на главную страницу

12 Июля 2005 года

Армия и общество

Вторник

Прощайте, горы

Горная группировка Минобороны
будет расформирована до конца нынешнего года

Алексей КОЗАЧЕНКО, «Красная звезда».



Вертолет, подстраиваясь под ветер, только со второго раза решился на посадку. Поселок Ведено встретил пасмурной, чуть ветреной погодой. Офицеры вынырнули из Ми-8 и, пригнувшись, придерживая головные уборы руками, быстрым шагом устремились к стоявшим неподалеку БТРам.
«Вертушка» и боевые машины тронулись почти одновременно. Вертолет устремился в укрытые легким молочным туманом облаков горы, бронетранспортеры сначала спустились по крутому склону, затем, шурша крупным гравием мелководной горной реки, двинулись по ее руслу. Проехав метров пятьсот, машины, натужно гудя двигателями, поползли вверх по узкой улице.
Возле домов почему-то толпилось много людей, в основном женщины и дети. На одном из перекрестков мальчонка лет пяти угрожал игрушечным пистолетом. Только военные оказались к нему спиной, в воздухе повис звон от удара растянувшейся пружины. Выстрелил все-таки. Хорошо хоть из игрушки. Пока…


     В последнее время подобные командировки стали для офицеров управления Горной группировки ОГВ(с) особенно частыми. Идет плановая передача комендатур от Минобороны к Внутренним войскам. В 2003 году под юрисдикцию МВД были переданы комендатуры в равнинной части Чечни, теперь происходит заключительный этап – в горной. Нужно сразу оговориться, что подразделения Минобороны полностью не уходят из горной части республики. Ротные тактические группы 42-й дивизии, например, в Бамуте меняют в горах комендантские тактические группы, а в районе Ботлиха будет дислоцироваться горно-стрелковая бригада.
     Сегодня комиссия во главе с заместителем командующего войсками СКВО - первым заместителем командующего ОГВ(с) от Минобороны РФ генерал-майором Анатолием Хрулевым проверяет готовность к передаче самого сложного района.
     - Министерство обороны сделало в горах свое дело, сейчас здесь уже не нужно вести крупномасштабные боевые действия, - говорит генерал. - Все идет своим чередом, в скором времени, думается, здесь останется только местная милиция.
     За пять лет крепость (так военнослужащие назвали свой городок), где до недавнего времени располагался штаб Горной группировки, превратилась в своеобразный оазис цивилизации в горах. В далеком прошлом здесь действительно был бастион с широкими стенами. Тут стоял заставой русский батальон солдат-линейцев. Теперь за прочными стенами крепости со старинной сторожевой вышкой, на которой круглосуточно находятся часовые, соседствуют современные здания штаба, казармы, общежития и стационарной столовой. Здесь, в горах, даже функционирует центральное отопление, есть горячая вода.
     Офицеры-проверяющие неспешно заходят в ярко-желтое здание, где раньше находились кабинет командующего группировкой и конференц-зал. Многие когда-то здесь служили, теперь с ностальгией смотрят вокруг, подмечая любое изменение. Тем временем собираются в узком кругу силовики района. Демократично вокруг стола сидят представители ФСБ, местной и прикомандированной милиции.
     - В переходный период необходимо особо тесное взаимодействие между всеми силовыми структурами, - задает тон этому неформальному разговору генерал-майор Анатолий Хрулев. - Местные милиционеры должны делиться оперативной информацией, военные при необходимости - поддерживать подразделения МВД артиллерийским огнем. Но если, конечно, боевики не находятся в окрестностях населенного пункта…
     …В штабе комендатуры Веденского района внешне достаточно спокойная обстановка. Большинство офицеров и прапорщиков перед расформированием догуливают отпуска. Комиссию как-то обреченно встречают вопросами. Одних интересует своя дальнейшая судьба, другие спрашивают, получат ли они квартиры.
     Как оказалось, когда офицеры шли сюда служить, им обещали золотые горы: и перспективы в службе, и внеочередное жилье. О квартирах забыто. В лучшем случае увольняемые получат сертификаты. Что касается служебного роста, то и с этим пока вопрос не решен. Некоторые офицеры отданы в распоряжение командующих войсками округов. Что будет дальше, они не знают…
     Подполковник-разведчик докладывает об обстановке. Получается, что она не такая уж сложная, как раньше, когда ночь напролет боевики обстреливали территорию комендатуры. Адекватно ответить им всегда было трудно, поскольку территория комендатуры находится практически между частными домами. Сегодня боевики хотя и не так активно, но все же беспокоят военных. Недавно на фугасах подорвались пятеро милиционеров, повезло, что нет «двухсотых».
     Комендатура расположена в одном из самых опасных районов Чечни, поскольку находится на развязке дорог из горной части на равнину. Восточнее проходит административная граница с Дагестаном, южнее - Государственная граница с Грузией и Азербайджаном. Здесь неподалеку, в селении Дышне-Ведено, родился и вырос Шамиль Басаев. Теперь тут много его сторонников, которые не хотят жить мирной жизнью.
     Наверное, чтобы как-то компенсировать повышенную опасность, в комендатуре создан уют. Конечно, насколько это возможно было сделать в условиях Чечни: построены капитальные казарма и столовая. Остальным военным комендатурам всегда приходилось решать сложные бытовые проблемы. В лучшем случае под жилье переоборудовалось какое-нибудь административное здание или хозяйственная постройка. Другие жили в палатках или строительных вагончиках. И это при том, что те, кто служил в комендатуре, находились здесь два года.
     Комендатуры в районах Бамута (расформирована первой), Итум-Кале, Ножай-Юрта, Шатоя и Ботлиха расположены и вовсе в палатках, без малейших благ цивилизации.
     Вообще на военные комендатуры в Чечне с самого начала возлагались достаточно серьезные задачи. В ходе контртеррористической операции каждый районный комендант отвечал практически за все в своем районе: он должен был выполнять задачи по обеспечению безопасности местного населения, планировать и проводить специальные операции, вести инженерную разведку, обеспечивать безопасность колонн Центроподвоза, координировать взаимодействие всех силовых структур, контролировать строительство, отвечать за распределение компенсаций, гуманитарной помощи и многое-многое другое. При этом военный комендант был обязан находиться в тесном контакте с населением: нужно было выступать на митингах, встречаться с измученными войной, обозленными людьми. Естественно, все это вкупе увеличивало вероятность диверсий против самих военных. Так, в 2001 году был убит комендант Урус-Мартановского района Герой России генерал-майор Гайдар Гаджиев. К нему под видом мирной жительницы сумела подобраться смертница. Сейчас полномочия военных комендатур поделены с местными администрациями и другими силовыми структурами.
     Между тем, несмотря на сложные условия, многие офицеры и солдаты хотят продолжать службу в горной части Чечни, в том числе и в Ведено. Для этого они готовы перейти во Внутренние войска. Аргументация их проста: они долгое время выполняли боевые задачи и знают практически каждый сантиметр гор, тут они будут еще полезны.
     Так, в комендантской роте, которая входит в состав Веденской комендатуры, где командует майор Алексей Боков, сформировался крепкий коллектив, здесь каждый держится за свое место. И это несмотря на то, что они выполняют сложные боевые задачи: ежедневно выходят на инженерную разведку местности, регулярно участвуют в разведывательно-поисковых мероприятиях. В роте крепкие традиции. Есть тут три кавалера ордена Мужества - это старшие сержанты Алексей Полежаев, Эдуард Пампурин и Николай Гугуев. Последний после тяжелого ранения лишился ступни, но тем не менее попросил, чтобы его оставили на службе. Ему пошли навстречу.
     Есть в роте и свой Герой. Пулеметчик комендантского взвода ефрейтор Сергей Морозов участвовал более чем в пятидесяти специальных операциях. 12 июня 2001 года разведывательная группа из девяти человек, в состав которой входил Сергей, вела поиск в горно-лесистой местности в пяти километрах южнее населенного пункта Дышне-Ведено. Группу возглавлял подполковник Олег Дмитриев. Задача разведчиков - определить результаты авиаударов по местам возможных стоянок боевиков. Ефрейтор Морозов был назначен дозорным, двигался впереди на расстоянии видимости от основной группы. Проверив восточную сторону реки Халкичи, разведчики перешли на другой берег и стали подниматься по склону, заросшему густым кустарником. Через пятьдесят метров группа была встречена плотным огнем с трех сторон. Дозорный сразу получил ранение в ногу, но мгновенно оценив обстановку, смог открыть ответный огонь. Его действия спасли остальных, они успели занять оборону. В том бою Сергей Морозов погиб, позже он был награжден Звездой Героя.
     Но вернемся к текущим делам. Как говорит генерал-майор Анатолий Хрулев, сегодня практически у каждого офицера появилась определенная ясность. Те, кто захочет перевестись, сделают это по упрощенной схеме. Особенно востребованы во Внутренних войсках артиллеристы, инженеры и связисты. И если аттестационная комиссия признает их профпригодными, то никаких вопросов не возникнет. Им предложат равнозначные должности. Многие пойдут на повышение. Словом, офицеров с боевым опытом берут с удовольствием. А военные коменданты Бамута - генерал-майор Андрей Старков и Итум-Калинского района - генерал-майор Сергей Черняков поступили в Академию Генерального штаба.
     Тем офицерам, кто все-таки пожелает уволиться, будут предоставлены все льготы, по крайней мере им такие обещания даны. Еще одна интересная особенность: многие офицеры хотят продолжить службу в Чеченской Республике и соглашаются на перевод с понижением в части Минобороны РФ, которые дислоцируются здесь на постоянной основе.
     В общем, Горная группировка выполнила поставленные задачи. Солдаты и офицеры сделали свою опасную, но нужную работу. Об этом говорят результаты боевых операций. За пять лет были обнаружены и уничтожены тысячи схронов с оружием, задержаны и ликвидированы десятки боевиков, проверены и разминированы сотни километров дорог. Всего за время существования Горной группировки были награждены 4.033 человека. Только в этом году ордена вручены двенадцати военнослужащим, свыше шестисот получили медали.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex