фрадкову организовать работу комиссии последовала незамедлительно.

     Ну а дальше, как водится, пошел процесс согласования позиций различных министерств и ведомств. И пошел непросто, поскольку у различных ведомств оказались, судя по документам, и различные взгляды на проблемы ЗАТО и пути их решения. Чтобы не быть голословными, обратимся к протоколу согласительного совещания от 14 июня 2005 года с участием представителей Минэкономразвития, Минобороны, Минфина, Минрегиона, Минпромэнерго России и Росатома. Увы, консенсуса не получилось. Если военное ведомство, Минэкономразвития и Росатом высказались за создание комиссии Правительства РФ по проблемам закрытых административно-территориальных образований, мотивируя свою позицию тем, что «в условиях реформы федеративных отношений и местного самоуправления вопросы нормативного правового регулирования в области ЗАТО выходят за рамки компетенции федеральных органов исполнительной власти», то остальные сочли это нецелесообразным. По каким соображениям?

     В Минфине предположили, что с включением ЗАТО с 2006 года в бюджетную систему субъектов Российской Федерации, напротив, снизится и актуальность регулирования их деятельности со стороны федеральных органов исполнительной власти. А посему, мол, нечего огород городить, действующее законодательство позволяет обеспечить условия для нормального их функционирования. При этом делается ссылка на постановление Правительства РФ № 232 от 18 апреля сего года, определяющее механизм компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов ЗАТО, связанных с особым режимом безопасного функционирования.

     В Минрегионе и Минпромэнерго сослались на то, что уже создана межведомственная комиссия по разработке стратегии социально-экономического развития регионов, в рамках которой действует группа по территориям особого регулирования (ЗАТО, особо охраняемые природные территории, территории особых экономических зон, курорты-регионы и т.д.). Она, дескать, и займется решением всех проблем.

     Однако проблемы, как мы видим, только усугубляются. И никакой группе они уже не под силу. Даже для перевода на «мирные рельсы» поселка Кедровый, что в часе езды от Красноярска, потребовался переходный период. А ведь у ракетчиков есть «медвежьи углы» и покруче… Знают ли об этом чиновники, которым почему-то вот уже сколько месяцев никак не удается согласовать позиции по одному из животрепещущих вопросов государственной важности? Есть ли, наконец, у них понимание ответственности перед людьми, судьбы которых зависят от их решений? Хочется верить, что есть.

     - Лиши нас нынешнего статуса, не дав хотя бы года три на решение социальных проблем, на адаптацию к жизни в новых условиях, - тут же все здесь рухнет, - делится с нами своими тревогами Светлана Федоровна Шалабанова, глава администрации ЗАТО Первомайский (Юрьянский район, лесной массив в 70 км северо-западнее города Кирова), где расквартирована Мелитопольская ракетная дивизия. - Но я оптимистка. Ведь наше жилищно-коммунальное хозяйство - это по-своему уникальный комплекс объектов и систем жизнеобеспечения. В нем почти сотня одних только жилых домов. А добавьте сюда более десятка учреждений здравоохранения, образования и культуры, торговли и услуг... Жилой фонд и инфраструктура нашего городка потянут на 3 миллиарда рублей. И все это в одночасье станет никому не нужным, будет брошено, как нам показывают по телевидению, на произвол судьбы? Не верю!

     Да, слава богу, не перевелись еще оптимисты в наших ракетных городках. Как бы ни было трудно, они не падают духом, стучатся во все двери в поиске путей решения надвигающихся проблем и не теряют веры в то, что в каждой конкретной ситуации разумный выход все-таки будет найден.

     Но энтузиазма местных руководителей тут, конечно, недостаточно, хотя и от них, как показывает практика, зависит немало, по крайней мере в части организации выполнения уже утвержденных планов. По большинству же проблемных вопросов, особенно связанных с определением времени переходного периода для ЗАТО, перспективы использования фондов сокращаемых частей и соединений, обеспечением занятости населения бывших военных городков, отселением граждан, потерявших связь с Вооруженными Силами, требуются решения на государственном уровне. Причем межведомственной комиссией здесь не обойтись. Ведь наряду с упразднением ряда ЗАТО все они, как уже говорилось, с 1 января 2006 года будут включены в единую систему органов местного самоуправления субъектов РФ, предусматривающую общие принципы межбюджетного регулирования для муниципальных образований, имеющих статус городского округа. Межведомственная комиссия просто не сможет обеспечить решение вопросов федеральной значимости. Нужен рабочий орган федерального уровня, который был бы уполномочен решать такие вопросы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex